Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
В 1850-х годах ямщицкая семья Гамовых усыновила моего прадеда Фаддея Русанова, это была государственная система с давними традициями
В той или иной мере все люди с фамилией Ямщиков, очень многие железнодорожники и дальнобойщики и уж, во всяком случае, все кто помнит свое происхождение из ямщицих сел, посадов и слободок, являются родственниками. Овальное лицо и крупные уши с ясно выраженными «висячими» мочками характерные признаки северо-иранского происхождения. Эти признаки идут еще от древних племен лесостепной зоны, с отгонно-пастбищным типом скотоводства, приручившим лошадь и впервые в мире освоившим верховую езду. Сезонный характер экономики этих племен, уход мужчин из мест постоянной жизни со стадами на всю теплую половину года, определили высокую социальную роль женщин в семье и обществе. Хозяйкой в доме и сейчас у многих дальнобойщиков и железнодорожников является мать или бабушка.
«Новгородская икона» — большая группа культовых изображений с любовно выписанными лошадьми. Типична для особых православных храмов в ямщицких селах и слободах. «Скотий бог Велес» — Святой Власий пришел из русского язычества, а святые всадники Флор (Хлор) и Лавр (Лавор) явное влияние древнегреческого причерноморского язычества. Культ лошади общеарийский.
Цитата из работы с личным интересом и высоким уровнем квалификации. Автор происходит по одной из линий из села Негодяево — но это означает лишь то, что его предки не подлежали обычному рекрутскому набору…
Ямщики из Негодяево вступали в брачные союзы только в пределах близлежащих деревень своей, Некрасинской, экономической волости, куда помимо названной деревни, входили еще село Петровское (здесь располагался приход Христо-Рождественской церкви), деревни Павельцево, Сметанино, Борихино и Теренино.
Ямщики. Акварель Ф.Г. Солнцева из серии Одежды Русского государства.
Ямщики являлись «закрытым» сословием. За всю 1-ю половину XIX в. в Негодяево наблюдался лишь один случай перевода в деревню — по мирскому согласию переведен малолетний мальчик из дер. Захарово (1816). Да после окончания военной службы на поселение в деревне был оставлен в 50-х гг. отставной солдат Кондрат Чернышев.
Среди «убылых» также числится всего один человек — в 1848 г. по-видимому, за какие-то провинности, в Сибирь был сослан ямщик Макар Лаврентьев (без семьи — его жена и дочери остались в деревне).
Пополнение же деревни осуществлялось в основном переводом малолетних детей из Московского Воспитательного Дома (МВД). С 1847 по 1853 гг. в Негодяево Московской казенной палатой было переведено и записаны «в ямщики» 6 воспитанников. Обратный случай зафиксирован лишь однажды — в 1855 г. из многодетной семьи был в МВД отдан мальчик.
Ямщиков, как и крестьян, набирали на военную службы. В периоды активных боевых действий, набирали в 3 раза больше положенного: так в Отечественную войну 1812 г. было набрано 3 человека «в казаки«, а в 1855 г. — 3 ямщика «в ополчение«.
Система набора наглядно вырисовывается с 40-х гг. XIX в.: набор в рекруты осуществлялся через год по одному человеку с деревни (1841, 43, 45, 47, 49, 51, 53 гг.)
За сорок с небольшим лет (с 1816 по 1858 гг.) население в Негодяево выросло почти вдвое (или на 91%). При этом возросло и среднее количество жителей, проживавших в одном дворе: если в 1816 г. в одном дворе проживало 7,7 человек, то к 1858 г. — уже 14,1! При такой тесноте даже в многодетных крестьянских избах семейные разделы были бы неизбежны.
Анализ структуры ямщицких семей в деревне Негодяево достаточно любопытен по своим выводам. Количество дворов, где проживали родственники бокового родства за период с 1811 по 1858 гг. У ЯМЩИКОВ ВЫРОСЛО ПОЧТИ В 9 РАЗ !! Т.е. в то же самое время, когда в помещичьей деревне даже самые близкие родственники предпочитали разъезжаться, в ямщицкой деревне вековые патриархальные устои брали верх и оказывались сильнее!
Это связано с Указом Сената от 30 марта 1823 г. и последующими циркулярами, по которым семейные разделы разрешались только с позволения губернатора. При этом, условием разделения семьи было наличие в ней не менее трех работников в возрасте от 15 до 60 лет.103
При этом достаточно странным может выглядеть тот факт, что в Негодяево практически в малом количестве к XX в. сохранились «исторические» прозвания, переросшие затем в фамилии. Однако, это только на первый взгляд. Теснейшее родство, многодетные семьи и малое количество дворов приводили к тому, что в такой деревне было «все как на ладони». А многодетность семей приводила в основном к тому, что прозвища закреплялись НЕ ЗА КАЖДОЙ СЕМЬЕЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ, А ЗА КАЖДЫМ КОНКРЕТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (чтобы просто-напросто не спутать)!
В связи с этим, характерно наличие в деревне даже ДВА ВАРИАНТА однокоренной фамилии — МАЛЫШЕВЫ и МАЛЫГИНЫ (т.е. так попросту называли самого младшего ребенка в многодетной семье).
Процесс разделения внутри каждой семьи в Негодяево носил скачкообразный характер. Если в начале XIX в. таких разделов наблюдалось 8, то за последующие 40 лет (к 1850 г.) их стало всего 3, а за следующий восьмилетний период (с 1850 по 1858 гг.) — целых 11. При этом следует иметь в виду, что часть дворов (семей) в Негодяево просто выродилось (по мужской линии как носителей фамилии).
Среди разделившихся в Негодяево (как и в деревне Ратчино) по родственным отношениям преобладали родные братья (более 70%) . Совсем незначителен был процент отделения сыновей, что говорит только в пользу сохранения у ямщиков сильных патриархальных устоев.104
Во многом разделы стали появляться к середине века, что обусловлено постепенным угасанием ямщицкого промысла, в связи с развитием промышленности и железных дорог. Ямщики постепенно вынуждены были искать новые способы приложения своих сил, постепенно менять годами сложившиеся устои.
6. Общие выводы.
Ямщики составляли особую замкнутую общину, связанную круговой порукой (новых в ямщики записывали только из Московского Воспитательного Дома в младенческом возрасте). В XVII-XVIII вв. их набирали из числа крестьян (любопытно, что в Московском уезде — из числа лучших, а в Сибирских уездах — из числа худших). В небольшой деревушке за почти полувековую историю количество дворов нисколько не увеличилось, при двукратном увеличении населения. Не получили распространение у ямщиков и семейные разделы в силу различных причин, что привело к появлению мега-семей из 15-20 человек! Ямщики представляли собой небольшую сословную группу, стоявшую по социальному статусу немного выше крестьян (последним приходилось кормить и содержать ямы). На армейской службе из числа ямщиков частенько выбирали унтер-офицеров (т.е. старших солдат). Еще раньше (в кон. XVIII- нач. XIX вв.) ямщики несли службу в казачьих войсках. Ямщицкие семьи (в отличие от крестьянских) были более многочисленными, семейные разделы в деревне проходили весьма затруднительно. Это не могло не сказаться и на появлении официальных фамилий — почти половина фамилий у ямщиков появилась только на рубеже XIX-XX вв, когда в России стала проводиться перепись населения. Большинство этих фамилий были образованы «от отчеств». Причины этого явления кроются в том, что, либо те, кто выдавал документы, просто игнорировали (или не знали) «уличных» («исторических» прозвищ-фамилий) жителей Негодяево, либо многочисленность семей порождала появление отдельной фамилии-прозвища у каждого конкретного члена семьи такой фамилии (чтобы не путать).
Как сословная группа ямщики исчезли в 60-х гг. XIX в. в связи с развитием промышленности и транспорта, буквально сразу за отменой крепостного права в России. Пытаясь выжить, они вернулись к тем же самым истокам, из которых вышли их предки — к крестьянству. Мега-семьи быстро распались благодаря начавшимся семейным разделам. Жизни менее, чем двух поколений людей (40 лет) оказалось вполне достаточно, чтобы стереть из людской памяти упоминание о «государевой почтовой службе».
о местечке Дорогомилово и его жителях ямщиках:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/709.htm
Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности. Первая легенда гласит, что дорога здесь была на редкость гладкой, ровной, накатанной, в общем, «милой» дорогой. Она доставляла такое удовольствие путникам, что они только радовались поездкам: «Дорого-мило»! Другая легенда не менее романтична. Дорога, дескать, была удобной для езды, местные ямщики умели возить ровно и быстро, зато заламывали очень высокую цену за свои услуги, но это не расстраивало седоков: «Дорого, да мило!» Так будто и повелось – «Дорогомилово». Но, конечно же, это было заимствованием названия более древней местности на противоположном, левом берегу Москвы-реки.
Итак, история правобережного Дорогомилова началась с основания ямской слободы. Тогда же, в середине XVI века, на ее главной улице появилась деревянная церковь Богоявления Господня, с приделом святителя Николая Чудотворца, ставшая приходской для местных ямщиков и потому получавшая ругу – казенное содержание. Как и все Богоявленские храмы, она была традиционно построена у воды, близ Москвы-реки: в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», и к ней из храма торжественно направлялся крестный ход. С тех же давних пор повелась традиция, продержавшаяся до самой революции: в храме служили преимущественно ранние обедни, ибо так было удобнее его прихожанам – трудящимся.
школьные и семейные маршруты, научные исследования, аналитические обзоры, рефераты, переводы
Приглашаем всех любителей своего края, ближних походов с познавательными целями поделиться своим опытом и информацией.
sstassy
18 февраля, 2014 at 14:09
отставной солдат Негодяев упомянут среди основателей села Санкт-Петербургские Мазанки. Статья размещена у нас на сайте. Но ямщицких деревень в Крыму не отмечено. Известно только, что часть Владиславовки у Феодосии заселена после 1856 года ямщицкими семьями. Первоначально переселенческий обоз отправлялся на реку Амур, поэтому ямщицкая часть Владиславовки называлась Амур.
sstassy
18 февраля, 2014 at 14:18
Потомки ямщиков образовали костяк, сердцевину, золотой фонд российских железнодорожных служащих. Крестьяне были неграмотны, да и главной их мечтой всегда была земля, оторвать от дома и хозяйства крестьян сложно, а заставить работать зимой — это уже только через генную инженерию.
У ямщиков грамоте обучали даже девочек, они росли умными и самостоятельными, а мужчины дома только отдыхали. На службе круглый год в любую погоду. Такие люди нужны на железной дороге.
Достопримечательности на маршруте от Ольвии до Очакова | Зеленый Путь
23 августа, 2016 at 18:11
[…] В 2010 году из литовского городка Тракай до Очакова за 40 дней был успешно проведен конный маршрут литовских всадников на жемайтийских лошадках, воспетых в романах Генрика Сенкевича. Ну, кто понимает, что такое лошадка и конный туризм, маршруты такого рода строятся не по асфальтированным шоссе. Поэтому еще раз напомню о ценности для активного туризма старинных карт с грунтовыми дорогами, водопоями, постоялыми дворами. Ну и оттакое личное — я из ямщицкого сарматского рода. […]
sstassy
31 января, 2017 at 9:54
31 января — день рождения 40 градусной водки!


В этот день в 1865 году Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою», посвященную теории растворов. Дмитрий Менделеев разработал классический состав водки, которая должна была по крепости соответствовать 40 градусам. Результаты своих исследований ученый изложил в диссертации.
Александр Энгельгардт. «Письма из деревни»
.»Водка теперь везде крепкая, в 40°, – прежде у нас везде была водка слабая, 27–30°, дешевая, 3 рубля 40 копеек за ведро, – лавочка не отапливается, и водка имеет почти ту же температуру, как наружный воздух, так что зимой, если внести водку в комнату, то бутылка покрывается инеем.
И, вот, такую-то холодную в 15, а может и 20 градусов водку, да еще крепкую, да еще не менее полбутылки, нужно выпить на морозе. Тут в большой мороз и губы к стакану примерзнут. Специалисты говорят, впрочем, что холодная водка пьется легко, только горло пересыхает, почему зимой так много охрипших до совершенной невозможности говорить.
Говорят, что выпитая крепкая 40° водка, да еще холодная, действует не вдруг, но потом сразу разбирает сильно, так что, если проездом остановиться, выпить на морозе одну-другую полбутылочку, то сначала ничего, а потом, как проедешь несколько верст, сильно разбирает, до бесчувствия – можно замерзнуть или обморозиться. Это все говорят.
Как ни нападают на бесчеловечность кабатчиков, но все-таки же и они люди, и у них «Христос» есть: они очень хорошо поняли, что пить холодную водку на морозе, на улице невозможно, вредно, – из гуманности устроили везде около винных лавочек избы, где можно распивать купленную водку, где есть и крючок, чтобы откупорить бутылку, и стаканчики, и закуска. Можно посидеть, поговорить, выпить в прохладу, не спеша; мало – еще спросить; кто не любит крепкой водки – можно спросить дешевой, разбавленной водой.»
sstassy
20 сентября, 2018 at 10:54
Источники и литература
Источниками для данной работы послужили традиционные материалы демографического и статистического учета, извлеченные из ЦГАДА, ЦИАМ и ГАРО.http://www.imena.org/fam_nepr.html
За время работы над материалом (май-ноябрь 2000 г.) мне удалось просмотреть свыше 100 дел, основная масса которых пришлась на ГАРО. К сожалению, не удалось обнаружить материалы ревизских сказок I-V ревизий (1709-1795 гг.) по Коломенскому и Клинскому уездам Московской губернии. Все имеющиеся в наличии документы — это сказки VI-X ревизий (1811-1858 гг.) и метрические книги кон. XIX- нач. XX вв. К сожалению, не удалось обнаружить и исповедных ведомостей по вышеназванным уездам. Ничего не дали и поиски в личных архивах помещиков, владевших имениями в 1-й пол. прошлого столетия.
В качестве литературы по ономастике использовались не только опубликованные капитальные труды признанных научных деятелей В.А.Никонова, Н.А.Баскакова, Б.О.Унбегауна, С.Б.Веселовского и Ю.А.Федосюка , но и различные тематические сайты во всемирной компьютерной паутине Internet. В связи с развитием компьютерной технологии в настоящее время громадное количество исследователей-любителей получили возможность публиковать свои изыскания абсолютно доступно для миллионов людей.
Так, активно использовались материалы сайтов Сергея Карова «Русские фамилии» , Центра «Компьютерные психотехнологии», программа «ФАМИЛИИ» (Фирменный сайт Минского Центра ‘Компьютерные психотехнологии». Психолингвистический анализ фамилии и имени человека) , Пермский сайт «Фамилии» , Словарь происхождения русских фамилий .
Значительная часть материалов по истории фамилий почерпнуты из книги Е.А. Грушко и Ю.М.Медведева , часть ныне забытых слов и выражений приходилось брать из «Толкового словаря…» В.И.Даля .
Материалы по генеалогии крестьянства (на примере отдельных вотчин) были опубликованы М.М.Громыко, Л.Н.Семеновой и М.Ф.Прохоровым , в которых впервые в отечественной истории были определены особенности, методы и приемы составления родословных.
В целом, на фоне нынешнего успеха генеалогии как исторической дисциплины, научных работ (в основном по генеалогии непривилегированных слоев населения) ничтожно мало. А уж работ по исследованию собственной родословной непривилегированного сословия — практически нет. Отчасти это происходит из-за того, что основной комплекс источников находится в архивах, расположенных далеко от центральных городов (Москвы, С-Петербурга и т.п.). Поездка в регион, где находится архив, проживание и работа требуют немало сил, времени и средств, которых у обыкновенного исследователя может просто не оказаться.