тема этой переписки возникла на лингвофоруме, где я пытаюсь выяснить, почему в крымском фольклоре нет образа волка. В Крыму также не обычно мало названий, связанных с волком. Но у крымских татар сохранились имена, причем с древней, еще иранской (скифо-сарматской, вероятно) формой Курт- (Къурт, этой форме соответствует старославянское Хорт). Одно из таких имен носил легендарный крымский святой из Восточного Крыма В списке священных мест крымских татар есть: 72. Отуз кою азизлери: «В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы — святые» (два шейха и один мученик, Акъч.. 1927, с.6-7), Къурт Деде азизи (?); Тарханкут, Донузлав и село Темиш-АсТеперь из переписки: Меня зовут Мустафа. Как нетрудно догадаться, я из Крыма. Однако в настоящее время работаю в Киеве.   По поводу моего предка Къурт-деде эфенди информация очень скудная. Даже годы жизни можно лишь приблизительно рассчитать: примерно 1800-1890 гг. Знатного рода, но не бей и не мырза — принадлежал к «тарханам»*. Жил в с.Темеш (или Тимеш)**. Где похоронен — неизвестно. Владел землей***. Годы жизни Къурт-деде рассчитаны мной, исходя из точной даты рождения деда (1896 г.) и информации о том каким по порядку ребенком в семье был он, его отец и его дед. Годится ли такой метод? У Къурт-деде было семеро детей (Шерфзаде, Арифе, Аджикемал эфенди, Фурмамбет хатип, Эбубекир хатип, Бавбек эфенди и Джанбек), 12 внуков и 11 внучек. По рассказам старших Къурт-деде пользовался большим уважением как в своем селе, так и далеко за его пределами. В своем селе был чем-то вроде «старосты». Был очень набожным, четырежды совершил хадж. Многие из его потомков впоследствии пополнили ряды духовенства (среди них имамы, хатипы, муэззины). Вот единственное известное мне письменное воспоминание о Къурт-деде: «Къарт дедемиз, Къурт-деде эфенди, Кърым виляети Козьлеве уезди Донузлав волсты Тимеш коюнде яшагъан. Ондан орьген несиллер рухание табакъасына менсюб олгъанлар (Абдулалим, 15.VII.1976 с.)». Все остальное известно из устных рассказов и записей в родословной.   * Часть ныне живущих его потомков носит фамилии, производные от «тархан» — Тархан, Тарханов/а, другая часть (среди которой и мой дед) носила фамилии, производные от «Темеш» — Темешлы и Темешинский/ская примерно до середины прошлого века. В первые годы депортации по какой-то причине всей родне с фамилией Темешинский/ская принудительно заменили документы, записав в них фамилии, образованные от имен моего деда и прадеда. При этом в некоторых случаях родные братья и сестры получили разные фамилии. ** Темеш или Тимеш? Скорее через «е», от слова «темеч»=»темчит». Сейчас этого села нет, расположено было неподалеку от нынешней Окуневки Черноморского района — двоюродный брат показывал это место. *** Некоторая часть досталась по наследству моему прадеду. + + + + + + + + на месте Темиш-Ас и сейчас растут абрикосыПо поводу родовой деревни можно сказать с достаточной уверенностью — Темиш-Асс, сейчас это часть села Медведево (Табулды-Асс) Черноморского района АР Крым (или была чуть выше вдоль берега Донузлава). Нынешняя Озеровка к юго-западу от Табулды-Асс называлась Тереклы-Асс. Только о нижнем селе понятно, что речь идет о Тополевом Ас, а два других слова не понятны. Во всяком случае близкое слово — это название румынского города в Добрудже (которая как известно, не раз становилась пристанищем скифов, а потом других кочевников из наших мест) — Тимишоара. Румыны переводят это название как крепость на Тимише, но при этом реку называют другим словом!:) Темеш (мадьярск. Temes, у древних Tibiscus) — левый приток Дуная, берет начало в Банатских горах на Пиетра Гозна (1450 м) вблизи Неры и Бержавы, течет сначала в юго-восточном направлении по узкой горной долине, через Карансебеш сворачивает к северу, под Лугошем переходит в Венгерскую низменность. Названия мест рядом — Лугош, Марош, Краш. Возможно, слово Темеш имеет угорское или гуннское происхождение. В России деревни Тимишово находятся в Оренбургской и Рязанской областях (вблизи Касимово) — то есть тоже связаны с татарами. Наибольшая активность по роду Темеш на казахских форумах Шежipe Такырып: Арғын-темеш-баятар туралы и еще большой список казахских Темеш. Яков Темешов в 1502 века по приказу Ивана III провожал из Москвы через Рязанские земли кафинского посла (из этого можно сделать вывод, что этот Яков был вовсе не казах, а происходил из Крыма!). Известно, что очень многие рязанские бояре были ордынского рода, а князь Иван Рязанский даже собирался жениться на дочери Крымского хана. В общем, род Темеш достаточно знаменит не только в казахской истории, но и в русской. Топонимы на асс (яссы) обычно связывают с языгами, сарматским племенем. Бушаков указывает что род Ас имел такую же тамгу  как род Аргын (на рисунке это 6).

тамги крымскотатарских родов

Во всяком случае на Тарханкуте большинство сел имело двойное название и в конце обычно — название рода, например Бель-авуз-Кыпчак, Бай-Кият, Татыш-Конрат, и названия 18 века — Карлав русский, Чеголтай немецкий и т.д. Так что ас — скорее всего название вашего рода. Известны и двойные родовые названия. Оба рода — и Темеш и Ас связаны с известным родом Аргын. В отношении святого Курт-деде из долины Отуз. Вполне возможно, что ваш предок получал образование в каком-либо медресе, например в Феодосии и взял себе новое имя в честь святого. В русских духовных семинариях это было обычным явлением, а главное — я читал в предисловии к книге путешествий Эвлия Челеби, что это имя он сам себе взял в благодарность и память своего учителя. У меня пока все. Подождем, новой информации. Игорь Русанов