объекты туризма и экскурсий в окрестностях пос. Подмаячное на снимках Гугл Земля Поселок Подмаячное (в просторечьи — Маяк) популярное место отдыха керчан, а также российских автотуристов.

GPS координаты (если нет особых пояснений, то мы даем по Гугл Земля) 45°23’25.49″С 36°37’53.58″E

фильм Валерия Пендраковского "Полное дыхание" снимался в 2006 году в поселке Подмаячное (Маяк) на Керченском проливеВизуальная связь здешнего берега с Россией сыграла (как играют в кино!) особую роль в фильме Валерия Пендраковского «Полное дыхание«, 2007.

Но об этом подробнее в Приложении.

Помимо многокилометрового песчаного пляжа с теплым мелководьем, рыбалки, хороших условий для парусного спорта и радующей глаз природы с мягкими силуэтами холмов и душистым воздухом степи тут срабатывают еще важные факторы инфраструктуры:
керчанам удобно, что из центра города Керчи (как известно, не имеющего нормальных городских пляжей) легко добраться до пляжей Подмаячного на городском автобусном маршруте 18 «Керчь — Маяк» или на маршрутных микроавтобусах. Многие керчане получили рядом с пляжами дачные участки еще в советские времена, то есть даром;
для автотуристов из России важным моментом является близость паромной переправы Крым-Кавказ и психологическая возможность постоянно любоваться на родные российские берега прямо на пляже;
с советских времен сохранились в неразграбленном состоянии очень недорогие и в меру дорогие (с достаточным уровнем комфорта) пансионаты и базы отдыха керченских предприятий, а также детский спортивный лагерь подмосковного города Химки (где в буфете можно расплачиваться российскими рублями, а при наличии свободных мест принимаются и автотуристы, и вообще все желающие;
Поселок Подмаячное (Маяк)Маршруты поездок на горном велосипеде и конные прогулки от страусиной фермы — для отдыхающих с современными взглядами на отпуск, сочетающих пару-тройку часов купания и загара на пляже с экскурсиями и спортивными занятиями, Подмаячное дает широкий выбор объектов, удобно расположенных один за одним на небольшом расстоянии. Выбор «активитетов» устроит самую «пеструю» по предпочтениям компанию и семью: рыбалка, дайвинг, водный спорт, верховая езда, биллиард, компьютерные игры. В целом для стиля детских и семейных баз отдыха Керчи в советские времена сложилась высокая насыщенность надпляжной зоны не только цветниками и парковыми насаждениями, но и просторными спортивными площадками и игровыми городками для детей.

Здешние грунтовые дороги, огибающие бескрайние волны холмов, дают отличные возможности поколбаситься на джипах, квадроциклах, кроссовых мотоциклах, горных велосипедах. При том, что в любой фактически момент можно освежиться в морской воде, поставив технику прямо у пляжа.

Керченский пролив (Боспор Киммерийский) соединяет Азовское (более пресное) и Черное море, поэтому имеет переходной режим солености и температуры. В относительно недалеком прошлом это русло реки Дон, поэтому берега пролива во многих местах украшают мощные пляжи речного песка – золотистого, мелкого и мягкого.
Пляж у Подмаячного не разделен на участки пансионатов, не имеет ограждений, а главное — в большинстве пансионатов над пляжами располагаются кафе, биллиардные и прочие заведения, жаждующие обслужить вольногуляющую публику. Если вести себя спокойно и позитивно, вполне можно пользоваться спортивными сооружениями, а детям — игровыми городками.
Вдоль берега по пляжу можно прогуливаться на протяжении многих километров.

Мыс Фонарь (тюрк. — Фенер — от греческого светильник,факел), на котором эффектно возвышается белая башня Еникальского маяка (по которому, собственно, и назван поселок Подмаячное) — крайняя восточная точка Крыма КООРДИНАТЫ (WGS84) N 45° 22.944′  E 36° 38.268′

 Еникальский маяк — GPS координаты 45°22’59.18″С   36°38’34.26″E важнейшее навигационное сооружение Керченского пролива с великолепным обзором Крымского и Таманского побережья.

Азиатский берег — побережье Краснодарского края Российской федерации почти повсюду хорошо виден. По искусственно углубленной части пролива – Керчь-Еникальскому каналу постоянно двигаются суда. Так что на здешних пляжах всегда есть за чем понаблюдать и о чем поразмыслить.

В высоких обрывах Керченского пролива нередко обнажаются прослои железной руды, а среди пляжной гальки попадаются замещенные железом раковины древних моллюсков с чудесными синими иглами кристаллов минерала керченит и нежным светло-зеленым «бархатом» кристаллов анапаита. Есть и выходы косметической голубой глины.

Город Керчь
Историческая центральная часть города примыкает к порту (одному из самых древних в мире), а несколько поселков возникли в XIX-XX веках при крупных промышленных предприятиях: Аршинцево, Войково. Уже на границе Европы и Азии находится Порт Крым, административно это тоже часть земель города.
Вообще для Керчи характерны жилые кварталы и целые микрорайоны по профессиям: судостроители, металлурги, рыбаки, моряки загранплавания. Большая часть промышленности Керчи сейчас остановлена, для природной среды это только на пользу. Но вот некое дремотное состояние туристического и курортного бизнеса пока не очень радует, хотя потенциал у города просто невероятный.

Мелек-чесменский курган
Уже на въезде в историческую часть города, прямо на автовокзале поражает массивный курган скифских времен. Называется он по имени ближайшей речушки Мелек-чесме (Ангельский фонтан, уж никак это название не вяжется с бетонной канавой, по которой стекает к морю не блещущая чистотой водичка). В Мелек-чесменском кургане, как и в нескольких других найдены ювелирные украшения и драгоценное оружие скифов, составляющее до сих пор главное достояние золотой кладовой музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Ну а здесь на Керченском автовокзале это просто занятная деталь транспортного кольца… Осмотреть можно только запертый вход в подземную гробницу.

Храм Ио­ан­на Пред­те­чи – един­ст­вен­ный из па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры, со­хра­нив­ших­ся с пе­рио­да рас­цве­та Тму­та­ра­кан­ско­го кня­же­ст­ва (X–XI вв.).
Цер­ковь пред­став­ля­ет со­бой изящ­ный че­ты­рех­столп­ный кре­сто­во-ку­поль­ный храм с един­ст­вен­ным ку­полом на вы­со­ком ба­ра­ба­не. Очень нарядна классическая византийская кладка из больших блоков белого тесаного известняка и красного тонкого кирпича. Она выглядит по-современному умной, расчетливой – ведь смотрится замечательно, а штукатурки или покраски не требует! Со­че­та­ние раз­лич­ных форм при­да­ет кер­чен­ской церк­ви ори­ги­наль­ность и ост­ро­ту, ее не спу­та­ешь ни с ка­кой дру­гой: здесь как бы со­еди­не­ны две ар­хи­тек­тур­ные сис­те­мы – ба­зи­ли­каль­ная и кре­сто­во-ку­поль­ная.
Ря­дом с цер­ко­вью Ио­ан­на Пред­те­чи на ули­це Бос­фор­ской раз­мес­тил­ся Мор­ской ин­сти­тут (Юг­НИ­РО), в му­зее ко­то­ро­го пред­став­ле­на бо­га­тей­шая кол­лек­ция флоры и фау­ны Азо­во-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на, Ин­дий­ско­го океа­на, Ат­лан­ти­ки и Суб­арк­ти­ки.
Историко-археологический музей (ул. Советская, 22, тел. 20 475) — один из старейших музеев Российской империи. Он создан в 1826г. как Музей древности. Его экспонатами стали археологические находки, полученные при первых же археологических раскопках, которые были предприняты в 1816-1817 гг. Полем Доброксом, французом, состоявшим на российской службе.
Сегодня насчитывается более 130 тысяч экспонатов. Музей располагает замечательными археологическими коллекциями, уникальным собранием лапидарных памятников мирового значения. Своеобразная каменная летопись насчитывает около двух тысяч каменных стел и надгробий.
В 1988г. правительством Украины музей был преобразован в Государственный историко-культурный музей-заповедник, в который, кроме историко-археологического музея, входят Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен, картинная галерея, Музей истории Эльтигенского десанта.
«Золотая кладовая» — вещи из драгоценных металлов, поступившие в Керченский Государственный историко-культурный заповедник за последнюю четверть 20 и начала 21 века. В основном это — предметы археологии, так как они вызывают наибольший интерес. Украшением коллекции стал интереснейший клад, найденный в 2003 году на городище Мирмекий.
В картинной галерее постоянно экспонируется выставка картин и эскизов лауреата Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко Н.Я.Бута, насчитывающая около ста полотен, посвящённых мужеству бойцов подземного Аджимушкая и героям «Малой земли».

История региона Керчь-Тамань и основные исторические объекты
Провинциальная глушь Подмаячного отнюдь не свидетельство его оторванности от самых важных исторических процессов, причем даже не только восточно-европейского значения.
Керченский пролив когда-то не разделял, а объединял не просто Крым и Тамань, и даже не просто Украину и Россию, а Европу и Азию.
Са­мые древ­ние по­се­ле­ния
в ок­ре­ст­но­стях со­вре­мен­ной Кер­чи об­на­ру­же­ны именно в рай­оне по­селка Подмаячное, воз­раст по­се­ле­ний оп­ре­де­ля­ет­ся XVII – XV ве­ка­ми до на­шей эры.
Эллинская ко­ло­ни­за­ция в ок­ре­ст­но­стях Кер­чи на­ча­лась не поз­же VI ве­ка до на­шей эры. Ге­ро­дот, Стра­бон и дру­гие ан­тич­ные ав­то­ры по­сто­ян­но свя­зы­ва­ли вос­точ­ную часть Кер­чен­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Кер­чен­ский про­лив с ким­ме­рий­ца­ми, руины небольшого города Ким­ме­рик обнаружены в районе горы Опук на Черноморском побережье полуострова.
По свидетельству Гомера и других античных авторов, на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) родился герой Троянской войны Ахиллес.

  • «Я не знаю, кто и когда разделил мир на части и дал им женские имена», — писал в V веке до н.э. Геродот, называемый «отцом Истории». Но зато он точно знал, что за Боспором Киммерийским начинается Азия.
    Ее с набережной города в хорошую погоду отлично видно. А вот на Тузле, которая всегда была лучшим керченским пляжем, теперь не отдохнешь. На самом деле, то есть по божьему замыслу или от природы, пролив всегда соединял два берега, так что даже на керченский базар всегда помидоры возили с Кубани. На Кубани, кстати, живут потомки запорожских казаков, а в Керчи большинство русские, так что, кто с кем и за что должен бороться, не ясно. Наверное, все-таки все вместе за то, чтобы границы не было.

В рай­оне Керченского про­ли­ва эллины основали не­сколь­ко по­ли­сов. На крым­ском бе­ре­гу — Пан­ти­капей, Мир­ме­кий, Ти­ри­та­ка, Ним­фей, Порфмий, Апол­ло­ния, Ак­ра, Ки­тей; на та­ман­ском – Фа­на­го­рия, Гер­мо­нас­са, Ке­пы, Пат­рей. Пер­во­на­чаль­но по­ли­сы бы­ли ав­то­ном­ны­ми го­ро­да­ми-го­су­дар­ст­ва­ми, ка­ж­дый из ко­то­рых че­ка­нил свою мо­не­ту. А затем появилось очень своеобразное многонациональное и поликультурное государство, в котором греки составляли большинство городского населения, но в военной аристократии значительную роль играли всадники-варвары, а также вожди коренных земледельческих и рыбацких племен.
Для осмотра туристов подготовлена лишь часть раскопок на горе Митридат, где была столица — Пантикапей, а раскопки подчиненных городов: Тиритака, Нимфей, Илурат и других лишь обозначены охранными знаками.

Гора Митридат и раскопки античного города Пантикапей
GPS координаты 45°20’59.49″С 36°28’5.16″E
Главная гора, возвышающаяся над Керчью носит имя понтийского царя Митридата VI Евпатора (132-63 гг. до н. э.), владевшего странами по обеим берегам Черного моря и серьезно противостоящего власти Римской империи. На этой горе, осажденной врагами, он принял яд. Но прежде, многие годы он, опасаясь отравления, принимал понемногу разные яды, так что смерть не пришла, и тогда царь приказал начальнику личной охраны заколоть его. Цицерон, узнав о гибели Митридата VI, назвал его «самым великим из властелинов, с которыми Рим вел когда-нибудь войны«.

А вот сын Митридата Фарнак стал поводом для другой известной фразы: «Пришел, увидел, победил«, — именно войска Фарнака разбил Гай Юлий Цезарь таким вот «лаконичным образом».

На гору Митридат ведет величественная лестница, построенная в середине XIX века местным купцом-меценатом, а недавно обновленная и украшенная вновь каменными грифонами. У подножия лестницы в специальном помещении создана модель склепа древнегреческой богини Деметры с уникальными фресками.
Пан­ти­ка­пей, воз­ве­ден­ный на скло­нах го­ры Мит­ри­дат, под­чи­ня­ет близ­ле­жа­щие по­ли­сы и в 480 го­ду до н.э. ста­но­вит­ся сто­ли­цей Бос­пор­ско­го цар­ст­ва, ко­то­рое объ­е­ди­ни­ло все бос­пор­ские го­ро­да и го­ро­да по обе­им сто­ро­нам про­ли­ва в еди­ное це­лое.
Одной из знаменитых царских династий были Спартокиды, из которых, вероятно, происходил и знаменитый римский гладиатор Спартак.

В 107 г. до н. э. вспых­ну­ло вос­ста­ние скиф­ско­го на­се­ле­ния, во гла­ве которого стал Сав­ма­к. По советской моде на героизацию угнетенных народных масс в советских учебниках восстание Савмака именуется «восстанием рабов». Но нет никаких надежных данных о широком применении рабского труда в Боспорском царстве. А главное — Савмак поднял восстание из-за того, что был приемным сыном царя Боспора Перисада и планировал унаследовать его царство. Перисад под давлением Митридата совершил обряд, чтобы и Митридата сделать своим приемным сыном, и передал ему всю полноту власти в Боспорском царстве. Так что Савмак был отнюдь не рабом, а знатным скифом и поддержали его вожди скифских и других местных племен.

Это вы­сту­п­ле­ние бы­ло по­дав­ле­но Дио­фан­том, пол­ко­вод­цем Пон­тий­ско­го ца­ря Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра. В по­сле­дую­щие го­ды, за­пол­нен­ные вой­на­ми Мит­ри­да­та с Ри­мом, сто­ли­ца Бос­пор­ско­го цар­ст­ва бы­ла силь­но раз­ру­ше­на.

Царский курган
GPS координаты: 45°22’26»N, 36°31’34»E.
В пер­вые ве­ка на­шей эры Пан­ти­ка­пей пе­ре­жи­ва­ет но­вый эко­но­ми­че­ский рас­цвет. Один из самых интересных и загадочных памятников археологии — Царский курган хранит над входом в погребальную камеру высеченную в камне надпись, которую я называю «первый союзный договор«. Надпись 4 века на Царском кургане в КерчиНадпись состоит из имени царя (вероятно, Космач — одно из священных имен медведя, тотемного животного славян, германцев и других народов), знаков тамга тюркских и сарматских племен, крестообразных символов готских (германских) племен и символического рисунка с губкой и копьем. Я трактую эту надпись как клятву отомстить римлянам за казнь Иисуса Христа.
Царский курган расположен на юго-западном склоне холмистой гряды в 5 км от центра Керчи на окраине поселка Аджимушкай. Сюда можно доехать от автовокзала на автобусе (маршрут N 4). пос. Аджимушкай, ост. Ягунова. Время работы с 9.00 до 17.00. Телефон 8 (06561) 5-47-13. Высота насыпи Царского кургана до раскопок составляла 18 м, окружность по подошве — 250 м.
Курган состоит из дромоса (входа с очень своеобразным сводом, состоящим из ступенчато сужающейся кладки известняковых блоков) длиной 36 м, погребальной камеры (4,39х4,35 м) и насыпи. Погребальная камера сооружена на подтесанной скале. После подтески возведено искусственное основание из глины, смешанной с известняковой щебенкой. Погребальная камера почти квадратная в плане. Цоколь ее высечен из монолитной скалы, а далее идут тщательно пригнанные друг к другу квадры с гладко обработанной поверхностью. Стены состоят из 10 рядов, на уровне 5 ряда они постепенно переходят к окружности, и вся камера завершается уступчато-кольцевым куполом. Купол состоит из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых сверху плитой.
Строгая и простая конструкция выглядит очень эффектной, но непривычной глазу. Мысль об инопланетянах возникает сама собой, так что ничего удивительного нет, в том, что купол и выходящий на поверхность дромос запечатлены в советскиъ фантастических фильмах.
Пол склепа вымощен плитами, высота камеры 8,84 м. Входной проем находится с южной стороны, его уступчатая верхняя часть «врезается» в купол. В нижней части входа порог и три ступени, т. к. уровень пола дромоса ниже уровня пола камеры на 0,8 м. Дромос, длиной 36 м и шириной 2,8 м, имеет уступчатый свод.
Вся конструкция Царского кургана была перекрыта насыпью, состоявшей из нескольких слоев. Первый слой состоял из крупных бутовых камней, далее шли слои глины с прокладками из водорослей. Глину перекрывал слой мелкого буга, засыпанный землей. Такая структура насыпи предохраняла ее от размывания атмосферными осадками и от оползней.
Царский курган оказался полностью разграбленным еще в древности. В нем сохранились только остатки деревянного саркофага. Уровень исполнения гробницы, несомненно, лучшими зодчими Боспора, дает возможность предположить, что она предназначалась для одного из наиболее представительных боспорских царей IV в. до н. э. Предполагается, что здесь мог быть погребен Левкон I (389 — 349 гг. до н. э.), при котором Боспор достиг могущества и экономического расцвета. Отсюда и название этого погребения «Царский курган».

Окон­ча­тель­но ан­тич­ная Керчь, как сто­ли­ца го­су­дар­ст­ва, пре­кра­ща­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние в 70-е го­ды IV в., во вре­мя гунн­ско­го на­ше­ст­вия. Город становится ремесленным и торговым центром гуннов. За­тем город не­од­но­крат­но пе­ре­хо­дит из рук в ру­ки: то тюр­коя­зыч­ных пле­мен и на­ро­дов, то ви­зан­тий­цев. Со­от­вет­ст­вен­но, ме­ня­ют­ся и его на­зва­ния: тюрк­ское Кар­ша или Чар­ша, араб­ское Карх (по смыс­лу – ры­нок).
В VI ве­ке воз­ро­ж­даеют­ся ви­зан­тийское экономическое и культурное влияние на Крым и Тамань. По ре­ше­нию ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ниа­на в Керчь был на­прав­лен гар­ни­зон, и на­ча­лось строи­тель­ст­во кре­по­сти, по­лу­чив­шей на­зва­ние Бос­пор. Го­род ста­но­вит­ся цен­тром Готской епар­хии, и куль­ту­ра ме­ст­но­го на­се­ле­ния раз­ви­ва­ет­ся под влия­ни­ем гре­че­ско­го пра­во­сла­вия и так называемой арианской ереси готов.
К IX – X вв. на берегах Керченского пролива боль­шую си­лу проявляет славянская культура. С об­ра­зо­ва­ни­ем удель­но­го Тму­та­ра­кан­ско­го кня­же­ст­ва го­род, на­зван­ный Кор­че­в, иг­ра­ет важ­ную роль как мор­ские во­ро­та Ки­ев­ской Ру­си. На бе­ре­гу Кер­чен­ско­го про­ли­ва по­яв­ля­ют­ся италь­ян­ские фео­да­лы – ве­не­ци­ан­цы и ге­ну­эз­цы, а с 1318 г. го­род носит название Чер­кио или Порт Свя­то­го Ио­ан­на (по име­ни церк­ви Ио­ан­на Пред­те­чи – од­но­го из древ­ней­ших в СНГ хри­сти­ан­ских хра­мов).
После захвата в 1475 года всех генуэзских колоний Турция разрешила выходцам из Италии жить в деревнях на Керченском полуострове. Вплоть до Советской власти общины генуэзцев были многочисленны и сохраняли связь с метрополией, посылая туда молодежь для торгового или морского образования. При Сталине с ними боролись как с колонизаторами. Полтора десятка деревень в разных концах полуострова обезлюдели, но сохранились кое-где интересные руины. Кладбища предков навещают туристы из Италии.
Сам город становится на долгие годы важнейшим стратегическим узлом Османской империи, контролировавшим обширный регион на стыке Крыма и Кавказа, Азовского и Черного морей.

В 1703 го­ду по про­ек­ту фран­цуз­ских ин­же­не­ров кре­пость у Керенской гавани рес­тав­ри­ру­ет­ся и од­но­вре­мен­но воз­во­дит­ся но­вая кре­пость Ени-Ка­ле, за­мы­каю­щая про­ход че­рез про­лив.
GPS координаты 45°21’10.16″С 36°36’7.12″E

Третий ярус крепости украшен башенками в турецком стиле, гладко закругленные купола и основания которых, вероятно, хорошо отводили по касательной удары орудийных снарядов. А мощные орудия отсюда легко накрывали корабли в проливе.
Крепость Ени-кале бы­ла бо­лее вы­год­но рас­по­ло­же­на для про­ти­во­стоя­ния рус­ским вой­скам, чем ста­рая, на­хо­дя­щая­ся в глу­би­не Кер­чен­ской бух­ты. В рай­оне Ени-Ка­ле бы­ло и тму­та­ра­кан­ское го­ро­ди­ще: в 1872 го­ду здесь при рас­коп­ках бы­ла най­де­на свин­цо­вая пе­чать Ра­ти­бо­ра, на­ме­ст­ни­ка Ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Все­во­ло­да в Тму­та­ра­ка­ни.
Крепость Ени-кале неод­но­крат­но за­хва­ты­ва­ли рус­ские вой­ска во вре­мя мно­го­чис­лен­ных войн с Тур­ци­ей, но уже с 1774 го­да Керчь пе­ре­хо­дит к Рос­сии. В 1790 го­ду в Кер­чен­ском про­ли­ве про­ис­хо­дит бой, в ко­то­ром рус­ский флот под ко­ман­до­ва­ни­ем ад­ми­ра­ла Ф. Ф. Уша­ко­ва одер­жи­ва­ет над тур­ка­ми бли­ста­тель­ную по­бе­ду.

Керченская подземная крепость
GPS координаты 45°19’3.76″С 36°29’13.38″E
Войны между Россией и Турцией длились в общей сложности около 500 лет! В годы Крымской (Восточной) войны 1854-1856 года Керчь, естественно, стала одним из важных театров военных действий.
Между поселком Аршинцево и центральной частью г. Керчь находится пустынный мыс, далеко выдающийся в воды пролива. Здесь недавно рассекречена и подготовлена для экскурсий Керченская крепость, созданная инженером Тотлебеном, героем первой обороны Севастополя.
Крепость вся врезана в землю и представляет собой уже другой этап военно-инженерной мысли.
Краса и гордость Керченской крепости — подземные ходы. Они породили массу легенд и страшных историй — о колодцах-ловушках, многоэтажных подземельях, многокилометровых тоннелях… Их тут действительно великое множество; практически все сооружения, — батареи, капониры, казармы, пороховые погреба, — сообщаются друг с другом подземными переходами – потернами. Самый большой из них — 600-метровый тоннель, соединяющий форт «Тотлебен» с береговыми батареями.
Как и положено, подземные ходы загадочны и таинственны, но в то же время – имеют сугубо практическую функцию. Известно, что по причине отсутствия укрытий только в первый день обстрела Севастополя больше тысячи человек погибли совершенно бессмысленно. Поэтому строитель крепости генерал Тотлебен очень серьезно относился к прочности, надежности ходов сообщения: потерны давали возможность во время бомбардировки беспрепятственно перемещаться под землей большому количеству людей и тем самым потери уменьшались существенно.

Аджимушкайские каменоломни
GPS координаты: 45°22′51.49″ с. ш. 36°31′24.41″ в. д.
Осенью 1943 г. в районе Ени-Кале советскими войсками был высажен морской десант. Пять месяцев десантники вели тяжелые бои с гитлеровцами, пытавшимися уничтожить плацдарм. На месте боев на небольшом Еникалейском полуострове возвышается монумент. В го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны ли­ния фрон­та триж­ды про­хо­ди­ла че­рез Керчь. По­сле от­сту­п­ле­ния часть со­вет­ских вои­нов вме­сте с пар­ти­за­на­ми ухо­дит в Ад­жи­муш­кай­ские ка­ме­но­лом­ни, от­ку­да ве­дет сра­же­ние с мая до кон­ца ок­тяб­ря 1942 го­да, пре­одо­ле­вая хо­лод, го­лод, не­хват­ку бо­е­при­па­сов и га­зо­вые ата­ки.
Ад­жи­муш­кай­ские ка­ме­но­лом­ни бли­зи Кер­чи – один из са­мых дра­ма­ти­че­ских па­мят­ни­ков вре­мен Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. От брат­ской мо­ги­лы пар­ти­зан на вос­ток про­сти­ра­ет­ся лож­би­на, юж­ная часть ко­то­рой яв­ст­вен­но вы­де­ля­ет­ся гро­ма­да­ми скал, вздыб­лен­ных взры­ва­ми ог­ром­ной си­лы. Здесь бе­рут на­ча­ло Боль­шие (цен­траль­ные) ка­ме­но­лом­ни. К се­ве­ру от лож­би­ны на­хо­дят­ся Ма­лые ка­ме­но­лом­ни. На их по­верх­но­сти сте­ла с над­пи­сью, что в этих ка­ме­но­лом­нях в кон­це 1941 го­да сра­жал­ся про­тив не­мец­ко-фа­ши­ст­ских за­хват­чи­ков пар­ти­зан­ский от­ряд им. В. И. Ле­ни­на. У на­ча­ла ложбины ко­ло­дец «слад­кой во­ды», яв­ляв­ший­ся в на­чаль­ный пе­ри­од бое­вой дея­тель­но­сти гар­ни­зо­на ис­точ­ни­ком во­до­снаб­же­ния. 170 дней и но­чей сра­жа­лись вои­ны под­зем­но­го гар­ни­зо­на. Ге­рои­че­ская обо­ро­на Ад­жи­муш­кай­ских ка­ме­но­ло­мен – бес­при­мер­ный под­виг со­вет­ских сол­дат в хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В 1989 го­ду на мес­те Ад­жи­муш­кай­ско­го рва от­крыт па­мят­ник. Здесь ле­том 1942 го­да рас­стре­ля­но 2269 жи­те­лей и со­вет­ских во­ен­но­плен­ных.

другие интересные объекты экскурсий и туризма

Страусиная ферма "Экзотик" в пос. Подмаячное у КерчиСтраусиная ферма «Экзотик» – популярный объект экскурсий для всех отдыхающих в регионе Керчи, а также экологического туризма. Владения фермы знимают территорию площадью 10 гектаров. Маточное поголовье страусов завезено в Керчь в апреле 2004 года, а в июне того же года на свет появились первые крымские птенцы страусов. С каждым годом общее количество страусов только увеличивается. Обилие солнца и сухой чистый степной воздух этому способствуют. Туристы и экскурсанты имеют хорошие возможности вплотную видеть и взрослых страусов, и их птенцов разного возраста. В качестве сувениров продаются страусиные яйца, изделия из кожи, знаменитые страусиные перья. Ресторан «Экзотик» включает в себя обширный зал на случай непогоды, просторные террасы с прекрасным видом и уютные беседки. По предварительным заказам здесь можно отведать страусиное мясо, яичницу из страусиного яйца, шашлык и другие экзотические блюда. Ресторан открыт до последнего посетителя. Для любителей экологического туризма есть двухэтажный коттедж с большим номером на 1-м этаже и двумя номерами на втором. В номерах есть кондиционер, телевизор, в каждом номере отдельный сан. узел (умывальник, туалет, душ с горячей и холодной водой).

Поле грязевых вулканов между селами Бондаренково (Булганак) и Глазовка (Баксы)
GPS координаты 45°25’30.11″С 36°28’38.87″E
Керченский полуостров (как и близлежащий на российской стороне Керченского пролива Таманский) имеет множество своеобразных памятников природы, происхождение которых еще не ясно. Это грязевые сопки и поля грязевых вулканов. Сопками называют давно не действующие грязевые вулканы.
С сейсмической активностью, извержениями лавы и вообще активностью земной мантии грязевые вулканы никак не связаны. Скорее они связаны с образованием нефти и газа. Из больших глубин (но не из мантии) по трещинам в горных породах (обычно это глины) поднимается на поверхность жидкая холодная грязь. В ней много органических веществ. Каким образом органика попала на столь большие глубины и как долго продолжаются процессы ее разложения там, сказать точно пока не возможно. Можно говорить лишь о том, что механизм зарождения грязевых вулканов связан с какой-то большой катастрофой и вряд ли она была очень давно. Наиболее зрелищными являются группы и поля грязевых вулканов близ сел Бондаренково и Глазовка. ВНИМАНИЕ поля жидкой грязи всегда находятся над трещинами в породах. Не подходите к ним близко!

Приложение:
О съемках фильма Валерия Пендраковского «Полное дыхание»
Это история о том, как опасно вернуться в прошлое. Драма о желании любить и обладать любовью, фоном которой стало столкновение двух образов жизни — московского и нынешней Малороссии…
Ирина — состоявшаяся женщина, любит много младше себя молодого человека Костика. На ее шикарной машине они едут в Крым, в заброшенный рыбацкий поселок на берегу Керченского пролива, где Костик когда-то отдыхал в детстве.
Люди живут там между советским прошлым и украинским настоящим и, по сути, не живут, а выживают… Кто-то живет своими воспоминаниями, кто-то подворовывает, кто-то, как в лермонтовской «Тамани», занимается контрабандой.
Москвичи попадают в этот странный и непривычный для них мир, где дышится полной грудью, и «мужиков и баб» тянет на «глупости»…
Среди пьянящего морского воздуха разворачиваются драматические события фильма «Полное дыхание». Параллельные истории любви пересекаются в месте пересечения морских дорог. Куда они выведут главных героев? Смотрите фильм Валерия Пендраковского.
Фильм «Полное дыхание» снят скорее в поэтическом ключе, нежели в бытовом. Авторы не случайно вписали дом Варяга в живописное место: туда, где Азовское море граничит с Черным и рукой подать до российского берега… Поэзия степи и моря, ветра и перелетных птиц, странных и милых персонажей заброшенного рыбацкого поселка делает эту картину объемной.
Отсюда и выбор актеров. Они идеально соответствуют характерам, заданным в сценарии, но у всех у них есть еще одно качество, объединяющее их в ансамбль именно этой кинокартины, — все они в своих человеческих проявлениях обаятельны и поэтичны. Задача режиссера — сочувствие к несчастным и трогательным героям фильма, который он снимал как прощание с Крымом, который он знал и любил немало лет… С тем Крымом, который остался в его памяти и в который невозможно вернуться…

Из интервью В.Пендраковского:
Сценарий появился из замысла моей жены. Однажды она увидела документальный фильм о заброшенном рыбацком поселке. В свое время он был очень известным, «орденоносным». Даже рыбу из него возили прямо на стол Брежневу. Со временем рыбколхоз стал полным захолустьем. Увидев этот быт, Анна решила свою лирико-драматическую историю вписать в атмосферу рыбацкого поселка.

… В окончательном варианте сценарий стал более психологически напряженным, появился более конкретный фон. Мы построили сценарий на столкновении двух силовых полей — керченцев и москвичей, приезжающих к ним в гости.

Фильм вообще о любви. Ирина, главная героиня фильма, отправляется со своим любовником Костиком в отпуск. Это очень неоднозначная пара, он ее подчиненный, работает дизайнером в ее фирме, к тому же моложе на 15 лет. Они решают провести отпуск в Крыму, заехать в те места, где ее любовник когда-то отдыхал в юности. После Москвы ее тянет на «сермяжный» отдых, в то же время ей очень любопытно увидеть Катерину, по рассказам Костика некогда в него влюбленную. На свою голову они приезжают туда, и у Кати с Костиком заново вспыхивает чувство, которому очень благоприятствует местный воздух и некая раскрепощенность этой девочки, мечтающей вырваться из поселка. Так сталкиваются два героя, разница в мироощущении которых дает эффект запала в гранате.

… Это достаточно аллегорическое название. С одной стороны, «полное дыхание» — это место, где проходили съемки картины. На оконечности Керченского полуострова, где Черное море смыкается с Азовским, образуется полная роза ветров. Там всегда свежий воздух, потому что ветер дует то в одну, то в другую сторону. Отсюда такое название. С другой стороны, полное дыхание — это те чувства, страсти, возникшие от желания вздохнуть полной грудью и широко открыть глаза.

… Очень забавными оказались съемки «Дня рыбака». В этом эпизоде мы снимали местное население — рыбаков, которые очень ответственно к этому подошли, поэтому «отмечали» праздник по-настоящему. В результате весь поселок напился прямо на съемочной площадке.

С Башировым тоже было очень весело. «День рыбака» он «отмечал» с местным населением. Хотя на этот время были назначены эпизоды, где он должен был быть абсолютно трезвым, ему еле-еле удалось собраться. Там же, где надо быть пьяным, он был совершенно трезвым. Саша актер замечательный, потому у него все получилось. А ведь в актерской профессии ничего нет сложнее, чем сыграть пьяного так, чтобы выглядеть естественно.


… Наш добрый товарищ, корреспондент газет «Крымское время» и «Московский комсомолец», Дмитрий Волокитин был помощником режиссера в фильме Валерия Пендраковского «Полное дыхание». Ниже представляем его материалы, опубликованные после работы на съемочной площадке в Керчи.

НА ПОЛНОМ ДЫХАНИИ

Первый съемочный день. Я впервые на площадке. Что писать на хлопушке (орудие помрежа) мне объяснили, а когда хлопать — нет. Под смех группы раза три хлопнул невпопад. Потом дело вроде бы заладилось. — Ну как он? — кивая на меня спрашивает Пендраковский звукорежиссера — старейшего члена группы Рема Борисовича (за его плечами шестьдесят фильмов). — Толк будет, — обнадеживающе для меня заключает живая легенда. Посвящение в важнейшее из искусств состоялось.

Помаранчевые страсти
В рыбацком поселке Глейки недалеко от паромной переправы Порт Крым красуется усадьба. По легенде сто лет назад ее основал казак Иван Творогов. Теперь здесь обитают его потомки — девушка лет двадцати Катя (ее играла молодая актриса Катерина Вилкова) вместе со своей теткой Варягом. Эта роль досталась известной актрисе Натальи Егоровой («Два капитана», «Дальнобойщики»). К ним приезжают гости из Москвы. Глава дизайнерской фирмы Ирина (Татьяна Лютаева — «Гардемарины, вперед!», «Черный квадрат»), со своим молодым коллегой и возлюбленным Костей (Дмитрий Исаев — «Бедная Настя»). Последний отдыхал в этих местах лет десять назад. За это время Катя превратилась в настоящую красавицу. В результате, между Катей и Костей вспыхивает чувство. Но за ней уже давно ухаживает рыбак «с другого берега» (России) Степан. Его бесподобно сыграл Игорь Лефанов («Улицы разбитых фонарей», «Спецназ», «Бандитский Петербург»).
Мелодраматический четырехугольник Ирина-Костя-Катя-Степан — лишь каркас истории. Во многом фильм делают второстепенные персонажи. Был такой забавный эпизод. В поселок приезжает агитировать за себя «помаранчевый» кандидат в депутаты. Его играл московский актер, не знавший ни одного слова по украински, а предвыборную речь он, естественно, должен толкать на мове. Из всей съемочной группы ею более-менее владел один я. Естественно, обучения депутата мне и доверили. Мучился он долго. Особенно не давалась такая фраза: «усього дэкилька рокив тому». Но, в конце концов, актер справился. Кстати, даме из группы поддержки кандидата гримеры сделали косу аля Тимошенко. А самого кандидата провидчески облачили в бело-голубую вышиванку с оранжевым платком в кармане, которым он периодически вытирал пот. — Меня за это на Украине будут бить, — говорил главреж, но свое отношение к «майдану» все-таки выразил.
Был в фильме еще один комический персонаж — участковый милиционер-пьяница Аркашка, пытавшийся наводить порядок после того, как «помаранчевый» кандидат был освистан пророссийскими жителями. Его изумительно изобразил известный актер Александр Баширова («Асса», «9 рота», «Жмурки»). Игра Александра Николаевича вызывала у местных жителей особенный интерес. Особенно у мужской половины. После съемок каждый стремился заключить его в объятия и, затащив за угол, выпить с Башировым на брудершафт. Приходилось следовать за актерам по пятам и отгонять бесцеремонных поклонников.
Зрители увидят в фильме и полубезумного пловца, стремящегося переплыть Керченский пролив, чтобы объединить Крым с Россией. Татарскую колдунью (ее сыграла известная в Крыму певица Зарема Ханум) — хранительницу древних языческих обрядов. На один из ее сеансов попадают главные герои. А также мальчика «со взрослым лицом». На эту роль был утвержден керченский школьник Алеша Полищук, сразу же ставший местной знаменитостью.

Заколдованное место
Поселок Глейки — место необычное. Из-за близости к России мобильники переключаются на российских операторов. С одной стороны, — хорошо. Большая часть группы — москвичи. Можно напрямую звонить домой. С другой, — нужно постоянно связываться с Керчью (мы базировались в одном из местных пансионатов). Выходит очень дорого. Хотя до города всего километров десять, погода в Глейках особенная. Если в городе дождь, тут — солнце. Если сильный ветер, в Глейках — полный штиль. Но в то, что Глейки действительно заколдованное место, мы убедились после одного случая. По сюжету главные герои должны выйти в море на баркасе и попасть в шторм. Этот эпизод был запланирован на один из последних съемочных дней. Все два съемочных месяца море в Керченском проливе было спокойным. Когда же группа приехала снимать шторм, море, как по заказу, не на шутку разбушевалось.
На месте твороговской усадьбы в действительности располагался заброшенный огород, через который пролегал караванный путь для автоэкстремалов. За поселком на много километров безжизненная холмистая степь. Однажды ночью сюда нагрянуло двое крутых байкеров. Охранник декорации пытался им объяснить, что проезда нет. Бесполезно. Дело дошло до потасовки. Байкеры еле унесли ноги. При строительстве декорации рабочими была найдена мина времен Великой Отечественной. Здесь шли кровопролитные бои. Очистить всю землю от взрывоопасных предметов практически невозможно. Была вызвана команда по разминированию. Находку увезли, но предупредили — еще один вызов, и кино прикроют. Для того, чтобы копать здесь землю, оказывается, нужно специальное разрешение. Получить его очень сложно. Поэтому когда при строительстве нужника была обнаружена вторая мина, ее на свой страх и риск оставили на месте, залив бетоном. Огород в усадьбе Творогова декораторы задолго до съемок засадили подсолнухами. Они впечатляюще смотрятся на экране. Я отыскал один, не тронутый воробьями, и попал из-за этого впросак. Оказывается, на съемочной площадке категорически запрещается щелкать семечки — дурной знак. — Раньше за это увольняли с работы, — крикнул мне кто-то. Запрещено также играть в карты и распивать спиртные напитки. Правда, это не касается празднования дней рождения во время перерыва на ужин (если ночная смена). Но употреблять можно либо сухое вино, либо шампанское.

Собачья страсть
Егорова обожает собак. В Глейках их пруд-пруди. Была одна с ужасным шрамом на шее. Ее хозяин (алкоголик), однажды попытался ее повесить. Псина каким-то чудом выжила. Когда Наталья Сергеевна узнала эту душещипательную историю, то решила мужика проучить. — Я подхожу к его калитке ночью, — рассказывала она, — и кричу: «Эй, ты, а ну выходи» (голос у Егоровой поставлен очень хорошо). Этот пьянчужка выходит, а я ему: «Ты чего над животными издеваешься?». Алкаш, испугавшись, стал что-то лепетать в ответ. А я: «Еще раз тронешь, морду набью». Правда, после отъезда Егоровой местные жители рассказали, что эту собаку он все-таки утопил. От себя добавлю, что Наталья Сергеевна доставляла помрежу определенные хлопоты. Приезжаем на площадку. Пока устанавливают свет и камеру, артистов нужно загримировать, переодеть, пробежать с ними текст. Женщины, сами понимаете, гримируются и переодеваются дольше мужчин, а Егорова, как приедет, сразу же «на пять минут» идет кормить собак. Естественно, пять минут иногда становились резиновыми. Кстати, о питании. Съемочная группа на площадке не только обедала, но нередко завтракала и ужинала. Естественно, из одноразовой посуды. После пятидесяти пяти человек, таким образом, остается гора мусора. Однажды несколько мешков по нерасторопности были забыты. Местный житель решил сделать доброе дело. Отнес их метров за триста от поселка и запалил. Когда мы приехали на следующий день, то ахнули. Склоны в округе были выжжены. Слава богу, пожар не охватил ближайшие строения. Да и все натурные съемки к тому времени были закончены.

Предательская рулетка
Запомнился и такой эпизод. У клуба снимали празднование 1 мая. Были накрыты столы: жареная рыба, винегрет и другие скоропортящиеся продукты. На киношном языке — исходящий реквизит. В этот день стояла жара. Массовку усадили за столы лишь во второй половине дня, предупредив, чтобы к еде не притрагивались. Но народ так проголодался, что стал втихоря лопать подпорченные продукты. Случаев отравления после не было, но понервничать все-таки пришлось.
Вообще, актерам на съемках не позавидуешь. Лютаевой, например, пришлось бултыхаться в холодной воде, а вид делать, что море, как парное молоко. Бедная Татьяна Борисовна так старалась, что даже поранила ногу о подводные камни. Вообще, человек она мужественный. В декорации актриса однажды увидела огромную крысу, облюбовавшую здесь себе теплое местечко. Лютаева рассказывала об этом так, будто наткнулась на дохлую муху. А вот на Егорову однажды упала рулетка. Ассистент оператора должен каждый раз измерять расстояние от камеры до глаз актеров, чтобы правильно навести фокус объективом. Наталья Сергеевна в этой сцене лежала на земле. Рулетка предательски выскользнула из дрожащих рук ассистента и стукнула актрису прямо в лоб. Шишка не вскочила, но тот был вознагражден парой ласковых… Сложными выдались съемки на городском рынке. Должно было пройти много времени, пока торговцы и покупатели привыкли к обстановке и перестали пялиться в камеру. В массовке была одна женщина достаточно солидных размеров, которая постоянно загораживала своими телесами актеров. Обстановка на съемках, сами понимаете, нервная. — Отодвинь ее вправо, — кричит главреж. Отодвигаем. Объясняем почему. Та кивает, но как только начинается съемка, снова бочком тулится к актерам. — Уберите ее влево, — выходит из себя Пендраковский. Убираем. Эффект тот же. Следует команда: «Уберите ее вообще». Женщины и след простыл. Снимаем следующую сцену. — А где та полная женщина? — спрашивает Пендраковский. — Так мы ее того, а она ушла домой. — Как ушла? Она же засветилась в предыдущем кадре…

Не обманешь, не снимешь
Киношники — большие обманщики. То что, вместо вина в кадре пьют компот, а вместо самогона разбавленную яблочным соком воду известно всем. Эффекты же со светом намного изощреннее. Например, стоящий на горе осветительный прибор мощностью в 18 киловатт может запросто сойти за луну. Если закрыть его матовым фильтром, именуемым «фростом». Но больше всего мне понравилось, как делали лунную дорожку. На лодку вдали от берега поставили два серебристых отражателя. Свет от прибора на берегу, попадая на них, создавал на воде «лунные» блики. Правда, отражатели долго не могли совместить. Дорожка получалась раздвоенной. Так что кино вещь довольно странная. Водка без спирта. Луна фальшивая. Декорации фанерные. Никакой не Гамлет, а актер Смоктуновский. Но от экрана не оторвешься. Все настоящее, если, конечно, фильм интересный, как «Полное дыхание». Его премьера ожидается во второй половине следующего года.

КРЫМСКОЕ ДЫХАНИЕ
Перед началом съемок своего последнего фильма «Полное дыхание» известный режиссер Валерий Пендраковский собрал съемочную группу и предупредил, что это история о Крыме. Не того, что красуется с рекламных буклетов, а будничного. В рыбацкий поселок под Керчью на дорогой иномарке (специально для съемок был закуплен золотистый крайслер-кабрио) приезжают гости из Москвы. Женщина бальзаковского возраста и, одновременно, директор дизайнерской фирмы Ирина со своим молодым коллегой и бой-френдом Костей. Последний отдыхал в этих местах десять лет назад. Ирину сыграла известная актриса Татьяна Лютаева («Гардемарины, вперед!»), а Костю — не менее популярный Дмитрий Исаев («Бедная Настя»). В поселке Костя встречает девушку по имени Катя, которая за время его отсутствия из гадкого утенка превратилась в белого лебедя. Между ними вспыхивает чувство. По сюжету она живет вместе со своей теткой по прозвищу Варяг. Эта роль досталась также известной широкому кругу зрителей актрисе театра и кино Наталье Егоровой («Два капитана», «Приказ огонь не открывать», «Дальнобойщики»). Но у Кати есть ухажер — рыбак Степан. Его бесподобно изобразил Игорь Лефанов («Улицы разбитых фонарей», «Спецназ», «Бандитский Петербург»).

Итак, имеем целый узел конфликтов. Но сюжет далеко не ограничивается проблемой любви, верности и измены. Это еще и столкновение двух мировоззрений, столичного и провинциального. Очень мощно показана реакция пророссийских жителей Крыма на события «помаранчевой революции». В частности, по сюжету в поселок вместе с командой приезжает один из ярых стронников «майдана» агитировать на украинской мове местных жителей (со своей группой поддержки он разговаривает на русском) голосовать за свою кандидатуру на выборах. Когда же его поднимают на смех, кандидат бросает: «Так пусть они (крымчане) в Сибирь едут. Там все на русском говорят». Кандидата сыграл известный в театральных кругах московский актер, абсолютно не знавший украинского языка. А речь «помаранчевого» довольно объемная. После множества репетиций он, наконец, выучил текст. Но очень долго ему не давалось выражение «…усього дэкилька рокив тому…». Впрочем, роль он, на мой взгляд, вытащил блестяще. Вообще, в фильме целая галлерея второстепенных персонажей, которые придают этой истории многогранность. Один из них — участковый милиционер-пьяница Аркашка в исполнении известного актера Александра Баширова («Асса», «9 рота», «Жмурки»). Есть полубезумный пловец, стремящийся переплыть Керченский пролив и объединить Крым с Россией. Словом, скучать зрителям не придется.
В Керчи съемки фильма вызвали небывалый ажиотаж. Первой ласточкой стала публикация в одной из местных газет. Автор статьи поведала любопытные подробности о быте съемочной группы. Например, что главреж бросил экспедицию на несколько дней и укатил на кинофестиваль в Ялту. Не зная чем заняться, члены его киношной команды будто бы стали посещать страусиную ферму (такая действительно располагалась неподалеку) покупали страусиные яйца, жарили яичницу и делили ее на 15 человек. При том, что эта журналистка даже не знала точного названия фильма, окрестив его «Новым дыханием». В действительности, ферму посетило всего несколько человек и то к концу съемок, а главреж ни на какой фестиваль не ездил.
Впрочем, на название фильма словно кто-то навел порчу. Дело в том, что в 1959 году на мировые экраны вышел фильм французского режиссера Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли, ставший классикой мирового кинематографа и сделавший актера знаменитым. Так что чаще всего фильм называли «Последнее дыхание», «Лунное…». А участники массовки (ее привлекали из числа местных жителей) после одного из тяжелых съемочных дней в шутку назвали фильм «Последний вздох».

Рыба, козы и собаки
На окраине рыбацкого поселка Глейки рядом с паромной переправой Порт Крым была сооружена весьма правдоподобная декорация — дом с пристройками. По легенде сто лет назад его воздвиг казак Иван Творогов пращур Варяга и Кати. В реальности здесь располагался заброшенный огород. Когда декораторы взялись за дело, то первым сюрпризом стала найденная мина времен Великой Отечественной. Во время Второй Мировой здесь шли кровопролитнейшие бои, и земля в окрестностях буквально нашпигована взрывчатыми предметами.
Тут же были вызваны соответствующие службы по разминированию. Мину, в конце концов, увезли, но предупредили, что еще один вызов, и строительство запретят. Для того, чтобы копать здесь землю, нужно специальное разрешение, которое получить очень сложно. Когда же при строительстве нужника была обнаружена вторая мина, декораторы на свой страх и риск оставили ее на месте, залив бетоном. Представьте, что все мы чувствовали, посещая это место.
Поселок Глейки несколько удивил. Обычно в деревнях люди держат много живности. Имеют огороды. Здесь ничего этого не оказалось. Мы увидели лишь несколько пасущихся коз на склонах. Зато в поселке полно собак. При Союзе Глейки, действительно, знал лучшие времена. Мужчины выходили в море за рыбой. Женщины перерабатывали ее на рыбзаводах. Теперь госпредприятия практически разорены. Рыбу отлавливают и продают на рынках, кто как может. Но поговорим о глейковских собаках.
Егорова их обожает. Наверное потому, что собачьим жиром ее в детстве спасли от туберкулеза. Каждый раз после принятия пищи в столовой пансионата известная актриса ходила на кухню и собирала кости. — С меня смеются, — рассказывала Наталья Сергеевна тоже не без смеха, — но пусть… мне, главное, Люсика накормить и других…
Люсик — такая черная, похожая на таксу дворняга. Всех своих питомцев Егорова знала, как говорится, в морду.

С людьми надо помягше…
Одна из сцен снималась на центральном рынке города. Нужно было, чтобы обычные торговцы и покупатели вели себя так, словно вокруг ничего не происходит. Народ наш более чем любопытный. Тем более, кино в городе уже давно никто не снимал. Первую сцену отсняли скрытой камерой. Костя и Катя привозят в машине на рынок рыбу. Представьте, крутой кабриолет без верха заставлен ящиками. Одно это не могло не вызвать любопытство у местных жителей. Каждый подходит и тычет пальцем. Затем узнает Исаева: «Валька, гляди, да это же цесаревич из «Бедной Насти», только перекрашенный». Тут же толпа желающих взять у Димы интервью и сфотографироваться. Приходилось отгонять. Но больше всего меня поражал такой момент. Стоит камера. Перед ней в двух метрах — актер. Идет съемка. Обстановка накалена. Но вместо того, чтобы обойти и дать съемочной группе спокойно поработать, находились такие, которые пытались пройти между камерой и актером, да еще и всунуть свой пятак в объектив. Однажды подошли два пьяных в дым мужика и просят: «Ребята, снимите нас в кино». Режиссер и директор фильма посмеиваются, стараясь свести все к шутке. Мужики не отстают: «Ну, снимите, мы на все согласны». Начинаю грубить. Обидевшись, мужики отходят. Получаю от Пендраковского: «Ты чего создаешь конфликтную ситуацию? Я знаешь сколько массовок переснимал? Хочешь, чтобы дело до драки дошло?» Я извиняюсь, мол, виноват. Через пять минут подходит пьяная тетка. Становится недалеко от Исаева и, глядя в его сторону, начинает стыдить: «Это ж сколько актеры денег получают за такую ерунду?». Мол, она бы сыграла лучше и за полцены. Я сдерживаюсь и отхожу, иначе на этот раз точно создам конфликтную ситуацию.

Дом с запахом
Теперь о хлопушке, с которой неразлучен помощник режиссера. Многие подходят и спрашивают: «Чего это ты там пишешь?». На хлопушке фиксируется число. Буква «С» (синхронная запись), если разговаривают, или «Н» (несинхронная), если не разговаривают. Время суток (по сценарию), ведь можно снимать вечер днем. Номер ролика (бобины с пленкой, у нас их было 86). Номер кадра, сцены и дубля. Конечно же, все это вместе выглядит, как замысловатая формула. Но нужно это для того, чтобы при склейке пленки в монтажной не возникло путаницы. Когда пишется звук (синхрон) после включения камеры хлопушкой необходимо «хлопнуть». Иначе тяжело совместить звук с изображением. Так вот хлопушку очень не любила Лютаева. Видимо потому, что я сильно громко хлопал. Пендраковский это учел и большую часть съемок хлопушку только снимали на пленку. Так что в монтажной меня не раз помянут не злым, тихим словом.

Нельзя не рассказать о татарке и о ее татарском домике. Был в сценарии такой эпизод — герои Лютаевой и Лефанова приезжают к ней на сеанс древнего татарского языческого обряда. Татаркой «сделали» известную в Крыму певицу Зарему Ханум, облачивши в старинный национальный костюм. «Татарский» домик вместе со двором взяли в аренду у местных жителей в поселке неподалеку от Глейков. Во дворе был сооружен крытый восточный топчан, родник с небольшим бассейном. В общем, все выглядело вполне правдоподобно. — Ну, прямо легенды Крыма, — говорил Пендраковский. Правда, внутри дома стоял специфический запах. Семья в нем жившая оказалась не из благополучных. Бедная Зарема должна была по сценарию выходить из дома встречать гостей. Для нее это было настоящим мучением. Дышать нечем. Еще больше мучились осветители, как их называют киношники — «светики», сидевшие внутри дома и включавшие свет.
Была и такая смешная сцена. Ирина и Степан проигрывают в карты местным жителям. По договоренности, они обязаны залезть под стол и блеять козлами. Вокруг стола танцуют выигравшие и при этом распевают: «Козлы, козлики…». Со стороны выглядело очень забавно. Да и вся история — это сочетания комического и трагического.
Пендраковский решился снимать свой новый фильм в самый последний момент. Нет, проект «Полное дыхание» готовился несколько лет. Сценарий переписывался заново три или четыре раза. Но до сих пор не запущен в прокат последний фильм режиссера по роману А.Грина «Бегущая по волнам», стоивший около 4 млн. долларов (очень прилично по меркам российского кино). В процессе монтажа и озвучивания было принято решения кроме полнометражного прокатного варианта подготовить еще и четырехсерийную телеверсию «Бегущей…», что потребовало колоссальных физических усилий. Поэтому, когда начинать «Полное…» долго было под вопросом. На большой экран фильмы «Бегущая по волнам» и «Полное дыхание» выйдут в следующем году. Так что до встречи в кинотеатре.

АЛЕКСАНДР БАШИРОВ: «Я — НОВЫЙ ОДИССЕЙ»
С известным актером, и не только, мы встретились в Керчи на съемках нового фильма Валерия Юрьевича Пендраковского «Полное дыхание». Баширов прилетел примерно спустя месяц после того, как Валерий Юрьевич на одном из холмов в окрестностях города разбил традиционную тарелку с названием фильма. Уже девятую по счету. Роль у Баширова, как всегда, оказалась небольшая, но очень характерная и яркая участкового милиционера-пьянчужки Аркашки из небольшого рыбацкого поселка на берегу Керченского пролива, переживающего после развала Союза не лучшие времена. Участковый с запахом Как только Баширов появился на съемочной площадке, то сразу был узнан и буквально атакован, в основном, мужской частью массовки. В этот день съемки проходили у клуба поселка Маячный примерно в пятнадцати километрах от Керчи. Естественно, массовка состояла из местных жителей. Прикид Аркашке костюмеры подобрали более чем забавный: спортивные штаны, потрепанный пиджак, а на голове милицейская фуражка. Каждый стремился похлопать Александра Николаевича по плечу, сфотографироваться с ним на память, или высказать восхищение сыгранными Башировым ролями. Действительно, ВэВээС (подпольная кличка Александра Николаевича), как говорится, свой в доску. Молниеносно находит с людьми контакт. Поскольку открытый и добродушный человек, абсолютно лишенный актерской спеси. Увы, помощнику режиссера, отвечающему за своевременное прибытие актеров на съемочную площадку, приходится не всегда легко. Съемки фильма в Маячном, как шутили некоторые старожилы, стало вторым событием после освобождение этого поселка от немецко-фашистских захватчиков. По такому случаю вся сильная половина Маячного была изрядно навеселе, постоянно бегая за клуб на дозаправку. То, что актера заждались на площадке доходило не до всех. Приходилось буквально вырывать Баширова и других актеров из крепких объятий многочисленных поклонников, что иногда приводило к мелким конфликтам с местным населением. Но по-другому нельзя. Иначе получишь от главрежа втык.

Многим кажется, что образ жизни Баширова — это диагноз. Возможно, определенный отпечаток накладывает его специфическая внешность и неподражаемый смех. Но то, что Баширов профессионал до мозга костей, с этим согласится любой его недоброжелатель. Александр Николаевич чувствует свою роль, что называется, до самых кончиков. На съемках был такой случай. Изрядно подвыпивший Аркашка сидел один за накрытыми в честь первомайского праздника столами около сельского клуба (по сценарию все жители ушли в зрительный зал смотреть кино). После короткой, но полной угроз речи в адрес несуществующих односельчан, Аркашка наливает полный стакан самогона (он же разбавленный водой яблочный сок) и начинает поглощать его большими глотками, все дальше и дальше запрокидывая голову. Наконец, двухсотграммовый стакан полностью осушен. Аркашка теряет равновесие… — Падай! — кричит Баширову Пендраковский. Но в этот момент Баширов уже летел на землю вместе со скамейкой. Все члены съемочной группы и массовки схватились от смеха за животы. В сценарии такая финальная точка прописана не была, но Баширов и главреж одновременно почувствовали, что так будет лучше. — В одном ведь с ним заведении учились, — довольно заключил Пендраковский, — поняли друг друга… Баширов — душа любой компании. Он буквально не дает никому раскрыть рта. Впрочем, никто этого делать и не собирается. Потому что заслушиваешься смешными башировскими историями, анекдотами, шутками-прибаутками, сопровождаемыми все тем же неподражаемым смехом, который смешит не меньше рассказываемого им. А вот когда дело доходит до официоза, он словно уходит в себя. Как говорят хорошо его знающие, надевает маску. Что ж, чужая душа потемки.

В этот день мы работали в поселке Глейки. Недалеко от Маячного. Съемочной группой здесь была сооружена декорация — дом из нескольких комнат, которому около ста лет. Кстати, являющегося основным местом действия в фильме. Подхожу к Баширову во время обеденного перерыва. Он удобно расположился в одном из двух гамаков. Их повесили у дома в качестве бутафории. Но оба оказались вполне способными выдержать даже дюжего молодца.

Источник: раздел «Кино в Крыму» на проекте Ивана Коваленко КРЫМОВЕД http://www.krimoved.crimea.ua/move_pol.html