"Дорога к Чатыр-дагу ведет из Ак-Мечети вверх по Салгиру в Султан-Мамут — местопребывание самого почтенного и богатого из числа татарского дворянства статского советника Батыр-Аги из рода Ойрат, у которого все путешественники, желающие взойти на эту гору, находят гостеприимство, проводников и лошадей. Страна, которую проезжают, чтобы доехать до этой горы, приятно обставлена небольшими известковыми горами, представляя местами восхитительные пейзажи. Склоны гор хорошо покрыты и богаты травами, во многих местах виднеются пахотные земли многочисленных деревень, расположенных вверх по Салгиру с его обеих сторон. Между ними заметна деревня Ески-Сарай в расстоянии почти 12 верст от Ак-Мечети на левой стороне вышеназванной речки, как самая любопытная по находящейся в ней старой крепости, состоящей из неправильной четырехугольной стены, построенной подле горы с четырьмя башнями, все на известковом растворе; может быть, она составляет работу генуэзцев. В этой деревне, красиво расположенной, есть большая мечеть."
НАБЛЮДЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЮЖНЫМ НАМЕСТНИЧЕСТВАМ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В 1793-1794
ПЕТР ПАЛЛАС — krimoved.ru

  • Деревня и крепость, судя по всему находились на склоне к востоку от поймы Салгира. Однако же крепость — это кале или кермен, а сарай — это только дворец. Само по себе место могло в древности использоваться для наблюдательного поста за перекрестком нескольких дорог. Но во времена Великой замятни в Золотой орде вряд ли кто-то из эмиров или ханов надеялся отсидеться в крепости. Ну а главное — все ордынские столицы представляли из себя не крепости, а ремесленные центры. И как раз в 1395-1400 все Сараи на Волге были разгромлены Тамерланом.

фрагмент карты 1816 года: Тотай-кой, Тохта-джами, Эски-орда, Эски-сарайМалая Тартария (1357-1380), которую смог создать эмир Мамай в смутные времена "Великой замятни" - кровавого соперничества Чингизидов за власть в Золотой орде, была необычным островком спокойствия и благополучия. Одна из попыток создания великой восточно-европейской нации в череде Великой Скифии, приднепровской державы Германариха, Северской земли Мстислава Храброго - в русской истории оставила после себя выражение "Мамай прошел", а в украинской культуре замечательный образ казака Мамая - воина, романтика, поэта и героя.

Эмир Мамай был предательски убит генуэзцами в 1380 году, вскоре после поражения от русских и татарских войск на Куликовом поле. В том же 1380 году его соперник Мамая хан Тохтамыш отдает генуэзцам огромную часть крымского побережья от Балаклавы до Судака.

Мечеть хана Тохтамыша (Тохта-джами) у с. Эски-сарай (Монетное Симферопольского района), конец 14 векаЖизнь Тохтамыша мало связывают с Крымом, при том, что мавзолей его дочери Джаныке-ханум - один из древнейших памятников мусульманской культуры, один из популярнейших объектов экскурсий. Информации фактической экскурсанты обычно не получают ни о причинах того, что Неникеджан-ханум, дочь хана Золотой орды оказалась в Крыму, ни о самом Тохтамыше и событиях его жизни в Крыму. Между тем, это короткий, но очень напряженный этап крымской истории, оставивший после себя не только названия населенных пунктов и местностей, но и реальные объекты. Мечеть Тохта-джами в селе Монетное (Эски-сарай) вовсе не "мечеть из досок", а мечеть хана Тохтамыша. Она была построена рядом со столицей Золотой орды, во всяком случае была такая попытка, от которой осталось только название Эски-орда.

Из путеводителя Ивана Коваленко "Симферополь - Алушта - Ялта. Дорогой к морю"

с. Лозовое (Эски-орда)

Эски-Орда было старинным татарским селом (дословно переводится как «старая Орда») и называлось так вплоть до 1944 – 45 гг., когда в связи с выселением крымских татар, греков, болгар, немцев, армян из Крыма был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименования сел Крымской области. Скорее всего, наибольший расцвет села приходился на времена Крымского ханства, в XVII-XVIII веках, когда Салгирская долина принадлежала калга-султану ханства и отличалась высокой долей хозяйственного использования. На 9 января 1805 года в Эски-Орде было 30 дворов, в которых проживали 125 мужчин и 107 женщин, исключительно татар. В начале XX века Эски-Орда представляла собой довольно обширный поселок, разбросанный вдоль дороги тремя группами домов. Здесь была земская школа, обширное татарское кладбище и загородная дача некого господина де-Роберти.

Во времена Крымской (Восточной) войны, когда российская империя была вынуждена сражаться с объединенными армиями англичан, французов и турок, Эски-Орда служило одной из тыловых баз русской армии, где был расквартирован 3-й легкий батальон 14-й артиллерийской бригады. В составе этого батальона был молодой подпоручик Лев Николаевич Толстой. ....

В 1954 году, в год столетия со дня начала Крымской войны, у Симферопольской трассы был установлен памятник-бюст Л.Н. Толстому (скульптор С. Карташев). Он хорошо виден с левой стороны дороги, сразу за красивой троллейбусной остановкой с архитектурными мотивами времен Крымской кампании....

В нескольких десятках метрах дальше памятника - урочище Алмалык с мостом через Салгир. Здесь в главную крымскую реку слева впадает балка с интересным названием – Драконовая или Змеиная, татарское название балки – Чорах-мурза. ....

Сразу за памятником Льву Толстому, на пригорке среди старых сосен, виден красивый желтый дом в виде небольшого двухэтажного замка, с резными башенками, стрельчатыми окнами и флигелем. ...

Замок на горе - одна из главных достопримечательностей Салгирской долины – бывшая загородная дача известного российского зоолога Карла Федоровича Кесслера. Карл Кесслер родился в 1815 г. в Кенигсбергском округе, в 1834 г. поступил на философский факультет Санкт-Петербургского университета, а уже в 1845 г. ординарным профессором зоологии. ...

На заре своей жизни профессор Кесслер поселился в тихом уголке Крыма, вблизи бывшей татарской деревни Тотай-кой (с тюркского «теткина деревня»). Здесь на обрывистом берегу Салгира он построил знаменитую дачу, научную лабораторию и метеорологическую «Тотайкойскую» станцию.

В начале XIX века в Тотайкое жило 220 человек, а к тому времени как сюда приехал профессор Кесслер, деревня уже почти перестала существовать. Вокруг дачи, Кесслер заложил парк и фруктовый сад в 10 десятин земли. Остатки парка еще кое-где видны: каштановая аллея, старые сосны и дерево грецкого ореха, окружающие дом, помнят былое величие имения, ставшего одним из центров научной мысли не только Крыма, но и Российской империи.

В состав имения входили также участки земли, расположенные за горой Байракла (с татарского «байрак» - знамя), в долине Малого Салгира близ трех бывших татарских деревень: Мамак, Вейрат и Суин-Хаджи (район современных сел Строгоновка и Денисовка). В Суин-Хаджи находилась первое в Крыму «молочное хозяйство», где производили высококачественный вкусный сыр, «напоминавший швейцарский». ...

+ + + + + + + +

Зз: между селами Вейрат и Терн-аир (Ивановка) в рощице с обильными родниками Кесслеры устроили форельное хозяйство, от которого сохранились еще облицованные камнем водотоки и пруд, который сейчас взят в аренду, оборудован для рыбалки и отдыха под названием "Старый пруд". При строительстве местной школы к югу от бывшего форельного хозяйства были обнаружены остатки старинной каменной кладки. Вероятно, на этом месте в средние века существовал постоялый двор. Вокруг пруда найдено множество монет чеканки времен Золотой орды и Крымского ханства, в том числе серебряные монеты хана Джанибека с двухглавым византийским орлом, а также российские медные монеты времен Петра Первого. Над родниками выделяется из общей массы деревьев (дубов, ясеней, кленов, тополей и прочих) величественная чинара, платан восточный, возраст которой, вероятно, более 300 лет.

= = = = = = =

Между трассой и холмами, на которых расположен «домик Кесслера», по всей пойме Салгира хаотично разбросаны недостроенные дома крымских татар с мечетью у самой дороги. Это поселок Тахта-Джами («деревянная мечеть»). Возник он после репатриации татар в Крым, в 80-90 годах XX века. ....

+ + + + + +

Зз: "тахта" - это доска, а не дерево. Но даже, если бы название Тахта-джами означало "мечеть из досок" или "мечеть со скамейками из досок", существование такой мечети в данной местности не отмечено. Далее мы докажем, что мечеть в последние годы 14 века была построена для хана Тохтамыша, впрочем, в те времена он вовсе не являлся ханом Золотой орды, а был лишь одним из многочисленных претендентов на ханский престол. Таким образом поселок должен называться Тохтамыш-Джами. Само имя грозного Тохтамыша звучит не вполне солидно. Естественно, этот хан имел звучное исламское имя, но оно не вошло в историю. Как и многие другие вожди того времени, Тохтамыш вошел в историю не именем, а прозвищем. Причем, прозвище это детское, даже младенческое. Буквально оно означает "достаточно, хватит, последний раз". Такое прозвище мать давала новорожденному, если уже в будущем не хотела других беременностей и родов. Вероятно, Тохтамыш-Джами (Мечеть хана Тохтамыша) звучало не так солидно, как Узбек-Джами или Бейбарс-Джами, и таким образом каменная мечеть, руины которой и сейчас возвышаются в долине Салгира, получила название "мечеть из досок".

= = = = = =

Дома в поселке практически все не достроены, стоящая у самой трассы мечеть, построенная недавно на деньги единоверцев из Саудовской Аравии, не действует. Кстати, старое село Тахта-Джами располагалось примерно в километре к западу от нынешнего, в устье глубокой балки, там, где сейчас село Андрусово. На кладбище старого села Тахта-Джами еще в 20-х годов XX века путешественнику могли показать могилу мусульманского святого – «азиса». Почитание азисов было широко распространено в мусульманском Крыму, где насчитывалось более ста азисов. Азисом мог стать правоверный мусульманин, который при жизни совершал добрые дела, осуществил хадж в Мекку, был почитаем за свою мудрость. И если после смерти на его могиле замечали зеленое свечение или возле нее происходило исцеление больного человека – это был верный знак: здесь лежит святой человек, азис. Новость об азисе разлеталась мгновенно по всей округе и к его могиле спешили жаждущие исцеления от различных недугов, как телесных, так и душевных. Азис считался посредником между Аллахом и человеком. Место, где лежал азис, огораживалось, приводилось в порядок и часто отмечалось деревянным шестом, увешанным лоскутками материи. Некоторым азисам поклонялись так давно, что нельзя было и вспомнить был ли здесь действительно кто-то похоронен. В связи с этим еще в XIX веке автор очерка «Азисы у татар» Х. А. Монастырлы предполагал, что слово «азис» - это испорченное греческое слово «айос» - святой и добавлял: «Быть может, на местах, где теперь есть азисы, ещё задолго до появления в Крыму татар, были святилища прежних народов, посвященные разным божествам; татары же могли только приурочить к тому или другому месту почитание святых, сообразно своим религиозным понятиям». Помимо «Тахта-Джами азизи», в долине Салгира были еще несколько захоронений мусульманских святых - «Чобан азизи» в районе Симферопольского водохранилища, «Джалман азизи» в деревне Джалман, «Килбурун азизи» на кладбище деревни Кильбурун, и «Эски-Орда азизи» в селе Эски-Орда. К Азису деревни Тохта-Джами богомольцы и мусульманские монахи-дервиши стекались на поклон в мае.

Напротив поселка татар, сразу за автозаправочной станцией поворот на небольшое село Андрусово. Село названо так в честь известного русского геолога Николая Ивановича Андрусова. ....

За селом Андрусово, в часе ходьбы вверх по долине текущей здесь речки Джума (еще одно название - Хыр-Аратукский ручей), находиться интересное село Клиновка (старое название «Кисек-аратук»).....

При повороте на Андрусово, сразу у шоссе, там, где дорогу пересекает приток Салгира – речка Джума, находится поздескифское селище, относимое к I веку нашей эры. Здесь проводились археологические разведки в 1946 (археолог П. Шульц) и в 1953 (археолог А. Щепинский) годах. Тогда был изучен культурный слой в 1, 5 метра, обнаружены хозяйственные ямы, остатки сооружений из самана. В настоящее время основная часть скифского городища срезана шоссе и застроена частными домовладениями. В этом же районе было раскопано несколько скифских курганов и найдены артефакты, говорящие о том, что здесь располагалось средневековое поселение. В одном из домовладений – у дороги, прямо в огороде можно увидеть исторический памятник нового времени (1928 год) - кубическую бетонную распределительную будку Аянского водопровода.

На правом берегу Салгира, правее от дачи Кесслера видно христианское кладбище, где хоронят жителей близлежащих сел Лозовое, Андрусово и Пионерское. Среди кладбища выделяется красивая церковь, стены которой выкрашены в яркий розовый цвет. Этот храм был построен 16 ноября 1996 года, а в 1997 году митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил его в честь Георгия Победоносца. Как гласит надпись на стене храма, он был сооружен «на пожертвования народа», а активное участие в его строительстве принимали местные жители Чонгалиди, Балабанов, Зелилов, Каралиди, Илилди, Сатиров, Попандопуло, Чиликиди, Шонус, Каситериди. Инициатором создания храма стал Василий Константинович Чонгалиди, уроженец Абхазии, который мечту о строительстве храма носил в своем сердце с раннего детства. Греческие фамилии строителей храма - не случайны. До депортации в 1944 году значительную часть населения современных сел Лозовое и Пионерское составляли греки и армяне. Кое-кто из них вернулся на землю своих предков, многие из них уже лежат в этой земле. Если вы пройдетесь по кладбищу вокруг храма св. Георгия – ваш взгляд сам собой будет останавливаться на красивых надгробиях с греческими и армянскими фамилиями.

с. Пионерское (Джалман, Эски-сарай)

Шоссе, огибая татарский поселок Тахта-Джами, выходит на пойму левого борта Салгира, и приводит в село Пионерское (старое название – «Джалман»). Отсюда открывается хороший вид на реку Салгир, вьющуюся среди могучих ив и тополей. ...

Большинство ученых за начало Салгира принимают село Перевальное – то место, где стекаются две крымские горные речки: Ангара и Кизил-коба. Впадает Салгир в залив Азовского моря Сиваш, после того как вбирает в себя десятки притоков, основные из которых Биюк-Карасу, Малый Салгир, Бештерек, Зуя, Бурульча, Индол. ...

Живописность этого места люди оценили с давних пор и здесь, в районе нынешнего Пионерского во времена расцвета российской колонизации Крыма, строили свои загородные дачи многие обеспеченные и знатные крымчане того времени. Вся долина Салгира вдоль шоссе была застроена дворянскими усадьбами и барскими имениями, ряд из которых в полуразрушенном виде сохранились до сих пор. Эти усадьбы, а также судьбы их владельцев представляют интереснейший и, к сожалению, совершенно неизученный пласт крымской культуры и истории. Нам уже ничего не говорят перечисленные в статистических справочниках фамилии некогда влиятельных людей, чьи дачи находились в Салгирской долине. Дачи Брунса, Муратова, Княжевича, Янушевского, Казначеева, Кесслера, Россихина, Васильева, Монжене, Елисеева, Афанасьева, Дракопуло, Бабенко, Зубко, Охматовского, Ковальского, Мельниченко, Кованько, Бернко, Защука, Станишевской, Самохвалова, Феремона, Неклепаева, Нечипоренко, Зефиропуло, Городецкого, Зеленковского, Меркушева, Гротена, Баранова и других…

Зоолог Карл Кесслер, проезжавший здесь в 1858 году отмечал: «Вся долина Салгира усеена дачами, окруженными красивыми рощами и обширными фруктовыми садами, между которыми в особенности замечательны дачи Стевена, князя Воронцова, Княжевича, Казначеева, Арендта, Перовского и Аверкиева». Кесслер настолько влюбился в эту чудную долину, что вскоре и сам приобрел здесь участок и построил имение, которое стало настоящим украшением долины.

Уютное урочище-балка с речушкой Куба, впадающей справа в Салгир за добротным мостом, носит название Кильбурун. Кильбурун – так называется голая плосковершинная гора, тянущаяся по правому течению Салгира параллельно трассе. Есть два варианта перевода горы: «узкий проход» и «мыс из мыльной глины». Наверное, первое упоминание о горе мы встречаем у путешественника А. Демидова, проезжавшего по Крыму в 1837 году. Он писал: «…мы въехали на Кильбурун, гору уже довольно высокую и величественную».

+ + + + + +

Название Кул-бурун - мыс, тонкий как волос в значении узкий проход, приводит Эвлия Челеби в описании мыса Кулбурун, сейчас известного как Кинбурнская коса.
Хотя возможна и другая версия (или слияние двух разных по времени реалий).
Известно, что во всех поселениях поздних скифов золу складывали в одно охраняемое день и ночь место, так что образовывался высокий зольный холм. Именно о деревне Кильбурун есть упоминание, что на вершине зольного холма всегда лежало несколько собак, а рядом обязательно находился кто-то из стариков, задумчиво покуривающий свой длинный чубук. Таким образом, здешние крымские татары сохранили и древний культ золы, и культ собаки, характерные для скифов.
Ссылку постараюсь найти...

= = = = = =

У речки испокон веков селились люди. В 2 км к северо-востоку от шоссе, на отроге высоты Кырк-Байрак (с татарского «сорок знамен»), еще в 1930-х годах археологами было обнаружены скифские курганы, скифское убежище и селение I-IV вв. нашей эры. Окрестные топонимы на правом берегу Салгира вблизи Кырк-Байрака - овраг Исар (исарами в Таврике называли укрепленные поселения) и хребет Крепость - так же говорят, что в этой местности находилось какое-то укрепленное средневековое поселение. А недалеко от Кильбурунского пруда были обнаружены артефакты, доказывающие, что здесь в эпоху мезолита была стоянка первобытных людей. Во времена Крымского ханства и владычества Российской империи в урочище Кильбурун было одноименное село. В 1805 году здесь насчитывалось всего 15 дворов (75 мужчин, 57 женщин). В советские времена деревенька называлась Горки, а ныне эта территория входит в состав села Пионерское.

С трассы, среди частных домиков хорошо видно три высоких раскидистых старых сосны. Они – единственное, что осталось от некогда знаменитого и обширного имения «Кильбурун». Когда-то в этой живописной местности построил свой загородный дом губернатор Таврического края и градоначальник Феодосии Николай Иванович Перовский.

+ + + + + + +

Топонимы на Кырк- в Крыму весьма многочисленны, встречаются в Предгорном Крыму, а также на северном выезде из Крыма вблизи Чонгара. Целое средневековое православное княжество вошло в историю под именем Кырк-ель (буквальный перевод 40 краев, а точнее край сорока). Столицами этого княжества было два города: Кырк-ер (кырк на земле) и Кырк-ор (Кырк на валу, известный позже под именем Чуфут-кале, а также известный по переводу 40 укреплений). Я не могу сказать, связано ли тюркское числительное 40 с первоначальным арийским значением слова "кырк" - круг (черкио, цирк, кирхе, черч). Логика этой связи может объясняться тем, что воинские объединения, сложившиеся по берегам Керченского пролива в лихие времена Великого переселения народов, были основаны на экипаже корабля в 40 воинов и боевой тактической единицев в 40 всадников, которые выбирали себе атамана и все важные решения принимали кругом. До настоящего времени такая форма общественного управления называется казачий круг. Но до появления слова "казак" (вероятно, оно в 12-13 веках трансформировалось от имени одного из прикубанских племен - касоги), на Украине, в Польше, в Крыму и на Северном Кавказе широко использовалось слово "черкасы (черкесы)". Судя по всему черкасы (во всяком случае, народ Кырк), будучи православными или христианами арианского толка долгое время сохраняли особые языческие ритуалы, требующие обрядов у пещер, родников или священных деревьев. Отсюда в Крыму такое обилие мест и легенд о 40 святых, 40 мучениках, 40 знаменах.

Впрочем, название горы Байраклы можно переводить весьма неромантично, как Овражистая (с большим числом оврагов и промоин), а Кырк-Байрак - Сорок промоин.

= = = = = = = = =

Русский поэт А. Грибоедов, проезжавший здесь в 1825 году подметил: «Перовского дачка - приятной, легкой архитектуры домик». По словам профессора Н. Головкинского, барский дом имения «Кильбурун» был очень красив и величествен, но во второй половине XIX века сгорел и «представлял печальную руину». Дача «Кильбурун» после Н.П. Перовского принадлежала разным хозяевам: Муравьеву, Афанасьеву, греку Л. С. Дракопуло, которому принадлежал также большой фруктовый сад «в 18 десятин», тянущийся по долине Салгира вдоль дороги. Последним хозяином имения стал грек Н.Ф. Зефиропуло, чей сад с собственным именем «Кильбурун» уже измерялся лишь в 8 десятин и был перемежен с огородами.

+ + + + + +

Рядом с пресловутыми тремя старыми соснами сохранился добротный дом 19 века, в котором размещена совхозная библиотека и какие-то еще "клочки советской цивилизации", а вот замечательной кладки сводчатым подвалом вполне можно любоваться благодаря размещение здесь частного магазина. Он весь залит светом, чист и вполне набит яствами широкого потребления. Правда, как и в других сельских магазинах, тут скорее купишь занзибарские бананы, чем салгирские яблоки.

= = = = = = =

Через несколько сотен метров от моста на Кильбурун – некое подобие пришоссейной площади. Это – центр современного села Пионерское. Справа от дороги видно несколько магазинов и сельскую хлебопекарню, где пекут изумительный по вкусу хлеб. Если вы едите на своем транспорте – остановитесь и купите горячую буханку душистого деревенского хлеба. Напротив пекарни, через дорогу, - небольшой придорожный продуктовый рынок, за которым виден остроконечный купол сельского храма во имя святого Николая Чудотворца.

Храм этот имеет интересную и тяжелую судьбу. Построен он был как церковь-школа на средства простого симферопольского мещанина Ивана Петрова. Постройка Свято-Никольской церкви началась в 1891 году. Землю для храма выделила хозяйка имения «Джалман» графиня Анна Федоровна Монжене. ...

Имение «Джалман» неоднократно продавалось и переходило в руки новых владельцев. К 1917 году имением владел контр-адмирал Н.А. Петров-Чернышов, открывший здесь «Горно-лесной курорт для выздоравливающих». Предполагалась продажа земли частным лицам под застройку дач для дальнейшего развития горно-лесного климатического курорта. Таким образом, можно считать, что местность Джалман является одним из первых в России санаториев. ....

+ + + + + +

Именно в противотуберкулезном диспансере в Пионерском в верховьях балки Джoлман в 1980-е годы была успешно вылечена от туберкулеза знаменитая певица София Ротару. Ее здоровый вид, энергия, вкус в одежде и отличная фигура заставляют поверить (несмотря на уже громкие и солидные в цифрах юбилеи), что ее песни о любви вполне уместны. Заметим еще, что поет Ротару на русском языке и никакими "оранжевыми болезнями" не страдает.

= = = = = = =

После Октябрьской Революции полуразрушенную дворянскую усадьбу восстановили и сделали в ней детский дом санаторного типа. После Великой Отечественной войны директором и воспитателем детского дома были назначены супруги Швайковские. Работы по восстановлению здания начались в 1947 году. На тяжелых работах на стройке трудились пленные немцы, штукатуркой занимались румыны, а окончательной отделкой – венгры. ....

В 1970-х годах Облпотребсоюз решил приспособить здание под гостиницу с рестораном, но строительство вскоре прекратилось. В начале 90-х гг. XX века какой-то предприниматель попытался было восстановить развалины и вновь устроить здесь ресторан, но этой идее воспротивились жители села.

Бывший дворец представляет нынче печальные, но не менее величественные руины.

Над парадным входом в картуше изображен родовой герб хозяев – гарцующая на двух ногах крылатая лошадь с человеческим лицом и развевающейся гривой.

Вообще и помимо помещичьего дома место, куда мы свернули с главной дороги, заслуживает внимания. Это урочище называется Джалманчук и оно дало первоначальное имя нынешнему селу Пионерское. Археолог Щепинский нашел здесь остатки скифского городища – недалеко от трассы, на склоне холма-водораздела между реками Салгир и Аратук (Джалман). Холм этот, называют не иначе как «Графская горка» - топонимическая память о бывшей владелице этих мест. Здесь же в глубокой балке, по которой течет правый приток Салгира речка Аратук, ранее было две татарские деревни: Татар-Джолман и Ички-Джолман. Позже они слились в деревню Джалманчук, которую во времена Великой отечественной войны постигла печальная участь. Поскольку село находилось на границе горно-лесной зоны – партизанской вотчины и многие жители села сражались в партизанских отрядах, фашисты стерли его с лица земли. ...

Выйдя обратно на трассу Симферополь - Алушта, стоит проехать с полкилометра и опять сделать остановку. Здание современной стоматологической клиники с. Пионерское сразу привлекает внимание своей архитектурой. На фасаде дома видна надпись «1903» и маленькое изображение герба Российской империи – двуглавый орел.

С площадки у здания «Стоматологии» открывается вид на долину Салгира, на правом берегу которого, под склонами горки Кая-бурун, видно отдельно стоящее полуразрушенное здание кубической формы. Это – уникальный памятник мусульманской архитектуры – мечеть XIV века. ...

Все это место когда-то называлась Эски-Сарай, что переводится как «старый дворец». По преданию, здесь, во времена Крымского ханства, была загородная резиденция наместника хана – калги-султана, который восседал во дворце в Ак-мечети – нынешнем Симферополе. Один из первооткрывателей Крыма, Петр Паллас в 1794 году посетил деревню «Эски-Сарай с находящейся в ней старой крепости, состоящей из неправильной четырехугольной стены, построенной подле горы с четырьмя башнями, все на известковом растворе; может быть, она составляет работу генуэзцев. В этой деревне, красиво расположенной, есть большая мечеть». П. Сумароков в 1803 году писал, что об этой местности «поныне видны каменные стены небольшой крепостцы и опустелая мечеть». Еще один «открыватель Крыма» - ученый Кеппен в 1837 году считал, что здесь же был ханский монетный двор, перенесенный в 1784 году в Феодосию. Так ли это – сказать сложно, поскольку территория эта не была серьезно изучена археологами и ни точного местонахождения, ни остатков дворца и монетного двора пока не найдено.

+ + + + + + +

Дата 1784 меня несколько смущает. Хотя формально Крымское ханство было упразднено лишь в 1890 годы...

Что касается "по преданию... загородная резиденция калга султана" - если б я был султан, я бы жил за городом, что собственно и делал калга султан в Симферополе. Город Ак-мечеть находился на плато (где и сейчас), городок Султан-базар находился в районе нынешней гостиницы Москва. Дворец калга султана находился с западной стороны от реки Салгир, там где в нее впадает ручей Петровской балки, по обеим берегам Салгира находились сотни гектаров гаремного сада, а затем на восток дубовые леса, а к северу - обширный Султанский луг и на месте Гагаринского парка заболоченные плавни с обилием уток, лебедей и прочей дичи. Очень странно выглядит потребность калги в какой-то еще "загородной резиденции". Тем более, что свободного времени у наследного принца ханского престола вряд ли было так уж много. Опять же переезд с одной резиденции на другую требовал снаряжения целого каравана чиновников, я уж не говорю о хлопотах и тяготах переезда гарема. Давайте все же вспомним, что калга по первому требованию хана должен был собрать под своими знаменами 60-80 тысяч всадников (происходило это на месте нынешнего автовокзала и примыкающих участков парка "Салгирка").

= = = = = = =

Остатки мечети (в местности Эски-сарай, сейчас - Монетное) представляют огромное кубическое здание без купола и минарета. Мечеть имела три ряда окон - по пять на каждом фасаде. Нижние окна - прямоугольной формы, средний ярус окон имеет стрельчатую форму, а верхний – одно круглое окно точно по середине оси каждой из стен. С южной стороны к главной общественной мечети примыкала еще одна – поменьше, в которой, скорее всего, творил свою молитву калга-султан. На стенах входа в малую мечеть видны четко выцарапанные знаки: похожие на татарский княжеский родовой знак - тамгу. Обе соединенные в единый комплекс мечети имели купола, сложенные известковым туфом, который могли добывать в каменоломнях вблизи Красной пещеры у с. Перевальное. Стены же мечети сложены мшанковыми известняками, выходы которых находятся довольно далеко отсюда – в районе Инкермана. Внутри каждой из мечетей сохранились искусно вырезанные в камне молитвенные ниши – михрабы. А с северо-западного угла большой мечети примыкал минарет, от которого ныне осталось лишь едва уловимое в траве основание.

+ + + + + + +

два знака тамга у входа в Малую мечеть Эски-сарай-ДжамиПо поводу визитов сюда калга султана я уже высказался. На мой взгляд Малая мечеть была построена как раз для личного пребывания там хана Тохтамыша. Начертание тамги, я надеюсь уточнить со временем, но тамга это не княжеский и не татарский знак, тамга это сарматский знак, тамга связана не с родом, а с территорией.

Туф не добывают в каменоломнях, а режут. Камень мягкий. Следы выпиливания квадров туфа у Кизил-кобы многочисленны. Роль урочища Кизил-коба в средневековые и ордынские времена практически никак не отражена в литературе, между тем сохранившиеся до сих пор одичавшие виноградные лозы говорят о том, что там был по крайней мере винодельческий центр. А может быть и город Фуллы, во всяком случае тюрьма там могла быть замечательная.
Мечеть Эски-сарай-джами построена из трех видов камня: из крепкого песчаника, выходы которого находятся рядом, из тщательно выпиленного бодракского камня (который привезен за пару десятков километров) сделаны оконные и дверные проемы и из легкого пористого туфа был сделан купол. Интересно, что нигде больше туф из Красных пещер вроде и не засветился?
В общем, мастера строители потрудились на славу. Только уточнение - михраб в Малой мечети сложен достаточно просто и глубоко, скорее всего сверху он был отделан или мрамором или изразцами или еще какой-то дорогой отделкой.
Выбор места для строительства мечети явно говорит о слабом знании территории. Обширная здешняя долина безусловно хороша для сбора войск и торжественных церемоний перед воинскими походами. В прочие времена здешний перекресток между путями от Ангарского перевала к Акмечети и от долины Малого Салгира в балку Джолман, и к долине Тавель (Краснолесье) и к Чатырдагской яйле - очень удобен для базара.
фрагмент карты 1816 года: Тотай-кой, Тохта-джами, Эски-орда, Эски-сарайНо мечеть построена фактически на пойме реки Салгир! Известно, что еще в начале 20 века Салгир производил катастрофические наводнения даже в Симферополе.
Моя версия такова - купол и минарет мечети были разрушены вскоре после ее строительства в результате наводнения или землетрясения (или и того, и другого одновременно). При этом мусульманское население этой долины покинуло ее и основало новую деревню - ближе к Акмечети (а главное - выше!) на второй надпойменной террасе над Салгиром, между Тотай-кой и Кул-бурун. В настоящее время там находится кладбище с. Пионерское и православный храм, который хорошо виден с трассы.

= = = = = = =

Кто же и когда разрушил эту уникальную мечеть? Основная часть купола мечети и расположенных рядом минарета и стен других древних сооружений (предположительно монетного двора или дворца) были разрушены местными татарами для своих хозяйственных нужд летом 1895 года. Через полгода после этих варварских событий крымская ученая общественность обратилась к владельцу этих мест князю Н.С. Долгорукому с просьбой принять меры к прекращению уничтожения этого «изящного памятника восточной архитектуры в Крыму от окончательной гибели». Но, по-видимому, князь не смог остановить привычку необразованных жителей Крыма разрушать древние памятники для использования их материала в своем личном строительстве. Как писал в начале XX века В. М. Кузьменко – один из путешественников по Крыму: «Остатки мечети в Эски-сарае, не носят на себе никаких следов внимания к ним наших современников, а, напротив, везде замечаются следы явного небрежения. Вокруг развалин забор из кое-как сложенных насухо камней, но воздвигнут он отнюдь не для ограждения мечети, а для защиты огорода. Сверху, на стенах и куполе, выросли кусты и даже целые деревья, корни которых, проникая в швы между камнями, постепенно расстраивают кладку и тем способствуют ее разрушению. От некогда стройного, высокого и красивого минарета осталось только основание его, да и оно постепенно разбирается местными жителями для возведения заборов и других потребностей. Двери и окна не закрыты и через их отверстия свободен доступ во внутрь, чем пользуется окрестное население в самых широких пределах». Мечеть и ныне разрушается с каждым годом и совершено непонятно, почему современные крымско-татарские правители не пытаются восстановить этот удивительный памятник своей культуры.

Рядом с мечетью начинаются домики бывшего села Монетное. Эти частные домовладения находятся как раз на том месте, где некогда были не изученные археологами строения монетного двора и султанского дворца. Если очень сильно попросить (подкрепив свою просьбу незначительным денежным убеждением) кого-нибудь из хозяев этих огородов, то они могут пустить вас к себе на участок и вы прикоснетесь к древним стенам. Вернее к тому, что от них еще оставили хозяйственные жители села...

Пока вы будете идти от мечети обратно на трассу, полюбуйтесь широкой Салгирской долиной и встающими в нескольких километрах к югу хребтами Крымских гор. Плодородные почвы долины Салгира испокон веков служили одним из лучших мест для качественного промышленного плодоводства. Еще Эвлия Челеби, в 1666 году путешествовавший по Крыму, писал о Салгирской долине: «Садов и виноградников здесь более тысячи... они украшены плодовыми и другими высокими деревьями. Каждый из них подобен райскому саду. Из плодов там растет айва, груша, яблоко, слива. Это столь сочные плоды, что других таких в Крымской стране нет».

+ + + + + +

Итак, осмелюсь утверждать, что Салгирская долина была и остается одним из самых благодатных уголков юго-востока Европы. В средние века, времена Золотой орды и Крымского ханства она имела высокий уровень сельского хозяйства, ремесел, развитые торговые пути и сеть постоялых дворов (ханов). В 1395-1400 годах Эски-Юрт и Эски-сарай представляли собой одну из альтернативных (соперничавших) столиц Золотой орды, где располагал свою ставку хан Тохтамыш. В 1392-1395 годах Тохтамыш смог подчинить своей власти все основные земли Золотой орды.

Будущий хан Золотой орды Джаббар Берды (4-й сын Тохтамыша, правил с 1416 по 1419), вероятно, рожден и провел детские годы у истоков Малого Салгира, село получает имя Джафар Берды (Дружное).

Приложение

О роли крымскотатарского населения горной зоны в годы фашистской оккупации:
из документов Центра военной археологии:

В Государственном военном архиве ФРГ Райнер Фребе обнаружил «Журнал боевых действий военно-экономической инспекции 105 (Крым) с 1 октября по 31 декабря 1943 года». Этот педантично составленный документ дает весьма колоритное представление о безжалостной грабительской политике нацистов в Крыму осенью—зимой 1943 года, которая, в свою очередь, порождала мощную волну сопротивления местного населения.

II. 9-го и 10-го декабря 1943 в рамках одной военной операции было проведено действие, направленное на эвакуацию имущества и гражданского населения из следующих деревень: Ангара, Ени-Сала, Кызыл-Коба, Чавке, Шумхай, Сергеевка и Джафер-Берды [в оригинале: Schefar-Berdij].

Эвакуацией имущества [= сбором продуктов] командовал капитан Зигель [Hauptmann Siegel], член военно-экономической инспекции 105 (Крым).

Для этого были предоставлены: 12 зондерфюреров и служащих группы «Сельское хозяйство» [Sonderfьhrer und Beamte der Gruppe Landwirtschaft], 65 грузовых автомашин и около 40 повозок.

В результате было изъято: около 48 тонн сельскохозяйственной продукции, 7 тонн табака, 75 голов крупного рогатого скота.

Поиск продуктов [в немецком оригинале: Produkte] был осложнен тем, что большую их часть жители зарыли. Партизанские отряды почти не мешали проведению поисковых работ, за исключением одного нападения на автоколонну. Под силовым давлением они отступили, но наблюдали за операцией из непосредственной близости.

из книги Терехова «Там за Демерджи»:

С первых дней оккупации фашисты приложили все силы, чтобы ликвидировать партизанский фронт в своем тылу. Карательные экспедиции, засылка убийц, провокаторов и шпионов, обращения к жителям сел и городов с обещаниями за голову каждого партизана 5000 марок, за голову партизанского командира —10 тысяч. В бесчисленных листовках немецкое командование обращалось к партизанам. Уговаривало прекратить сопротивление, сдаться, обещало сохранить жизнь, угрожало.

Но результаты зачастую были обратные: случалось, население целых деревень уходило к партизанам: Барабановка, Петрово, Ангара, Шумхай (Заречное), Чавке, Нойзац (Красногорское), Фриденталь (Курортное), Джафар-Берды (Дружное), Аталык-Эли (Соловьевка), Ново-Ивановка, Бура (Глубокое).

  • как видим по тексту - значительная часть населенных пунктов, поддерживающих партизан, крымтатарские по названиям или немецкие (где из населения остались только крымские татары и русские).
  • конкретно о селениях Ени-сала, Кизил-коба и Кучук-янкой (ущелье Грифон) любители крымского туризма отлично знают, что деревни эти были фашистами сожжены полностью - "действие, направленное на эвакуацию имущества и гражданского населения" реально оставило от миловидных процветающих селений только фундаменты домов, прекрасно выровненные площадки небольших огородов, множество одичавших деревьев, которые и сегодня плодоносят.