Графская пристань, Севастополь, КрымКрым за всю свою известную историю (а она известна лучше и далее вглубь веков, чем у большинства стран мира) всегда был узлом международных интересов. На полуострове уже в каменном веке жили люди разной внешности, разного антропологического типа. В течение многих тысяч лет столкновение интересов мировых империй препятствовало формированию в Крыму единой нации.
Поэтому когда Севастополь называют городом русской славы и поют о нем «гордость русских моряков», не следует видеть в этом некое унижение для украинцев. Выходцы из Украины, конечно, играли главную роль в создании русского флота на Черном море. Но не как нация, а как часть Российской империи. Когда мы говорим «русские» на памятниках Севастополя, то простое перечисление славных русских имен, только связанных с Графской пристанью уже скажет о многом:
Екатерина Великая (Sophie von Anhalt-Zerbst-Dornburg), МакКензи, Уптон, Лазарев, Войнович, Нахимов, Толтсой, Шмидт, Врангель, Фрунзе, — все это люди, служившее славе России. Но славе Империи, а не одного только народа. Украинцы как составная часть Российской империи, безусловно, имеют все основания и на «свою долю гордости» в славе Севастополя. Но истина всегда конкретна, так что лучше помнить конкретных людей и их заслуги.

Графская пристань Севастополя известна не только своими художественными достоинствами, она связана с важнейшими историческими событиями города. О них повествуют многочисленные мемориальные доски.
Графская пристань — памятник архитектуры и истории Севастополя, своеобразная эмблема города-героя и по сути одна из первых построек, с которой начинался Город Славы.

Изначально построена  деревянная для швартовки первых кораблей Севастополя. Командующим в нем, был контр-адмирал Фома Фомич Меккензи (Шотландец Томас МакКензи). Поселившись возле нового порта в 1783 году, он построил для себя близ берега казенный дом, обращенный потом к приезду Императрицы Екатерины II, в её дворец.


Меккензи начал строить против своего дома деревянную пристань. Затем по приказу Потёмкина 3 (14) июня 1783 года была заложена каменная пристань. Это одно из первых каменных строений города по свидетельству Дмитрия Николаевича Сенявина, «была сделана с небольшим в месяц » из тесаного местного камня.
В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившимся у севастопольцев названием Графская пристань обязана второму командующему Севастопольской эскадрой графу и контр-адмиралу Марко Ивановичу (сербу по национальности) Войновичу, который каждый день причаливал здесь, приезжая со своего хутора расположенного на Северной стороне Севастопольской бухты, при котором пристань была закончена.
Позднее адмирал Михаил Петрович Лазарев напишет в Петербург «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения«.
В тридцатых годах XIX века Графскую пристань украсили каменными ступенями, а в 1837 году Михаил Петрович Лазарев, командир Черноморского флота и портов, решил завершить ее благоустройство. Проект в том же году был выполнен военным инженером Джоном Уптоном, представлен Николаю I и 9 (21) марта следующего года «высочайше утвержден за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе».
Запрещалось строить именно тот портик, который считается лучшей частью всего ансамбля. Следовательно, павильоны по обе стороны колоннады — более ранние, они построены около 1840 года.
Но М. П. Лазарев не оставлял попыток завершить ансамбль и продолжал обращаться с просьбами о строительстве колоннады. Был использован даже тот довод, что какой-то извозчик однажды упал в темноте с неогражденной пристани в воду.
Наконец «Чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады» был утвержден в октябре 1844 года и через два года портик построили. Перед лестницей поставили двух мраморных львов, а в экседрах (нишах) четыре мраморные статуи (сохранились только две) работы итальянского скульптора из Каррары Фердинандо Пелличио (1808-1892).
Сведений о жизненном пути создателя пристани — Джона Уптона, англичанина на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части, пока немного. Экскурсоводы иногда путают его с его сыном — Самуилом Ивановичем Уптоном, тоже архитектором. Жил инженер-полковник Д. Уптон в Севастополе примерно с 1830 по 1854 г., проектировал и строил доки и водопровод на Корабельной стороне, провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города, построил Графскую пристань. Вероятно, по его проекту строилось не сохранившееся здание, известное под названием Морского собрания. Находилось оно у подножия холма, на котором разбит Матросский бульвар — напротив памятника П. С. Нахимову, и — в соавторстве — здание Морской библиотеки (от него осталась только Башня Ветров).
Англичанин X. Д. Сеймур, посетивший Севастополь в 1854 г., писал о Д. Уптоне: «… несмотря на слухи, когда-то ходившие о неких проступках, совершенных в молодости, он пользовался хорошей репутацией среди соотечественников, находившихся в России, и … оставил памятники своего таланта, которыми и мы можем гордиться».
Некоторые авторы (В. И. Васильчиков, Е. Р. Корженевский) сообщают, что, когда английские войска в 1854 г. высадились в Крыму, Джон Уптон не захотел сражаться против своей страны и покинул Севастополь. Но его потомки жили здесь по крайней мере до начала XX в., на старом городском кладбище сохранилась могила внука Джона Уптона с датой смерти — 1904. Сыну Д. Уптона — Самуилу Ивановичу, тоже инженеру и архитектору, не повезло. В Севастополе не осталось зримых следов его творчества. Построенное им в 1839-1844 гг. первое здание Морской библиотеки сгорело через десять месяцев после завершения.
С. И. Уптон до 1841 года был главным архитектором города («городовым архитектором», как тогда говорили). Вместе с отцом строил доки на Корабельной стороне. В 1845 году он переехал на Кавказ, где служил архитектором при Кавказских минеральных водах.
Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От лестницы ее отделяет колоннада, образуя своеобразный парадный вход — пропилеи. Тут, видимо, не обойтись без терминов. Выражаясь языком архитектурным, пропилеи Графской пристани — это два небольших квадратных павильона без окон с пилястрами по углам и двумя экседрами на фасадах, павильоны соединены двумя рядами каннелюрованных (с вертикальными бороздами) дорических колонн по шесть в ряду, которые поддерживают архитрав (камень, перекрывающий пролет между колоннами). Строгий фриз (каменная полоса над архитравом) лишен каких-либо украшений, кроме чередования триглифов (камни над осями колонн) и гладких метоп (промежутки между триглифами), а над фризом — простой карниз с невысоким парапетом. Венчает сооружение так называемый аттик (более высокий парапет), на нем выбита дата постройки — 1846.
Облик Графской величав и классически благороден. Эффект достигнут простыми приемами — правильно найденными пропорциями, соразмерностью как отдельных деталей, так и входящих в комплекс элементов.

Сохранилась переписка М.П.Лазарева с А.С.Меншиковым по вопросу о замене поврежденных скульптур львов ранее украшавших пристань, на новые. В представленном в январе 1841 года рапорте М.П.Лазарев подчеркивал «Поставленные на так называемой Графской пристани два льва, сделанные из мальгийского песчаного камня, от действия непогод и брызг морской воды осыпались и повреждены до такой степени, что в настоящем виде без крайнего для пристани безобразия оставлены быть не могут. Я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие мраморные, которые могут служить более приличным и прочным украшением пристани». Предложение Лазарева получило утверждение, необходимые деньги выделили из средств Южного округа Морской строительной части. В 1843 году мраморные скульптуры лежащих львов доставили из Каррары в Севастополь и установили на Графской пристани. В период обороны Севастополя 1854-1855 годов через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. Львом Николаевичем Толстым в «Севастопольских рассказах» описана пристань в декабре 1854 года: «На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров«.

В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани что вызвало взрыв и значительные разрушения. Графская пристань сильно пострадала от взрыва. После окончания Крымской войны пристань долго не восстанавливалась. В документе, датированном 1871 годом, сообщалось: «Графская пристань с портиком окончательно разрушится, если не будет своевременно поддержана«.
Графская пристань была полностью восстановлена только к пятидесятилетию обороны Севастополя 1905 года. Реставрированная впоследствии пристань стала излюбленным местом прогулок жителей города. Екатерининская пристань и два караульных домика состояли в ведении Морского ведомства. У пристани находилась лимонадная будка купчихи Евтеевой. На площади, рядом с пристанью, была стоянка извозчиков. В советское время, в 1925 году Графскую (Екатерининскую) пристань переименовали в пристань III Интернационала. Это название также не прижилось у горожан как и первое, пристань по прежнему называли Графской.
Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер «Червона Україна». 31 октября 1941 года крейсер встал на свою огневую артиллерийскую позицию в районе Графской пристани. В течение двенадцати дней корабль вел огонь по противнику. 11 ноября орудия крейсера подавили три батареи противника, уничтожили 3 роты немецких солдат, разбили 18 бронетранспортеров и автомашин с войсками. 12 ноября во время очередной бомбардировки немецкие самолеты атаковали крейсер. В судно попало шесть бомб, оно приняло около четырех тысяч тонн забортной воды. Почти сутки личный состав боролся за живучесть корабля. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер затонул.
Помнит пристань и радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков мемориальная доска сообщает об освобождении города «9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружён военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков«.
Пострадавшая во время войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В.М.Артюхова и инженера А.И.Михайленко, выполнили капитальный ремонт лестницы.
В 1987-1988 годах реставрировали колоннаду Графской пристани. Проект и технологию разработал институт «Укрпроектреставрация». Реставрационные работы выполнили специалисты Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя УССР. Реставрацию пилонов и очистку мраморных скульптур произвела бригада известного на Украине реставратора Е.И.Бартана.
Симферопольская бригада лепщиков В.Т.Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн. В начале 2007 года председатель Севастопольской городской госадминистрации Сергей Куницын вышел с инициативой на Президента и Кабинет Министров Украины отметить 225-летие Севастополя на государственном уровне. Инициатива руководителя исполнительной власти Севастополя была в Киеве поддержана.
Премьер-министр Украины Виктор Янукович 8 мая 2007 года подписал распоряжение Кабинета министров Украины № 257-р «О подготовке и праздновании 225-летия основания города-героя Севастополя«. Согласно распоряжению был создан Организационный комитет, а также утвержден ориентировочный план мероприятий. Было открыто государственное финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением праздника в размере 100 млн. гривен. Одним из объектов реконструкции стала Графская Пристань, которая нуждалась в капитальном ремонте. В частности, деревянный настил пристани и подводный металлический каркас прогнили, нуждались в замене.
В результате восстановительных работ на Графской пристани полностью заменен настил твердыми породами дерева, отремонтирована поддерживающая его подводная часть, вычищены и покрашены пропилеи и т. д. Гранитные ступени выдержали испытание временем: они оказались в достаточно хорошем состоянии, чтобы после очистки и реставрации вернуться на прежнее место. В комплекс работ, выполненных по приведению в порядок Графской пристани, вошла также побелка и озеленение прилегающей территории, установка подсветки.
Графской пристани Севастополя помогли возродиться специалисты «Укрспецстроя». На Графской пристани установлено несколько мемориальных табличек. Если спуститься по ступеням Графской пристани и пройти вправо, можно увидеть памятную доску из красного полированного гранита, на которой написано: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Україна» (установлена в 1965 году).
С Графской пристанью связаны многие знаменательные события в истории Севастополя. Доска из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады одна из них напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча Севастопольцев с вице-адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым после Синопской победы.
Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 27 ноября 1905 года лейтенант Петр Петрович Шмидт отбыл на крейсер «Очаков», чтобы принять командование восставшими кораблями флота. В мае 1917 года именно сюда, на Графскую пристань, были доставлены останки руководителей восстания на крейсере «Очаков» — Петр Петрович Шмидта, Никита Григорьевич Антоненко, А.И.Гладкова, Сергей Петрович Частника, расстрелянных в 1906 году на острове Березань.
8 мая 1917 года крейсер «Принцесса Мария» с останками революционеров подошел к Графской пристани. При входе крейсера в бухту с кораблей флота был произведен салют, а на берегу и у пристани собрались тысячные толпы народа, военно-морские части и организации со знаменами. На Графской пристани была отслужена панихида. Шествие от пристани по Нахимовскому проспекту и Б.Морской двинулось к Покровскому собору, в склепы которого были помещены останки революционеров. Свидетелем трагических событий стала Графская пристань и в ноябре 1920 года. 7 ноября 1920 года войска Южного фронта под командованием Михаил Васильевич Фрунзе прорвали укрепленные позиции белых у Перекопа, и повели наступление на Севастополь. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал-лейтенант Пётр Николаевич Врангель отдал приказ об эвакуации. Всего из Крыма вместе с беженцами эвакуировалось до 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров. Этим событиям посвящена установленная в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани мемориальная доска с надписью: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года«.
Графская пристань и сегодня является главной пристанью города, народным причалом военного порта. С нее начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота в День Военно-Морского флота. На ее ступени поднимаются почетные гости города. В праздничные майские дни, в дни годовщины Победы и освобождения Севастополя на Графской пристани по традиции собираются ветераны Великой Отечественной войны. Сюда приходят туристы и жители города, чтобы полюбоваться живописным видом Севастопольской бухты.