Содержание

Введение…………………………………………………………
1. Взаимодействие природы и культуры ………………………
2. Мифические существа как проявление магической силы растений …
2.1. Шаман как связующее звено между природой и мифом ………………
2.2. Культ грибов у Ацтеков ………………………………….
2.3. Верования коренных народов Сибири ……………………
2.4. Божества Афро-бразильских религий ……………………..
2.5. Культ пейота ……………………………………………………
3. Искусство перуанских наска ………………………………..
3.1. Мифическое существо в искусстве наска ……………….
3.2. Искусство керамики наска ………………………………….
3.3. «Линии наска» ………………………………………
3.4. Изображение галлюциногенных растений в искусстве наска …….
Заключение …………………………………………
Список литературы ……………………………………………

Введение

Разные части растений – плоды, листья, кора и клубни служили для человеческих существ источником пищи, а стебли, кроме того, заменяли им веревки. Некоторые растения, однако, натолкнули людей на их использование в ином качестве. Это растение, чье свойство – «одурманивать» — может, в отдельных случаях, изменять пребывающее в бодрствующем состоянии сознание.

Множество западных исследователей проблемы применения психотропных растений в традиционных обществах высказывают убеждения, состоящие в том, что эти вещества сыграли далеко не второстепенную роль в организации жизни, становлении веры, надежд и ценностей большого числа людей. Представители многих доиндустриальных обществ включали воздействующие на сознание растения в сферу своей повседневной деятельности. Так, например, поведение в сфере экономики, социальная организация и системы верований некоторых народов всегда находились под влиянием использования таких растений. Однако, до настоящего времени было мало, что известно об их культурном предназначении. Слишком часто, когда антропологи и ранние путешественники снисходили до того, чтобы обсуждать употребление галлюциногенов, они описывали это на полях, в подстрочных ссылках или без большого интереса и убедительности. Отчасти, подобное происходило в силу культурных предубеждений этих ранних исследователей, путешественников, миссионеров и ботаников, большинство из которых приезжали из Европы и Америки.

Возникшие на почве применения галлюциногенов мифология и искусство первобытных сообществ можно рассматривать как синтез природного и культурного начал в сознании людей.

1. Взаимодействие природы и культуры

Взаимодействие природы и культуры — одна из ключевых тем философии культуры. Если взглянуть на беспредельное многообразие сюжетов, сопряженных с этой темой, то можно видеть, что они тяготеют, в общем, к двум полюсам. Часть культурфилософов рассматривают отношения между природой и культурой как изначально враждебные.

Внутренняя принадлежность человека к двум этим мирам свидетельствует о том, что в основе отношений между природой и культурой можно мыслить противоречие. Но в той же мере не исключено усматривать здесь некий принцип взаимной дополнительности. Культура – это природа, которую пересоздает человек, утверждая посредством этого самого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству человека. Культура является спецификой человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Человек и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.

«Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Однако это вовсе не означает, что человек отверг натуру. Мир культуры можно рассматривать как вполне естественную дальнейшую ступень мировой эволюции. В этом случае человек может восприниматься как соединительное звено между природой и культурой» [4, с.57].

Соотношение культуры и природы имеет разные сферы проявления. Под сферами проявления отношений между природой и культурой имеется в виду различие между:

1) превращением «во вторую природу» окружающего человека материального мира в результате соответствующих усилий культуры;

2) столкновением и активным противоборством природы и культуры в самом человеке, как природном и одновременно культурном существе;

3) созданием человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, воплощающегося в образах мифологии и искусства.

Таким образом, метаморфозы, производимые культурой с природой, таят в себе весьма широкий спектр возможных взаимоотношений обоих начал в рождающихся природно-культурных образованиях. На одном краю этого спектра обожествление природы и поклонение ей, на другом пренебрежение законами природы, стремление навязать ей человеческую волю.

«Сопряжение культуры и природы, произошедшее в антропогенезе и продолжающееся в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, повлекло за собой радикальное усложнение структуры человеческого бытия: она стала на несколько порядков более сложной, чем структура существования животных» [4, с.58]. Встреча природных и культурных факторов в человеке является вариативной и в пределах его индивидуального существования, и на разных этапах истории, и в разных социокультурных системах. Принцип «индивидуального подхода» выражает эту важную особенность взаимоотношений природы и культуры внутри человека; этот принцип действует и в исторической науке, и в искусствознании, и в художественном творчестве.

С самого начала – со времен первобытного искусства – и вплоть до сего дня художественное освоение мира остро интересуется тем, как происходит в человеке превращение натуры в культуру, каковы различные коллизии их сложных и разнообразных взаимоотношений. Особые возможности художественного творчества в решении этой задачи были связаны с тем, что оно свободно преодолевало все объективные границы, которые в реальном сопряжении натуры и культуры накладываются материальной формой бытия природы и человека – законами пространства и времени. Мифология, а за ней искусство, преодолели это препятствие, обретя возможность создавать такие конструкты, в которых культура полностью, абсолютно подчиняет себе природу – скажем, образы говорящих животных, воскресающих мертвецов и т.п. Фантазия создавала здесь такие культурно-природные синтезы, которые либо предвосхищали то, что человечество научится практически созидать через много веков и тысячелетий, либо оставались нереализуемой мечтой, фантасмагорией. Освобожденное от необходимости подчиняться законам природы искусство могло исследовать соотношения природного и культурного в человеке с недоступными ни практике, ни науке глубиной и тонкостью.

Наиболее яркое взаимовлияние природного и культурного начал проявляется в мифологизации сил природы в сознании первобытных сообществ. Объяснение природных явлений посредством мифа оказало значительное влияние на развитие первобытного искусства и развитие первобытных традиционных культур в целом.

2. Мифические существа как проявления магической силы растений

2.1. Шаман как связующее звено между природой и мифом

Миф возник в период дикости, через который прошло в отдаленные века все человечество. Он остается, почти без изменений, у современных примитивных племен, которые меньше других отошли от этих первобытных условий.

Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и выполняют предназначенные им в мире функции своими собственными усилиями. «Иногда все видимое человеческим глазом представляется лишь простым орудием для той или другой цели или бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получеловеческое существо, действующее на них своими руками или приводящее их в движение своим дуновением…

Эти идеи опираются на широкую философию природы, первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно» [11, с.129-130].

Существование подобного первобытного представления об одушевлении всего мира, представления о том, что «нечто есть некто», послужило рождению мифов и ранних форм религий. С появлением первых верований появились первые пантеоны богов (духов), олицетворяющих силы природы и являющихся объектами поклонения примитивных человеческих племен. Комплекс действий, связанный с общением с этими сущностями, приношением им жертв, ритуальными танцами и песнопениями, принято именовать магией, а человека, руководящего этими мероприятиями, — магом или шаманом.

Слово «шаман», которое правильно произносится, как «ша-маан», употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаманство было открыто в Сибири в XVII-XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире.

Шаманизмом исследователи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза (от греческого — ekstasis- полет души, свободной от оков тела).

Страницы: 1 2 3 4