Располагаясь в центре Крыма Симферополь после развала Советского Союза из туристического центра превратился в «вокзал-базар».
C одной стороны, это можно объяснить удобством транспортного сообщения из столицы Крыма к любому побережью полуострова.
Но с другой, если сравнивать культурную роль «губернского города С.» и тогдашнюю «обойму» знаменитых, высокооплачиваемых, влиятельных российских ученых жителей Симферополя с нынешней ситуацией, то надежды на туристический бум и превращение города в Нью-Васюки выглядят тщетными.
Между тем, в Симферополе все еще «недобито» живут и помнят о своих славных предшественниках много образованных людей.
Так что просто помогу им в меру своих возможностей и скопирую несколько статей о создателе музея в Симферополе.

Сигизмунд (Жигмунт) Мокржецкий К сожалению, основатель краеведческого музея, который ныне именуется Центральный республиканский музей Тавриды, а также один из авторов классического дореволюционного путеводителя «Крым» не удостоен не только памятника в столице Крыма, но даже и статьи в википедии.

С помощью польских друзей нашел портрет и короткое описание:

Zygmunt Anastazy Mokrzecki — inżynier leśnik, entomolog, profesor SGGW Szkoła Główna Gospodarstwa Wiejskiego w Warszawie.
Собственно, причиной молчания о заслугах Мокржецкого была его эмиграция. Из статьи на английском языке (перевод прислала Ленара):
После революции 1917 г., снятия правительства Керенского и Гражданской войны, Красная Армия вторглась в Крым. С. Мокржецкий вместе с дочерью, как и тысячи других людей, бежали из Крыма через Севастополь в Константинополь. Его жена и сын, вероятно, поплыли на другом судне. Больше ученый никогда не встречал их. В конечном счете С. Мокржецкий и его дочь достигли Белграда, где некоторое время он преподавал в местном учреждении. Во время первой мировой войны он много помогал экспертам Энтомологического Бюро Соединенных Штатов. Позже С. Мокржецкий и его дочь перебрались в Польшу, где профессор занял должность руководителя энтомологической организации в важной сельскохозяйственной коллегии в Skierniewice, позже занимал высокий пост и был отмечен Министерством сельского хозяйства Польши.

герб Остоя (Астоя) рода МокржецкийПо происхождению Сигизмунд Мокржецкий Sigizmund Mokrzecki  (рыцарский герб Остоя известен с 1069 года, см. Приложение) может считаться родным и для крымцев, и для литовцев, и для белорусов, и для поляков, и для украинцев. Любовь к Крыму и невероятная творческая энергия Мокржецкого, его помощь многим талантливым людям, в том числе Льву Симиренко, это повод задуматься и пример для подражания.

«… Дом 17 по улице Карла Маркса интересен с исторической точки зрения. Практически он состоит из трех корпусов, построенных в разное время. В первом (угловом) корпусе, построенном в первой половине XIX в., видимо находилось Дворянское собрание (до постройки специального здания), другие корпуса предназначались для губернской земской управы и музеев при ней. Естественно-исторический музей был открыт здесь 12 декабря 1899 г. и был единственным на юге страны музеем, в котором сочетались научно-исследовательская, просветительская и практическая работа.

Вначале он представлял собой энтомологический кабинет ученого С.А.Мокржецкого, специалиста по борьбе с вредителями, затем начал быстро пополняться материалами по геологии, ботанике и зоологии.

обложка книги Мокржецкого "Вредные животные и растения в Таврической губернии" С.А.Мокржецкий написал свыше 200 работ. Его заслуги признавал известный американский энтомолог Л. О. Говард, посетивший Крым в 1907 г. В докладе на международном конгрессе зоологов он отметил, что «в Крыму С.А.Мокржецким произведено много ценных исследований по сельскохозяйственной энтомологии и обнародовано много ценных трудов». Видные ученые использовали его материалы для своих трудов (например, зоолог А.А.Браунер при создании монографии «Летучие мыши Крыма»), научные изыскания применялись — и весьма успешно — в сельском хозяйстве (борьба с вредителями), были организованы курсы по прикладной энтомологии. К 1913 г. в музее существовали отделы: зоологический, ботанический, почвенный, палеонтологии, геологии и минералогии, гидрогеологический, сельскохозяйственный.

За время своей деятельности музей собрал до 4 тысяч экспонатов, характеризующих флору и фауну Таврической губернии. За 13 лет (1901-1913 гг.) его посетило почти 250 тыс. человек. Музей издавал периодический научный сборник «Труды естественно-исторического музея Таврического губернского земства». В этом же здании начал свою деятельность и музей древностей, который из-за тесноты не раз менял помещение. В период борьбы белых и красных за власть здесь располагались различные гражданские учреждения или штабы войск …»

из книги: Улицы и дома рассказывают
(под редакцией Широкова В.А. и Доля А.И.)


…После молебна и освящения нового здания заведующий музеем, губернский энтомолог С.А. Мокржецкий выступил перед собравшимися с речью о значении естественно-исторического музея для Крыма. Председатель Симферопольского одела императорского Российского общества садоводства П.Ф. Рафф поблагодарил С.А. Мокржецкого за оказанную помощь садоводству в борьбе с вредными насекомыми и наглядный показ методов борьбы в экспозиции музея. Приветственный адрес от Ученой архивной комиссии зачитал преподаватель Симферопольской мужской гимназии А.И. Маркевич. Городской голова Симферополя, председатель ученой архивной комиссии А.Н. Ильин выразил надежду, что музей оживит город и привлечет внимание туристов, так как он может соперничать не только с музеями губернских городов, но «по своей выдержанности, демонстративности и изяществу постановки не уступает заграничным музеям». В заключение А.Н. Ильин высказал пожелание, чтобы «оба учреждения – музей древностей (основан в 1887 г.) и естественно-исторический, возникший по мысли А.Х. Стевена и нашедшие поддержку Таврического земства, шли рука об руку, работая на пользу края».

Земский музей был открыт для посетителей по воскресным дням с 12 до 14 часов, в будние дни с 9 до 15 часов бесплатно. Он быстро завоевал популярность среди населения. Преподаватели школ проводили здесь уроки по «естественной истории». Для привлечения посетителей и проведения научно-исследовательских работ в музее был создан пресноводный аквариум (в 1902 г.) и террариум (в 1903 г.), где находились ящерицы, черепахи, несколько разновидностей ужей. В 1911 г. музей приобрел инсектарий. Он был установлен прямо в окне, за невозможностью устроить его во дворе. Он выглядел очень скромно, но давал возможность «воспитывать» насекомых в условиях близких к естественным. В 1900 году музей посетило 7000 человек, а в 1913 г. более 30000 человек. Музей был популярен не только у симферопольцев. Его охотно посещали жители Таврической губернии, туристы, студенты, военные, отечественные и зарубежные ученые. В 1904 г. здесь побывали студенты-естественники Харьковского университета во главе с профессором В.В. Рейнгардом, учащиеся старших классов Варшавского коммерческого училища, специалисты-зоологи, работавшие на Севастопольской биологической станции, ученые: историк, археолог, нумизмат, военный инженер А.Л. Бертье-Делагард; энтомолог, преподаватель Московского университета Н.М. Кулагин; помолог Л.П. Симиренко; геолог К.К. Фон-Фохг (С.-Петербург); преподаватель кафедры ботаники Харьковского университета В.И. Талиев. В 1905 году с целью ознакомления с опытами С.А. Мокржецкого по внекорневому питанию музей посетил директор зоологического музея Академии наук и одновременно (с 1901 г.) директор Севастопольской биологической станции академик В.В. Зеленский. В 1907 г. с работой музея познакомился профессор Л.О. Говард, возглавлявший энтомологическую службу США, и зоолог академик Ф.Д. Плеске (С.-Петербург), интересовавшийся зимней орнитофауной Крыма.
Многие земства, следуя нововведению, были заинтересованы в создании естественно-исторических музеев и присылали сотрудников для ознакомления с его организацией. В 1902 году Херсонская губернская управа командировала в Симферополь губернского энтомолога И.К. Пачоского, Курское земство – преподавателя естествознания И. И. Щигровского; с той же целью музей посетил представитель Екатеринославской губернской земской управы.

Музей по мере возможности оказывал помощь по различным вопросам не только жителям Таврической губернии. Из 637 запросов, поступивших в музей в 1902 г., 111 были из 17 губерний преимущественно южной и средней России.
Обширная многолетняя программа, намеченная музеем по всем направлениям, требовала больших средств и работы нескольких поколений. Выполнение ее предусматривало обязательное участие общественных организаций и привлечение целой армии заинтересованных лиц. Прежде всего, это касалось комплектования коллекций.

Коллекция музея значительно пополнялась за счет пожертвований от населения. В 1900 г. наследники гидрогеолога Таврического земства профессора Н.А. Головкинского передали в музей 907 томов научной литературы. П.А. Двойченко передал 160 окаменелостей из разных районов Крыма. Зоологический отдел пополнился коллекцией насекомых (около 300 единиц) А.П. Баженова; Р. и Ф. Любяки передали в музей 78 птичьих яиц, собранных в окрестностях Симферополя. Коллекцию жуков (53 ящика со шкафом для них) подарил музею О.Ф. Ретовский, он же передал в 1905 году коллекцию крымских минералов (около 200 ящиков). 52 минерала подарил музею студент Московского университета, впоследствии ученый с мировым именем А.Е. Ферсман. В 1906 году Б.П. Кузьменко отдал музею свои десятилетние сборы птиц и млекопитающих Таврической губернии (200 чучел птиц, 95 шкурок, более 150 яиц), 10 чучел млекопитающих и коллекцию раковин морских и пресноводных моллюсков (118 коробок). В отдельные годы примерно 1/5 всех новых поступлений в музей составляли пожертвования.

Основное пополнение коллекции обеспечивали немногочисленные сотрудники музея. В 1900 г. персонал музея состоял из заведующего музеем С.А. Мокржецкого, ученого хранителя С.А. Зернова и препаратора К.А. Остермана. В 1911 г. в штат музея была введена должность помощника губернского энтомолога. По приглашению губернской управы ее занял И.М. Щёголев, окончивший физико-математический факультет Московского университета и агрономическое отделение Киевского политехникума. Его кратковременное пребывание в музее (в 1915 г. призван в армию) было отмечено активной деятельностью. Помимо сбора энтомологического материала, закладки и проведения опытов, консультаций земствам и населению, чтения лекций, он подготовил несколько плакатов о вредных насекомых Таврической губернии и опубликовал более 10 статей в киевских популярных сельскохозяйственных журналах «Засiв» «Рiлля», и в журнале «Садовод» № 1, 1914 г. (Ростов-на-Дону). Бахчисарайский отдел Императорского Российского общества плодоводства опубликовал тексты лекций И.М. Щёголева на татарском языке (Насекомые, вредящие нашим садам, 1913).

В разные годы должность ученого хранителя занимали квалифицированные специалисты: выпускник естественно-исторического отделения Московского университета Л.А. Молчанов (1902-1903), значительно пополнивший орнитологическую коллекцию музея; выпускник Санкт-Петербургского университета с четырехлетним стажем работы в петербургском Подвижном музее С.В. Меркулов (1903-1906); его сменил энтомолог A.M. Шугуров (1906), который составил каталог маммологической коллекции; Ф.Ф. Ильин (1907), В.О. Клер (1907); зоолог, специалист по инъекционным препаратам Б.Э. Можейко (1909); выпускник агрономического факультета Киевского политехнического института ботаник А.А. Яната (1910-1913):, с 1913 г. много лет хранителем музея работал выпускник Киевского университета ботаник А.С. Дойч, на плечи которого легла забота о сохранности богатейших коллекций музея в годы лихолетья.
В создании, обработке и хранении коллекций большое значение имели трудолюбивые и умелые руки препараторов музея К.А. Остермана (1898-1901); А. Ласа (1902), ранее работавшего в зоологическом кабинете Юрьевского университета. З.Ф. Сватош (1902-1909) в совершенстве овладел препараторским делом, работая в музее. В конце 1910 г. должность препаратора занял М.С. Очан, приглашенный из Киева. Много лет проработал в музее И.Т. Глобенко (1923-1956 гг.). Служители А. Романихин, работавший в музее с 1900 г. и К.В. Дегтярь (1910 -1917?) освоили препараторское дело тоже в музее.

В 1904 г. экспозиция зоологического музея пополнилась интересными биогруппами: «Семья лисицы», «Молодые ежи», «Птенцы ушастой совы в гнезде» работы З.Ф. Сватоша. Повышенный интерес у посетителей вызывала диорама «Крымские олени», созданная в 1905 г. З.Ф. Сватош сделал чучела, а местный художник А.И. Ружицкий написал типичный горный пейзаж Крыма.
Ежегодно естественно-исторический музей оказывал посильную помощь в комплектовании коллекций создающимся музеям, отечественным и зарубежным научным учреждениям. В том числе университету Стенфорда в Калифорнии, Мелитопольской уездной земской управе для местного музея, Подвижному музею в Петербурге, зоологическому музею Императорской Академии наук. Интересен такой факт. В 1912 году экспедиция С.А. Зернова выловила в Чёрном море тюленя, который был доставлен в музей. Пребывание живого тюленя нарушило размеренную жизнь Симферополя и привлекло в музей несколько тысяч посетителей, особенно школьников. Тюлень был препарирован в музее (М.С. Очан и К. В. Дегтярь) и отправлен в Академию Наук.

Ежегодно сотрудники музея совершали многочисленные экспедиции по Крыму, чем обеспечивали быстрый рост коллекций. В результате в 1909 году музей занимал уже 12 комнат нижнего этажа губернской управы.

Подробнее  … хотя совершенно не возможно поверить, что когда-то русские ученые были настолько богаты, а русские школьники настолько любопытны. Музей в здании управы — это вообще какая-то ересь экстравагантная…


Крымская опытная станция института садоводства Украинской академии аграрных наук

 Крымская опытная станция института садоводства Украинской академии аграрных наук была организована в 1913 году на базе имения «Салгирка» в г. Симферополь. Создатель станции — С. А. Мокржецкий, известный энтомолог. Одним из первых руководителей станции был знаменитый плодовод академик В.В. Пашкевич.

Длительное время на станции трудились и руководили ею профессор В.А. Колесников — один из теоретиков Крымского плодоводства, профессор Я.В. Чугунин. Работали на станции профессор Н.Д. Спиваковский, А.П. Чефранов, В.М. Сергиенко и другие. Виднейший русский плодовод профессор П.Г. Шитт тесно сотрудничал со станцией на протяжении многих лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6