«Обрусевшие немцы» расхожее, однако справедливое словосочетание. В Крыму они оставили множество примечательных объектов рассказа и показа. Я уже давно занимаюсь теорией и методикой фамильного туризма. Начиналось это с моей фамилии, что естественно. А вот фамилия Шлее выглядит скорее нашей, чем немецкой. Это древний корень, который угадывается в таких словах: шляхта, шлях, шлейка, шляться и уж совсем малопонятное русское слово — шёл, у него только прошедшее время.

Обрусение у Шлее шло через смешанные браки с русскими, православие, купеческую и дворянскую благотворительность.

На моей странице время от времени появляются комментарии от нынешних потомков Шлее. Я этому рад.

Фердинанд Матвеевич Шлее (1841-1904) - крымский купец немецкого происхождения

Фердинанд Матвеевич Шлее (1841-1904). Короткий нос, круглое лицо, высокий лоб. Впрочем, общий овал лица и достаточно крупные уши говорят о влиянии скифского (северо-иранского) антропологического типа. С таким лицом хорошо играть Деда Мороза. Именно такой тип называется нордический, лаппоноидный. Распространен на севере и востоке Германии. Возможно, именно такие люди получают радость от того, что делают подарки. Впрочем, в Российской империи, которой многие века управляли немцы, купечество за свои благодеяния получало огромные привилегии, государственные заказы, например, очень выгодные.

Цитаты из статьи Валентины Комиссаровой о крымской династии Шлее из московской немецкой газеты:

«1803 год. Труден и долог был путь из Германии на манящие к себе земли Таврической губернии. Надежды переселенцев вскоре оправдались.
Грамотные и трудолюбивые, честные и принципиальные, знающие свое дело Шлее уверенно и успешно осваивали новый для них край. Росло благосостояние, рождались дети, и земля Таврической губернии, когда-то загадочная и неведомая, становилась родной и любимой.
Во второй половине XIX–начале XX веков представители большой немецкой семьи Шлее уже занимали видное положение в Крыму.
Симферопольцы доверяли уважаемому семейству, об этом свидетельствует тот факт, что четверо братьев Шлее один за другим были удостоены чести быть избранными в симферопольскую Городскую думу. Период их деятельности в Думе и Симферопольском земстве продолжался 47 лет: с 1872-го по 1918 год. Но профессиональная и общественная деятельность представителей этого семейства не ограничивалась рамками Симферополя.Фердинанд Матвеевич, а затем и его младший брат Александр состояли гласными (депутатами) Симферопольского земства, в состав которого входили города Симферополь, Бахчисарай, Карасубазар и прилегающие к ним территории. Гласными Евпаторийского земства были избраны Фердинанд Шлее и его старший сын Константин.
Ныне мало кто знает, что Фердинанд Матвеевич Шлее (1841–1904) был и губернским гласным. 29 сентября 1903 года проходили одни из последних в его жизни выборов. Вместе с надворным советником М. Серебряковым, надворным советником В. Конради и бароном А. Врангелем симферопольский купец Ф. Шлее в очередной раз был избран гласным Таврического губернского земского собрания. Он состоял в этом высоком звании в течение двадцати лет: с 1885-го до конца своих дней, то есть, говоря современным языком, в течение двух десятилетий был депутатом всей Таврической губернии.»

«В 1907 году Константин Шлее построил на свои средства великолепное трехэтажное здание, одно из самых красивых в Симферополе. Разместившаяся в нем частная женская гимназия В. Станишевской вскоре стала весьма престижным учебным заведением, в ней работали признанные педагоги, в том числе и Константин Андреевич Тренев, позже прославившийся как автор пьесы «Любовь Яровая».
Константин Фердинандович принимал деятельное участие в работе Попечительского совета гимназии.

здание женской гимназии в СимферополеНо изменились времена, и былые заслуги уже сулили лишь неприятности. В эпоху раскулачивания богатый домовладелец был выслан из Крыма в Сибирь и трагически погиб.
А его дом стоит. Теперь в нем размещается Министерство архитектуры и строительной политики Автономной республики Крым. Строгий и величественный, он молчаливо напоминает о крутых переломах в истории и об их последствиях. Быть может, это красивое здание и есть памятник Константину Фердинандовичу Шлее?…»

= = = = = = = = = = = =

Еще цитата:

«По реестру недвижимости Фердинанд Шлее имел две экономии — Чонгары в восьми верстах от Симферополя (по некоторым данным, сейчас это здание, где расположен Луговской вендиспансер) и Чеботары-новыя (Шлее) недалеко от Сак.

…«Число дворов — четыре, национальности смешанной, приписного населения- 1 душа мужеского полу. Число душ постороннего населения: мужеского полу 83, женскаго — 25. Общее число земли у хозяйства — 3.060 десятин. Скота: лошадей 64, волов 60, коров 25, овец 630. До губернского города — сорок верст…» Это описание Чеботарки относится к 1915 году, когда Фердинанда Матвеевича уже не было в живых, а делами заправлял его сын Константин Шлее. Успел ли Шлее-старший достроить тот дом, или дело пришлось завершать сыну — неизвестно.

Экономия Шлее состояла из барского дома, нескольких домиков для рабочих и добротного двухэтажного каменного амбара.»

Конкурс детского рассказа о курорте Саки

Там, где история оставила след

Автор: Евгения Шайкова, 16 лет

= = = = = = = = = = = =

Всем кто разыскивает Шлее, могу сообщить, что Валентина Комиссарова долгое время работала редактором на крымском радио, готовила программы о крымских немцах, давно на пенсии. Издано две её книги:

В 2009 году издательство «Бизнес-информ», Симферополь (я там некоторое время был главным редактором, но в 2001) выпустило книгу «Служение Симферополю. Александр Шлее».

Книга Служение Симферополю. Александр Шлее. Автор Валентина Комиссарова

Книга Служение Симферополю. Александр Шлее. Автор Валентина Комиссарова

В 2012 году «Крымская династия Шлее» вышла в издательстве «Нижняя Ореанда» (основатель и владелица моя давняя верстальщица, как раз по работе в Бизнес информ познакомились )))

обложка книги Крымская династия Шлее

обложка книги Крымская династия Шлее. Издательство Нижняя Орианда, Ялта. 2012

Ну и главное — дом Шлее в Чеботарке Сакского района можно еще привести в порядок.
Здание очень интересное — в сети много фотографий.

По поводу дома в Чеботарке:
дом Шлее в Чеботарке, Сакский район, КрымПо версии этнографического центра крымских немцев «Кроненталь» (поселок Кольчугино, Симферопольский район) дом был построен для Фердинанда Матвеевича Шлее (1841-1904). Одна из местных жительниц сказала мне, что в доме «немец жил».
Достоверно известно, что в Симеизе в 1911 году Надежда Измайловна Шлее (в девичестве Зайцевская) построила одну из лучших вилл «Хайал (Мечта)», автором проекта и руководителем строительства виллы «Хайал» был техник Померанцев. Возможно, дом в Чеботарке это ранняя работа Померанцева, поскольку стиль этого дома очень близок виллам Симеиза и вообще традициям крымской дворцовой архитектуры, но только с большими окнами на фасаде, что не характерно для мусульманских строений. Поэтому стиль называют «псевдомавританский», или «крымское рококо».
В 1930-е годы в этих местах, вероятно и с использованием помещичьего дома, работал Чеботарский сельскохозяйственный техникум — часть масштабного плана привлечения евреев к сельскому хозяйству.

Само название Чеботарка есть уже на карте 1817 года, вероятно, поселение возникло еще во времена Крымского ханства и было связано с украинскими чумаками, поскольку слово «чоботарь» не крымскотатарское (как это можно видеть в краеведческих работах), а украинское. Расположение села, а точнее небольшого хутора на пересечении дорог к нескольким соляным озерам, вполне объясняет его название. Чумаки могли тут отдыхать, проводить ремонт возов, и понятное дело — своей личной обуви, на пригорках им часто приходилось ходить пешком, особенно рядом с груженными возами.

Во времена Крымского ханства не раз возникали эпидемии чумы, в этом случае торговые караваны и чумацкие товариства должны были пережидать время карантина в особо отведенных селениях. Вероятно, Чеботарка (как и Чумакарка, или Чумакары юго-западнее Симферополя) выполняли такую роль.

Вилла Хайял (Мечта) в СимеизеВилла Надежды Измайловны Шлее в Симеизе сохранилась в относительно хорошем виде, ее фотография (автор Lera Matveeva помещена в проекте Panoramio:

Tatiana Evtushenko, 13 Мая, 2008, приводит цитату:

Вилла Шлее (Хайял — Мечта)

Дача построена на участке 23, принадлежавшем вдове купца Надежде Измайловне Шлее (Зайцевской).

Дача спроектирована и построена техником Померанцевым в 1911 году. Архитектура дачи выдержана в псевдомавританском стиле и называлась Хайял, что в переводе с арабского означает Мечта.

Дача насчитывала 11 комнат и использовалась как дом-особняк.

Во время первой мировой войны Надежда Измайловна Шпее содержала на свои средства 50 коек в Симеизском госпитале для лечения воинов Русской армии.

Вместе со своей дочерью они трудились сестрами милосердия, выхаживая раненных солдат.

Из книги М. М. Петровой «Симеиз: путешествие по старым дачам» изд. СОНАТ 2006

= = = = = = = = =

Информация о потомкам Шлее в Казахстане (Джамбул) приводится в книге:

Russlanddeutsche Sprachbiografien  Авторы: Katharina Meng, Ekaterina Protassova

= = = = = =

Потомки крымской династии Шлее общаются между собой в комментариях под этим обзором. Мы не препятствуем гиперссылкам и контактам.