1.1.2.1.6.1. Григорий Павлович (1872—1898), обладал талантом художника, друг М.В.Нестерова.
1.1.2.1.6.2. Анатолий Павлович (1875—1906) окончил Московский Императорский университет, работал помощником присяжного поверенного, позже был Директором правления Балашихинской мануфактуры.
ж. – Полина Захаровна, акушерка

1.1.2.1.6.3. Борис Павлович (1871—1913) окончил Московский Императорский университет.
ж. – дочь артистки Медведковой.

7-е поколение
1.1.2.1.2.1.1. Наталья Маркелловна Пенкина, ур. Гомерова – содержательница мебелированных комнат «Лубянское Подворье» (в 1901 г.)
м. 1 бр. – Пенкин
м. 2 бр. поляк, с которым Наталья эмигрировала в Польшу.

1.1.2.1.3.1.1. Виктор Михайлович (1898 г.р.)
ж. — Галина
1.1.2.1.3.1.2. Гаврила Михайлович ( 1901 г.р.), инженер
ж. – Калерия (?)

1.1.2.1.4.1.1. Инна Ивановна Чекунова, ур. Быковская (1892 — 1974 г ) санитарный врач.
м. – Чекунов Николай Васильевич
1.1.2.1.4.1.2. Лев Иванович Быковский (1893-1938 г.)
ж. Светуха Антонина Ивановна
1.1.2.1.4.1.3. Николай Иванович Быковский (1897-1974)

1.1.2.1.4.1.4. Ольга Ивановна Ненарокова, ур. Быковская (1898 г.р.)
м. Ненароков Алексей Иванович

1.1.2.1.4.1.5. Августа Ивановна Смилга, ур. Быковская
м. – Павел Тенисович Смилга.

Составила Татьяна Тихонова

В качестве приложения все-таки поместим сюда информацию и об архитекторе Шервуде, чтобы понятно было, что это отнюдь не некая заокеанская знаменитость проездом…
К сожалению, не ясно, кто именно из сыновей Владимира Осиповича Шервуда проектировал Ласточкино гнездо.
Поэтому вначале об основателе этой славной династии архитекторов и художников.

  • ШЕРВУД Владимир Осипович(Иосифович)
    18 августа 1832 с.Ислеево Тамбовской губ. 9 июля 1897 Москва
    Родившийся в одном из сел Тамбовской губернии мальчик в пять лет потерял отца (английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов). Оставшись круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской и до восьми лет воспитывался в ее семье в Москве. Затем он был отдан в сиротское училище, в котором были замечательные для такого рода заведений учителя по изобразительному творчеству. Именно в нем подросток познакомился с азами архитектуры и рисовального мастерства. Известный преподаватель живописи М.Н. Скотти, ознакомившийся с художественными опытами юного В. Шервуда, предложил ему учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). После окончания в 1857 году училища молодой В. Шервуд получил от Академии художеств (таков был изначальный статус МУЖВЗ) звание свободного художника пейзажной живописи.
  • Начало его самостоятельного творчества было многоплановым: он рисовал орнаменты, проектировал архитектурные сооружения, писал пейзажи, портреты, жанровые сцены. В начале 1860-х годов он по приглашению Чарльза Диккенса пять лет прожил в Англии, занимаясь различными видами художественного творчества. По возвращении в Россию создает замечательный цикл портретов, который в 1863 году приносит художнику звание академика. Одновременно В.О. Шервуд участвует в разработке различных архитектурных проектов. В частности, участие в конкурсе на здание Исторического музея принесло Шервуду совместно с инженером Семеновым первое место. Работал универсал и как скульптор, создав ряд бюстов известных исторических деятелей России. По проектам В.О. Шервуда были возведены «Памятник героям Плевны в Москве» (1887) и «Памятник императору Александру II» в Самаре (1889). Первый из этих творений живописца, скульптора, архитектора В.О. Шервуда украшает нашу столицу поныне.
    Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.
  • Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере.
  • Владимир Владимирович Шервуд
    (1867–1930), средний сын В.О.Шервуда, родился в Москве 5 (17) мая 1867. Тоже был зодчим, причем известен гораздо большим количеством построек. Окончил МУЖВЗ (1895). Жил в Москве. По его проектам здесь в 1900 – первой половине 1910-х годов был выстроен целый ряд доходных домов – в Милютинском (1899–1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902–1906), Покровке (1909) и др.) – преимущественно в духе модерна. В качестве архитектора Московского купеческого общества (с 1903) и члена комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, т.е. нынешнего района между ГУМом и Зарядьем, внес большой вклад в обновление делового центра древней столицы. В ряде его произведений (например, комплексе деловых, ныне административно-правительственных зданий на Старой площади, 1914) модерн уже заметно уступает место более рациональной, как бы предконструктивистской стилистике – прежде всего, в строгом ритме больших прямоугольных окон. После революции 1917 строительной практикой почти не занимался. Умер В.В.Шервуд в Москве 18 июня 1930.
  • Леонид Владимирович Шервуд
    (1871–1954), младший сын В.О.Шервуда. Занимался скульптурой, соединив модерн с программой соцреализма. Родился в Москве 16 (28) апреля 1871. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1886–1891), где главным его наставником был С.И.Иванов, а также в петербургской Академии художеств (1893–1898), – там учился у В.А.Беклемишева. Продолжал учебу в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» Академии: в 1899–1900 посещал академию Р.Жюльена, пользуясь советами О.Родена и А.Бурделя. По возвращении на родину жил в основном в Петербурге-Ленинграде. К его наиболее значительным дореволюционным произведениям принадлежат надгробия Г.И.Успенского и Н.Г.Гарина-Михайловского на Волковом кладбище (оба надгробия – бронза, гранит, 1904), памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте (бронза, гранит, 1913), а также надгробие археолога А.В.Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор, 1914). Работал над надгробным памятником М.А.Врубелю, который, однако, остался лишь в виде эскиза (1910–1917, гипс, Русский музей). По этим произведениям четко прослеживается его творческая эволюция от импрессионизма к модерну. После революции 1917 работы Шервуда – памятники А.Н.Радищеву (1918) и А.И.Герцену (1918–1919), в обоих случаях открытые и в Петрограде, и в Москве; сохранился лишь гипсовый Радищев, ныне находящийся в собрании московского Музея архитектуры имени А.В.Щусева, – вошли в число первых произведений «монументальной пропаганды». Исполнил целый ряд официозных скульптурных портретов, как для выставок, так и для установки в госучреждениях (П.Л.Войков, гипс, 1927, Русский музей; И.В.Сталин, бронза, 1928, Музей политической истории, Петербург; и др.). Особой популярностью пользовалась исполненная им символически-типажная фигура героического Часового (1933), вошедшая в число канонических образцов соцреализма. Активно работал как педагог: с 1918 преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде и других институтах. В 1937 опубликовал мемуарную книгу Путь скульптора. Умер Л.В.Шервуд в Ленинграде 23 августа 1954.

Из того, что можно прочесть об архитекторах Шервудах, архитектурный образ Ласточкиного гнезда, мягко говоря, выбивается… Возможно, автором проекта для барона Штейнгеля была кто-то из дочерей Владимира Шервуда… В краеведеской литературе даются инициалы А.В. и больше ничего. Возможно, это объясняется тем, что многие из потомков Владимира Шервуда были в 1930-е годы репрессированы.

Страницы: 1 2