гитарист Валериан РусановРУСАНОВ Валериан Алексеевич, род. 10 (22) января 1866, Москва — ум. 17 июля 1918, там же, – русский гитарист, композитор, педагог, музыкальный писатель и музыкально-общественный деятель. Внес очень большой вклад в дело популяризации гитары в России. По разносторонности его деятельности в области гитары представляет уникальное явление. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений), историк гитары, редактор-издатель журнала «Гитаристъ» (1904-1906), редактор журнала «Музыка гитариста» 1907-1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала «Аккорд» в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных «Сред» в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения, гитарист-исполнитель, общественный музыкальный деятель; ни до, ни после него не только в России, но и во всем гитарном мире история гитары не знала и не знает такого деятеля.

Он был человеком смелым, решительным и бескорыстным.

Русанов внес новые страницы в историю гитары, воскресил забытые имена, извлек из праха старинны фолианты; благодаря ему образованные музыканты стали относиться к гитаре с должным уважением и инструмент, среди других инструментов, занял принадлежащее ему по праву место. Благодаря В.А. Русанову произошло сближение истинных почитателей гитары.

Девизом педагогической деятельности Валериана Русанова были слова «музыка — звучащая душа», в основу ее он ставил изучение классической литературы. Он не только учил своих учеников играть на гитаре, но и воспитывал их как гитаристов и как граждан.

«Стремитесь быть музыкантом, и образованным музыкантом, а не гитаристом только. Не замыкайтесь в сферу гитары, старайтесь изучить гармонию и сольфеджио, чтобы ноты для вас были книгой, по которой вы можете читать, понимая ее смысл, а не метафизикой… Ищите знакомства с образованными музыкантами и избегайте таких гитаристов, которым ни вы дать ничего не можете ни они вам… Посещайте концерты, пользуйтесь всяким случаем, чтобы играть дуэты с гитарой и другими инструментами… Никогда не забывайте что техника — средство, а не цель… Не гонитесь за одобрением толпы, помните, что аплодисменты получить легко — ведь хлопают и оттого, что артист, слава Богу, перестал терзать уши слушателей. Дорожите оценкой образованных музыкантов а самая строгая — своя. Помните стихотворение Пушкина «Поэт»: Поэт, не дорожи… Избегайте именоваться «виртуозом», «любимцем публики» и вообще снабжать свое имя эпитетами и титулами… Не примеряйтесь к вкусам публики…»

В.А. Русанов

КАТЕХИЗИС ГИТАРИСТА

— Что самое трудное в игре на гитаре?

Настроить верно струны.

— Что самое ужасное в жизни гитариста?

Фальшивая струна.

— Что составляет самую большую крайность?

Слишком длинные или слишком короткие, слишком толстые или слишком тонкие пальцы.

— Что самое необходимое?

Голова и сердце.

— А что же тогда слух и пальцы?

Их слуги.

— Почему так?

Потому что смысл и красота, сила и проникновенность чувства — в голове и сердце, а слух и пальцы — одна техника.

— Что такое честолюбивый гитарист-виртуоз?

Крыловский муравей-силач, приехавший удивлять людей тем, что поднимает одной рукой ячменное зерно.

— Что такое верхняя дека?

Всё.

— Что такое гитарист, у которого трещат струны?

Ломовой извозчик, бьющий лошадь за то, что ей не по силам везти воз.

— Что такое гитарист без направления и идеала?

Человек, неразборчивый в людях, бывающий везде, где подают закуску или угощают ужином.

— Что такое гитарист, играющий в то же время на мандолине, рояле и, вообще, на нескольких инструментах?

Развратник, живущий с несколькими женщинами.

— Какая роль гитарного кузова, т. е. его объема, формы, ширины, глубины и т.д.?

Та же роль, как у грудной клетки певца.

— Что обнаруживает гитарист, говоря, что он играет всё с листа?

Что он в музыке — невежда и верхогляд, а в гитаре — музыкант, не знающий своего инструмента.

— Что такое гитарист, играющий «с листа»?

Дьячок или пономарь, у которых «Господи помилуй!» превращается в «помилос».

— Где должна прежде всего звучать нота, мелодия?

В ушах, внутри.

— А затем?

А затем уже от удара по струне.

— Почему?

Потому, что исполнение есть воплощение мысли, которая рождается прежде, чем ее воплощает слово.

— Почему необходимо знать историю инструмента?

1) Чтобы знать и почитать тех, кто оказал ему заслуги.
2) Знать его врагов и гонителей.
3) Знать, что играть надо и чего не надо.
4) Не изобретать того, что изобретено другими.
5) Воспользоваться опытом прошлого, чтобы избежать ошибок неопытности.
6) Подражать великому и бежать от дурного.
7) Не идти окольными путями, когда указан путь прямой.
8  Быть порядочным и благородным потомком.
9) Черпать энергию и силы для продолжения оставлен-ных нам трудов предшественников.
10) Без изучения истории нельзя быть образованным музыкантом.
11) Справедливо оценивать личности и заслуги пред-шественников, чтобы воздать им должное.
12) Верить в инструмент.
13) Не поддаться ошибочно ложным предрассудкам и невежественным суждениям заносчивой авторитетности.
14) Для самоопределения и выбора назначения.
15) Для уяснения многого, что является порой причиной беспочвенных сомнений.
16) Для исцеления от тщеславия и самомнения.
17) Для истинного понятия и благородного стремления к бессмертию и славе.
18) Для умения различать истинных учителей от шарла-танов.
19) Истинную игру от профанации.
20) Знать великих мастеров.
21) Чтобы определять качество гитары не по ярлыку, а по линиям, формам, материалу постройки и качеству работы, отличать мастера-художника от мастера-кустаря.
22) Угадать талант и поощрять его в начинающем.

Источник и подробнее