Marta Reiner 1940Материалы о швейцарской колонии в Крыму я публикую в надежде отыскать информацию о Марте Райнер (Marta Reiner).

Marta Reiner wurde ungefaehr 1923 geboren.

Это школьная подруга моей матери — Александры Ульянкиной.

Марта Райнер (Marta Reiner) и Александра Ульянкина, 1940Ich suche Information ueber die Familie Reiner aus Dorf Zuerichtal in der Krim.

Ihr Bruder hat in 1940 als der Lehrer der Physic in der Barak-Oberschule gearbeitet.

ученики 8 класса Баракской школы-интернат, 1940В 1940 году Марта Райнер училась в 8 классе Баракской средней школы-интернат.

Старший брат Марты Райнер работал в Баракской школе учителем физики.

In Jahre 1940 Marta Reiner hat mit meiner Eltern: Russanov Viktor (1923) und Uliankina Alexandra (1925) in Dorf  Barak  in Oberschule-Internet studiert.

Семья Райнер (Reiner) происходила из швейцарской колонии Цюрихталь.

Цюрихталь, Крым, сейчас с. Золотое Поле, Кировский район. Фото: Немецкая образцовая школа

В августе 1941 года все крымские немцы (включая и немцев Эльзаса и Швейцарии) были депортированы из Крыма на Урал и в Среднюю Азию.

вид на немецкую колонию Цюрихталь до революции 1917. Сейчас с. Золотое поле, Кировский район. Крым

МАЛЕНЬКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

— Пятьдесят семей прибыли на полуостров из немецкой Швейцарии, в основном из кантона Цюрих, — рассказывает директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. — Вскоре к ним присоединись и колонисты из южно-немецких княжеств. На это переселение отважились прежде всего обедневшие крестьяне — ткачи, прядильщики шелка и хлопка, а также немало других ремесленников. Они пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие развития машинного прядения в Англии, и не желали воевать на стороне французской армии, владевшей тогда всей Европой.

Далеко не легкий путь швейцарцев в направлении Российской империи начался поздней осенью 1803 года в Констанце на Боденском озере под руководством Ханса Каспара Эшера (впоследствии он стал майором Московского драгунского полка).

По дороге многие переселенцы потеряли решимость и вернулись назад. Около 30—40 человек, в основном дети, умерли от оспы.

Летом 1804 года эмигранты в количестве 228 человек добрались до Крыма. Надо было обживаться на новом месте, посреди открытой степи. И лишь спустя некоторое время швейцарцы смогли переселиться в деревню Джеляв, которую в память о своей родине назвали Цюрихталь. Жизнь колонистов поначалу была крайне сложной. У ткачей и прядильщиков было мало опыта в ведении сельского хозяйства, тем более на незнакомых землях и в новых климатических условиях: болезни, неурожаи. Особенно тяжело пришлось весной 1812 года: от лихорадки умерло 40 человек.

Постепенно ситуация менялась. Выращивание пшеницы, развитие скотоводства, позднее также садоводства и виноградарства начали приносить прибыль. Была построена мельница, поселение росло, занимая дополнительные земли. В 1848 году насчитыва лось уже 74 двора, каждый из которых имел около 44 га земли. Цюрихталь процветал, как и все остальные деревни колонистов, освобожденные от воинской повинности. Потомки бедных переселенцев становились зажиточными крестьянами.

Большие перемены происходили и в жизни церкви. В 1822 году в Цюрихталь приехал пастор из Шверценбаха — Генрих Дитрих. К маленькому зданию храма, построенного незадолго до его прибытия, добавились пасторский дом и здание школы. Для богослужений использовались и две небольшие часовни. А в 1831 году в Крыму поселился священник Эмиль Кюбер, получивший высшее образование в университете Дорпата.

В 1860 году была освящена новая цюрихтальская церковь. Потомки колонистов основали в степи, в семи километрах к северу от деревни Новый Цюрихталь. К концу Первой мировой войны во всем Крыму насчитывалось 314 немецкоязычных поселений.

Дети второго и третьего поколений переселенцев учили и русский, и крымскотатарский языки. В качестве родного они сохранили тем не менее свой немецкий диалект.

Все цюрихтальцы были российскими гражданами. Лишь фамилии Люси, Дубс, Аберли, Губер указывали на швейцарских предков.

Сегодня в Золотом Поле (так село стало называться с 1945 года) можно найти не так много следов швейцарских колонистов. Самым приметным напоминанием о былых временах остается построенная в 1860 году кирха, стоящая на возвышенности при въезде в деревню. В начале 90-х годов ХХ века здание было отреставрировано и ныне является православной церковью.

О прошлом также напоминают две улицы со старыми домами. Дом в нижней части села раньше принадлежал швейцарской семье и представлял собой типичное жилище зажиточных колонистов. Толщина внутренних стен — 80 сантиметров, крыша до сих пор покрыта оригинальной черепицей.

В местной школе открыт музей истории Цюрихталя. Этот проект реализован при финансовой поддержке Посольства Швейцарии в Украине сотрудниками Крымского этнографи ческого музея. Небольшая коллекция, где поначалу были собраны лишь фотографии и документы, с каждым годом пополняется новыми экспонатами: старинными вещами, элементами традиционной одежды, предметами быта.

Многие немецкие национальные праздники проходят в Золотом Поле. Широкое крыльцо Дома культуры служит сценой, где выступают лучшие творческие коллективы крымских немцев: «Фройндшафт» (г. Феодосия), «Моргенрете» (г. Ялта), «Зинден дер херцен», «Югенд», «Нахтигаль», «Эдельштайн» (г. Симферополь), «Глюк» (г. Красноперекопск). Единственная оставшаяся на полуострове уроженка Цюрихталя Ирма Тарусова (сейчас она живет в Старом Крыму) — активная участница всех мероприятий, проводимых в Кировском районе, хранительница обрядов и традиций своего народа.

Подготовила Елена ЗОРИНА http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/2006/067/small.html

(по материалам, предоставленным Крымским этнографическим музеем).

На снимке: вид села Цюрихталь перед Первой мировой войной.