Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
13 ноября — день Советского Шифровальщика
Вначале позволю себе небольшую цитату из себя (тема возникла из случайного разговора с моим шефом конца-1990-х директором информационного агентства Крэлком Виктором Весной. Именно он сказал мне, что моя случайная формулировка «руины советской империи» достойна стать новым туристическим брендом. До этого в 1997 году мою теоретическую модель «рекреационная конверсия» поддержали несколько коммерческих и туристических фирм, а также крымские средства массовой информации, всем спасибо!):
Но об этом несколько позже, а сейчас свежие новости из нового молодежного туризма (не догадывающегося о моем существовании и вообще, наверное, не думаещем, что у туризма тоже есть теория):
Отчет о поездке в вч 23290. Заброшенные ракетные шахты РВСН и военный городок
«… При подъезде к бетонке, ведущей к бункеру, мы случайно нашли проводника (некий человек, который также ехал к бункеру на «Батоне»). Где-то на середине бетонки часть машин была оставлена. Путь продолжили на машинах, обладающих наибольшей проходимостью.
Осмотр базы мы начали с военного городка. Увидели несколько заброшенных зданий и странных людей, которые рушили здания – предположили, что им были нужны камни. Но на нас они не обращали внимание. В зданиях нашли лекционный зал и шаолиньскую школу борьбы без оружия – «Школу Богомола».
В городке были ангары для автомобилей, в одном из которых за бетонной плитой находился кран. Кроме того в городке имелось несколько подземных хранилищ. Практически все время, пока мы осматривали городок, шел дождь, и приходилось совершать перебежки между зданиями. Но потом дождь закончился, и наступила жара.
После городка мы перешли к осмотру ракетных шахт. Это оказалось самым интересным на военной базе!!!!!! Все ракетные шахты были соединены между собой подземными ходами. Подземная часть состояла из нескольких этажей. Сколько именно неизвестно, т.к. часть была заполнена водой. Думаю для осмотра не помешал бы акваланг.
Под землей мы нашли пульт управления ракетами — пульт был похож на большое пианино.
В бункере было очень холодно и сильный туман.
В заключение осмотрели пару ангаров. В первом валялась куча сломанных печатных машинок, а второй был приспособлен под спортзал.»
Очень много фотографий и очень серьезное и большое обсуждение на проекте 4TURISTA.RU
ну и теперь, собственно моя первая теоретическая статья о рекреационной конверсии:
Руины Советской империи из хлама становятся славным прошлым
Газета «ТЕРРА ТАВРИКА» март 2004 ° 6 (100)
Использование в туризме крепостей, замков, кораблей, всевозможных «царь-пушек», а также военных технологий не является чем-то оригинальным. Однако в недалеком прошлом вооруженные силы некогда великой страны переживали период превращения технических и исторических ценностей в лом цветных металлов. Военно-патриотическое воспитание молодежи как дело хлопотное и мало доходное, казалось, уже никогда не возобновится. А гоняться за трешками или пятерками туристов военные не хотели.
Тем не менее, в августе 1998 года я все же вывез в гарнизон Новофедоровка около 30 роллеров и велосипедистов из нескольких городов Крыма. Мы провели показательные выступления в поселке, испытали невероятное удовольствие от катания по самому большому в мире трамплину, посмотрели «летающие крепости» СУ-27 и сооружения тренажерного центра палубной авиации НИТКА.
Поселковый совет и военное руководство пошло нам навстречу по одной простой причине: в том году российский Северный флот не нашел денег, чтобы отправить в Крым своих летчиков на полеты. Перспективы туризма и летнего отдыха (для которого Новофедоровка обладает одним из лучших в Крыму пляжей) стали для поселка и гарнизона самым важным делом. Но ненадолго. Периодически в прессе я встречаю то туманные рассуждения о том, что надо развивать отдых, то бодрые рапорты о прилете российских ассов (естественно, с деньгами).
Однако, в целом по Крыму и даже в целом по Министерству обороны Украины положение с военным туризмом сейчас неплохое. Хочу подчеркнуть, что не только исторические, но и современные военные объекты Крыма — это ударная позиция в битве за туриста.
Советские военные объекты — это уже история. Драматическая, кровавая, вероломная, циничная, агрессивная, славная — все равно какая по оценкам. Пусть туристы высказываются, спорят, она никого не оставит равнодушным. Тот, кто ведет экскурсию, уже свободен от моральной ответственности. Слушая каждый вечер сообщения об очередных жертвах террористов, мы, тем не менее, спокойно можем показывать Крым как родину террора. И Софья Перовская с ее друзьями-бомбистами, и Перевальненский полигон, где обучались партизанской войне курсанты из 40 стран Азии, Африки и Латинской Америки — это уже история.
Военные объекты Крыма тесно связаны и с уникальными космическими центрами, и с оборонными предприятиями. Это такая позиция, где Крым оставляет далеко позади себя все (ВСЕ!) средиземноморские курорты и уж тем более Таиланд с прочей атипичной экзотикой. Образованные туристы из среднего класса, самые лучшие и удобные — немцы, японцы, американцы, — вдвойне оценят эти достижения на фоне общей запущенности и отсталости. Кстати, отсталости по части оборудования для водного и воздушного спорта, которое производят бывшие «почтовые ящики» Феодосии и Севастополя, как раз и нет.
В крымском туризме, — школах выживания, скаутских лагерях, приключенческих программах, — уже прочно и достойно утвердились военные. Например, водолаз Алексей Мардасов из Севастополя — признанный и всюду цитируемый автор описаний всех затопленных объектов.
Рыночные механизмы, как показали последние пять лет, вполне способствуют тому, что в разных местах Крыма люди, не знакомые друг с другом, открывают для туристов новые места. Это, например, Керченская крепость, Балаклавское убежище для подлодок, 30-я батарея… Возобновлен музей планеризма на горе Клементьева в Коктебеле. С надлежащим пафосом проводятся экскурсии на боевые корабли в Севастополе и на Донузлаве, в Национальный центр управления и испытания космических средств под Евпаторией.
Крымская глубинка — Джанкой, Кировское, Остряково, Багерово с их аэродромами больше известны на Западе, чем у нас.
статья целиком
школьные и семейные маршруты, научные исследования, аналитические обзоры, рефераты, переводы
Приглашаем всех любителей своего края, ближних походов с познавательными целями поделиться своим опытом и информацией.
zverozub
3 января, 2011 at 20:16
слова песни Чингизхан на немецком и мой перевод на русский. Для всех, кто помнит ВИА Третьей роты призыва мая 1981 —http://kraevedenie.net/forum/viewtopic.php?f=34&t=1580
Андрей Степаненко (1986-1988гг) В/Ч 23290 2 рота
23 февраля, 2011 at 18:39
Ну вот и не стало еще одной странички в «Книге судеб» всех тех ребят, кто служил в таких необычных интригующе-интересных войсках 31 офицерских курсов (простите за разглашение «страшной государственной» тайны — нет части, нет тайны…) Но есть тоска о том времени, которое обязательно остается в душе и сердце настоящего мужчины… Всем ребятам «восьмерикам» — пожелание всяческих благ, бодрости, здоровья и здравого рассудка! Сегодня 23 февраля 2011 года, решил вспомнить и случайно набрал — наобум, может выйдет? И вышло! Спасибо за статью Ростиславу! Если кто то прочтет, вспомните и «помяните» в/ч 23290!
zverozub
2 марта, 2011 at 23:11
Дембельская песня курсантов вч 23290, история и география части —http://zverozub.com/index.php?r=123&l=1
абрик
16 ноября, 2013 at 20:29
Урбантрип — так называются экстремальные походы по заброшенным промышленным и военным объектам. В Крыму множество брошенных вч. Но интереснее то, что офицер Олег Зубков из брошенной вч создал Парк Львов Тайган.