Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
Ислам запрещал правоверным заниматься музыкой для заработка, поэтому на свадьбах и пирах играли только цыгане. Говорили они на крымско-татарском языке, во всяком случае, пели только на нем. Дети из знатных татарских семей всегда обучались музыке. Для мальчиков это было частью военного воспитания. Музыка развивает стратегическое мышление. Ещё один момент в воспитании военной аристократии тюрков это стихосложение, причем романтическое. Даже если хан, бей, бек, мурза покупал себе рабыню, то он не хотел брать её силой. Тюркская традиция утверждала, что дети, рожденные от насилия вырастают трусами. Поэтому музыка и стихи были важнейшей частью продолжения рода.
Исполнение песен и классических инструментальных мелодий обязательно требовало от исполнителей собственных импровизаций. Хотя теперь крымскую музыку нередко называют джазом, корни её импровизаций гораздо древнее. Впрочем, нынешние музыканты пользуются и приемами латиноамериканского или афро-американского джаза.
Помимо цыганского и, возможно, еврейского влияния («плавающий и стонущий» звук с дрожанием нот), в крымской музыке много и от культуры других народов. У крымских ханов были военные оркестры, в которых играли пленные виртуозы из Молдовы, Болгарии, Грузии, Персии и других стран. Группа мелодий имеет общее название «Джезаир» (Алжир), но ближе всего, конечно и классическая, и современная музыка Турции. Именно сейчас большое влияние на крымтатарских музыкантов оказывают музыка Узбекистана и конечно из индийских фильмов.
В южнобережной и горной части крымские татары жили вместе с крымскими греками, православным тюркоязычным населением тех же сложных корней, часто вступали в смешанные браки. Здесь запрет на музыкальные занятия, вероятно, не был столь строгим. Как и запрет на потребление вина. Во всяком случае, такая музыкальная форма как «долу» исполняется именно во время того, как пирующие (на свадьбе или празднике) выпивают спиртное. Композитор Февзи Алиев, издавший монографию о крымской народной музыке, считает, что столь сложная и архаичная не могла возникнуть только в советские времена. Этот жанр был создан для ханских пиров, так что наиболее подходит туристам для знакомства с кухней и культурой Крыма.
В советские времена и особенно в депортации, куда крымские цыгане были отправлены вместе с татарами, произошло полное слияние культуры. Современная крымско-татарская музыка, особенно джазовая, очень самобытна, имеет особую ритмику (например, 7/8 — 2/8+2/8+3/8) и ладовый строй, близкие лишь к древним балканским народам. Например, это дорийский и фригийский минорные лады, миксолидийский мажор и другие древнегреческие лады, которые удивительно сохранились на протяжении более двух тысяч лет.
В 1837 году знаменитый художник И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте оперы «Руслан и Людмила» (Картины Востока). Н. Римский-Корсаков и его ученики А. Глазунов и А. Спендиаров («Крымские эскизы» для оркестра и другое творчество) были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки. На ее основе написал фортепианную фантазию «Исламей» композитор Балакирев.
В начале XX века крымскотатарские песни и музыку стал систематизировать, записывать нотами и публиковать А. Олесницкий, затем этим занимались также А. К. Кончевский, М. И. Красев, А. Рефатов, Я. Шерфединов и И. Бахшиш.
После возвращения в Крыму из депортации, уже с конца 1980-х годов произошел настоящий культурный взрыв в области музыки. Помимо десятков небольших оркестров, играющих музыку для свадеб и праздников, Крымский полуостров получил настоящие виртуозов мирового значения — достаточно назвать имя гитариста Энвер Измайлов. Он играет в технике «тэппинг», вполне можно сказать, что он входит в мировой ТОП10.
Удивительно, но факт, что в династии крымских ханов Гирей (Герай), которая теперь еще родственна королевскому дому Великобритании и русской императорской династии Романов, есть замечательный джазовый коллектив. Причем, развивают именно крымские музыкальные традиции.
Для звукоизвлечения при игре на кларнете, флейте, скрипке характерна цыганская плавающая высота тона, некий надрыв и плач. В игре на аккордеоне или трубе эффект журчащего звука горных водопадов дает особая вибрация пальцев. В сочетании со сложным прыгающим боем барабана и вибрирующим глубоким вокалом получается нечто совершенно особое. На современных синтезаторах местные виртуозы умудряются успешно имитировать древние средиземноморские и азиатские инструменты. Это, например, Сервер Какура (Симферополь), композитор с высшим образованием, талантливый самоучка Эльдар Сейтаблаев (Коккоз, Соколиное).
В каждом историческом культурном центре Крыма — Бахчисарае, Белогорске, Старом Крыму теперь есть свои ансамбли и обязательно, с солистом-виртуозом. Хорошо известны такие коллективы как «Хан-сарай«, «Учан-сув«, «Ак-кая«.
Своеобразный стиль крымскотатарской авторской песни на русском языке создал Эдип Асанов. Его отличает большая душевность и мягкость, столь характерная для песен Вахтанга Кикабидзе или Александра Розенбаума, которые он также исполняет слегка дополняя собственными красками.
Свой стиль игры на электрогитаре создал Энвер Измайлов (джазовое трио «Минарет» и другие коллективы): извлекая дополнительную мелодию постукиванием пальцами по струнам прямо на грифе.
Звучание забытых духовых инструментов вернул Энвер Сеитумеров (Симферополь, в детстве, с 8 лет в Узбекистане он зарабатывал деньги игрой на кларнете, в свадебных оркестрах, в Крыму стал заниматься организацией розничной торговли в дачных поселках и на самозахватах крымских татар — его альбом не преследовал никаких коммерческих целей, а его дом, в котором я побывал вместе со съемочной группой из Бельгии и Франции замечательно устроен, и это результат как раз самозахвата советских офицеров и прапорщиков). Энвер собрал серьезную коллекцию духовых народных инструментов разных стран. На некоторых из них я играл. У музыкантов так принято. Если они ощущают, что это не просто любопытство. Сами по себе навыки звукоизвлечения вызывают доверие. Конечно, я не достиг вершин в игре на сопилке, но тогда она была у меня с собой. Энвер виртуозно записал свой единственный альбом из крымтатарских, турецких, армянских, греческих и других мелодий на фоне подготовленных на синтезаторе ритмических основ (проект Озенбашлы). Вообще эклектика (мозаика стилей) характерна для Крыма во всем. Это и погода, и природа, история и культура, кухня и вино. Мирный перекресток цивилизаций.
Отдельным направлением крымской музыки, вобравшим в себя традиции и ширь великой евразийской степи, являются ногайские народные мелодии. Здесь также работают талантливые музыканты, поэты, хранители фольклора и его созидатели. Первый CD подготовил Дилявер Османов.
В общей сложности Крымская студия звукозаписи «ВЕСТ» растиражировала около полусотни музыкальных альбомов крымтатарской музыки в самых разных жанрах. Смежные права зарегистрированы.
Игорь Русанов, с дополнениями 2005 г.
-> Дайте джазу!!! — Международный фестиваль Джаз Коктебель (20.08.2008)
школьные и семейные маршруты, научные исследования, аналитические обзоры, рефераты, переводы
Приглашаем всех любителей своего края, ближних походов с познавательными целями поделиться своим опытом и информацией.
sstassy
23 августа, 2018 at 10:46
Различают горный и степной стили крымскотатарской музыки, имевшие распространение среди разных субэтносов: песни южнобережных и горных татар (тюркю) более эмоциональны, обладают вычурной и сложной мелодикой и системой полутонов, тогда как степные мотивы (йыр) имеют простое в мелодическом плане строение и диатоническую основу. Ритмически для крымскотатарской музыки характерны 5-, 7- и 9-дольные размеры с добавлением 2- и 3-дольных ячеек.
Сочинители и исполнители народных песен у горных татар носили название ашики (по турецки — влюбленный), у степных — кедаи. Эпические песни в народной крымскотатарской музыке представлены бейтами и поэмами-дестанами (как, например, «Кёр-огълу», «Эдиге» и превращённый Асаном Рефатовым в музыкальную драму «Чора-батыр»). Вынужденные переселения крымских татар, происходившие с конца XVIII века, породили особый жанр исторических песен — муаджир тюркю и кочь авасы. В бытовом жанре можно выделить короткие песенные импровизации, называвшиеся по-разному (у степных татар — чынъ или чины, у горных — мане), а также лирические песни макъам. Также в фольклоре присутствуют обрядовые песнопения и песни, исполнявшиеся во время круговых танцев (хоран — хор это бог Солнца у скифов, аланов и других ираноязычных народов, отсюда русское хорошо и английское хорс — конь). Инструментальная танцевальная музыка делится на быструю (къайтарма) и медленную (агъыр ава).
Среди традиционных народных музыкальных инструментов у крымских татар присутствуют давул (с караимского— «большой барабан»), даре и думбелек (парные литавры из глиняных горшков с натянутой кожей) из ударных, зурна, тулуп-зурна и кавал из духовых, кеманча, саз и сантыр — из струнных. В конце XIX века в музыкальный обиход вошли кларнет, труба и скрипка, ещё позже — электрогитара с аккордеоном. Традиционный инструментальный ансамбль назывался давулджылар и состоял из 2 зурн, давула и даре. Камерный ансамбль, сопровождавший пение, включал даре, сантыр, одну-две скрипки, кларнет и трубу (позже и аккордеон) и носил название чал или кеманеджилер.