В Крыму походы и палаточные лагеря возможны на всех каникулах (зимой все-таки лучше в гостиницах, но на Южном берегу современное снаряжение позволяет жить в палатках и зимой. В честь открытия Крымского моста можно разучить такую простую песенку «Мы поедем в Крым на машине«:

В ней есть всё, чтобы петь ее хором, синхронно танцевать. А главное очень разумный магический минимализм. Немножко света и цвета (лучше костер, свечи, факелы, файеры), достаточно много темноты и очень много общения в четком едином спокойном ритме.

При этом все смогут поддерживать общий ритм: перкуссия щелчками, хлопками ладошей, топотом ног и прыжками, маракасы из жестянок с крупой или песком, шлепки по мячику или пузу, или что там еще есть гладкое и округлое)), и даже мелодию: свисток, дудка, губная гармошка, зозуля (окарина), варган. Далее будет подробно обо всех этих лагерных музыкальных инструментах. Текст песни — ниже этого обзора в комментариях. Аккорды? Ну не самое важное. Тут интересна басовая партия. Одного хорошего музыканта достаточно, что составить оркестр из целого отряда или туристического автобуса. 20-40 человек вполне могут достичь состояния музыкального коллектива. Это значит, что после лагеря или туристической поездки на автобусе вы сделаете их другими людьми, готовыми к взаимодействию в любых ситуациях, даже катастрофических. Ну а главное, они не будут создавать проблемы на отдыхе ни другим, ни себе.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) представляется сейчас как некое революционное направление в парапсихологии. Между тем, нет ничего сверхнового в том, чтобы пользоваться простыми и эффективными методами сплочения группы, выработки стандартных решений и укрепления естественного стремления человека к подражанию.

Студенты геофака ТНУ на практике у пещеры УхоОдно из определений НЛП прямо называет это терапевтической магией, поскольку эффективно применяются самые древние, шаманские практики, из которых, собственно, выросли все современные средства массовой информации, театр, цирк, военные парады и прочее.

В мозгу человека существует особый орган (сетевидное тело, или ретикулярная формация), возбуждение которого приводит к блокированию индивидуальных рефлексов и способствует преобладанию группового сознания. Самые мощные стимулы сплочения группы: ритмичный шум, хлопы-топы, аплодисменты, скандирование лозунгов, хоровое пение, маршировка, а также ритуалы, праздники, особенно праздники с переодеванием (карнавалы) или униформой.
Многие из этих методов эффективны и необходимы для быстрого сплочения туристической группы на маршруте, а также для быстрого создания позитивной спокойной обстановки в палаточном лагере.

  • Определение НЛП из Википедии: Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы. Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта». Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Ну это так. Некая наукообразная галиматья. Но на всякий случай и не помешает прочесть.

  • Еще одно определение: Нейро-лингвистическое программирование является системным и целостным набором способов исследования и воздействия на так называемый внутренний опыт человека — ощущения, переживания, состояния, настроение. Умение оказывать влияние на чувства и эмоциональные реакции людей является частью того, что необходимо человеку в наше время.
  • Нейро – означает, что структура наших переживаний и мыслей выражается в телесных проявлениях (жестах, движениях тела, глаз, головы, дыхании, интонациях, скорости, громкости и тональностях речи), наблюдая и изменяя которые, мы можем оказывать влияние на наши субъективные переживания.
  • Лингвистическое – подчеркивает, что наши внутренние переживания также выражаются и находят свое проявление в языке, то есть в том, как мы говорим. Изменяя способ того, как мы разговариваем, мы можем изменять как собственные субъективные, так и чувства и реакции других людей.
  • Программирование – означает, что все наши переживания имеют некоторую структуру, то есть являются системными процессами, последовательностями приводящими нас к тем или иным результатам. Выявляя эти последовательности, наблюдая за телесными (нейро-) и лингвистическим поведением человека мы можем корректировать эти последовательности, программы таким образом, чтобы они приводили к удовлетворяющим нас и окружающих результатам.

Методы НЛП в работе с туристической группой сводятся к вполне добровольному и разумному отказу личностей (и даже семей или уже сложившихся компаний) от собственного распоряжения свободным временем. В конце концов, если вы идете в ресторан, то ограничиваете и свою свободу одеваться, и свободу поведения.
В походе согласованные действия туристической группы в походе, также «населения» палаточного лагеря, уже являются важнейшим фактором безопасности. Всем будет хорошо, интересно, весело, если соблюдать некий порядок. Этот порядок эффективно работает не как инструкция, которую надо выучить наизусть. А как система ритуалов, традиций, жестов, знаковой одежды, слэнга и прочих мелочей, резко отличающих данную группу от внешнего мира. «Закон джуглей: ты и я одной крови» очень быстро превратит ранее незнакомых людей в дружную компанию, если уже в первый вечер у костра все будут петь, или хотя бы топать-хлопать в ритм музыки.

Имя
В практике бой-скаутов уже давно существует традиция «лесные имена«. Корни ее уж совсем древние и связаны с боевой магией, а также необходимостью обезопасить свои семьи от врагов. Известно до сих множество веселых фамилий запорожских козаков: НеТудыХата, ЗаплюйСвичка, ОстатнийГрош.

Воин, вливаясь в новый коллектив, отказывался от своего прежнего имени и с радостью и гордостью принимал от новых братьев любое новое. Если вернуться к совсем недавним примерам: в фильме «Дикари» Гоша Куценко создал весьма колоритный образ патриарха палаточной стоянки по прозвищу Айяй.

  • Имя (прозвище, кличка, погоняло, ник-нейм Aka) и одежда в культуре стрит-стайл
  • Знаковая, сигнальная информация тренера, аниматора, клоуна, гида, экскурсовода должна быть позитивной, здоровой, в классической русской цветовой гамме (белое-черное, красное – синее, ну и еще, возможно желтое или оранжевое). Тут главный момент в том, что надо уметь ответить на возможные вопросы:
    — а почему Вы так одеты?
    — а что это за фамилие ваааще такое?
    — а откуда этот ник нейм Aka?
  • отдельная тема – право на татуху и лого. Мои друзья из автоклуба, когда видят, что незнакомые им люди просто наклеили на свои авто символ их клуба, проявляют очень жесткую агрессию. Инвалидами, конечно, никого не делают, но на колени ставят. И наклейку заставляют отодрать, потому что знак «я Свой» – это серьезно.

Походный сленг и программа отучения от мата.
Очень эффективным путем сплочения группы является развитие своего собственного уникального сленга. Достаточно вспомнить фильм «Джентельмены удачи»: редиска — нехороший человек.
На самом деле сленг нельзя придумать. Его можно лишь развивать, то есть запоминать веселые словечки и делать их общими для всей группы.
Русский мат, как и нецензурная лексика в культурах других народов, имеет функции мобилизации, отключения личностных инстинктов и механизмов эмпатии (сопережевания, жаления). Психо-физиологические механизмы, которые включаются нецензурной бранью, это впрыск в кровь адреналина.
Матерная лексика в условиях войны или угнетения психологически выполняет роль тренинга, некоторой «закалки», готовности к сопротивлению и восстанию.
Однако матерная лексика в детских сообществах это только игра, только потенциальная готовность к переменам.
Общество, нацеленное на прогресс и стабильность, должно спокойно и целенаправленно работать с детским естественным интересом к нецензурной лексики и «запретным» темам.
Народное творчество русской деревни и традиции советских детских клубов накопили огромный багаж эффективных методов осмысленного употребления нецензурной лексики.
Отучение от мата. Анимация в оздоровительных лагерях для школьников

Музыка
Украинская сопилка и ее аппликатураТуристическая музыка должна иметь характер общего творчества, деление на зрителей и клоунов в походе не допустимо, хотя конечно, сейчас существует высокий спрос на квалифицированных аниматоров.

Основа современной профессии аниматора в туризме это конечно классическая фигура клоуна, скомороха, бродячего актера.

Но традиции походов (да и уже сложившийся стиль мини-пансионатов) требует общего участия.
достигается это как формальными решениями: например, аква-грим, косынки, «боевая раскраска» маркерами или переводными тату, светящаяся бижутерия, переодевание в «туземцев», пиратов и цыган, так и простейшими музыкальными инструментами.
1. купить в магазинах игрушек можно — погремушки, «шарманки» на батарейках, пищалки-гуделки, резинового ежика со свистком в пузе.

туристы, которые будут в это все гудеть и стукать, должны пройти тест на чувство ритма.
иметь простейшие представление о музыкальном размере (вальс, марш, регги и ум-ца ум-ца), а также сильных и слабых долях в ритмическом рисунке.

2. в музыкальных магазинах сейчас хороший выбор ударных инструментов, в основном производства Китай, Тайвань, Гонконг:
— трензель — металлический треугольник. им отбивают сильную долю такта.
— бубен — кожанная мембрана на металлической или деревянной раме. часто с бубенчиками и тарелочками.
— русская трещотка и подобные латино-американские и африканские ударные инструменты. Иногда на ребрах трещотки звук издается деревянной палочкой из крепких пород
— бонги, конго, дарбука, джамбей и другие барабаны с цилиндрическим или грушевидным корпусом. Довольно дорого, но прикольно. Многие «отдыхающие» в Крыму приходят сюда абсолютно без денег, но с веселым другом барабаном, который позволяет добывать себе пищу и создавать позитивное настроение. Легче всего носить с собой дарбуку — небольшой барабан с одной мембраной и грушевидным корпусом из дерева или керамики (изготавливают его уже и крымскотатарские мастера). Играть на дарбуке сложнее, чем на других барабанах — сразу после удара надо резко отбрасывать ладонь от мембраны, иначе звук гасится. Но в принципе, это сразу и создает высокую энергетику.
— маракасы — пустотелые коробки различной формы (в том числе из тыквы) с насыпанных в них зерном или крупным песком. На самом деле выдерживать ритм на маракасах может только человек с хорошим чувством ритма и хорошей координацией.
Впрочем, у детей это все развивается с практикой.
— губные гармошки. Мой опыт показывает, что человек с музыкальным слухом может подыгрывать чисто интуитивно уже после получаса упражнений большинству классических туристических песен и рок-баллад в тональности До мажор и Ля минор. Ну и понятное дело — все ямщицкие песни и вся классика тюремного шансона вполне может быть украшена губной гармонью, чтобы душа свернулась, а потом развернулась.
По своему опыту скажу, что уж если душевно подыграешь шансонщику Владимирский централ или панку «Пачка сигарет», то становишься сразу другом. Короче, гармонист всегда в законе.
играть на губной гармошке рок н ролл и блюзы несколько сложнее. Нужно обладать контр-интуитивным дыханием. Например, такие люди в ладоши хлопают не на сильную долю, а на слабую. Если проще объяснить — блюз это музыка черных.

— кастаньеты и русские деревянные ложки — довольно сложные, но очень эмоциональные ударные инструменты. При наличии высоких природных способностей, играть на них научиться можно быстро. Но если с чувством ритма и координацией проблемы, то лучше сразу успокоиться и оставить надежду на прогресс. Человека со средними способностями проще научить играть на рояле, чем на ложках.

— блок-флейты, свистульки-зозули, окарины — сложные инструменты, требующие долгой и постоянной практики. Имеют смысл только как походные аналоги дорогостоящих и тяжелых инструментов вроде саксофона или кларнета.
Аппликатура хроматической украинской сопилки (две октавы)Украинская сопилка гораздо удобнее, чем распространенные западно-европейские блок-флейты. Высота тона определяется высотой звукового столба — расстоянием от свистка до ближайшей открытой клавиши (отверстия). Отверстия удобно прорезаны под пальцы. Маленькие отверстия — полутона. Дополнительные полутона получаются комбинацией с нижними отверстиями.
Всего существует 4 тона сопилок. На фото — основная сопилка До. Это значит, что вместе с губной гармошкой в До мажор и Ля минор, можно импровизировать.
вторая октава требует сильнее дуть, третья — уж совсем сильно, но аппликатура в третьей октаве сложнее.

— варган очень популярный инструмент хич-хайкеров (путешественников авто-стопом) и вообще в неформальных кругах, ведущих бродячий образ жизни. Поскольку на варгане не играют, а подыгрывают, инструмент этот служит для общения очень хорошим средством. Правда, у того, кто играет на варгане должно быть желание не сделать как можно больше шума, а именно пообщаться с богами Верхней Тундры и, конечно, с окружающими людьми.
«Варган — металлическая подковка с вытянутыми концами, общей длиной около 100 мм, в середине которой укреплен стальной язычок с крючкообразно загнутым свободным концом. Играют на варгане так: одной рукой подковку подносят ко рту, концы ее прижимают к зубам (или зажимают ими), и указательным пальцем другой руки защипывают крючок язычка. Язычок приходит в состояние вибрации и издает слабый звук, который усиливается полостью рта и зубами исполнителя. Звучание язычка сопровождается обертонами; путем изменения объема полости рта усиливают тот или иной обертон и таким способом строят мелодию, однако основной тон, соответствующий длине и толщине язычка, прослушивается непрерывно. На варгане возможно исполнение несложных наигрышей.»

Варган, блок-флейта, флейты из тростника и бамбука, окарина, дарбука и джамбей, а также шаманский бубен и звенящие бронзовые чаши продаются у неформальных музыкантов и ремесленников в Коктебеле на набережной и в прочих тусовочных местах. В мертвый сезон — на книжных рынках крупных городов Крыма по воскресеньям.

— ксилофоны (металлофоны) — ударные мелодические инструменты по типу клавишных. Хороши для обучения нотной грамоте, поскольку клавиши обычно подписаны. На Украине производили когда-то деревянные ксилофоны очень высокого качества (наши дети называли их «древясин»). Сейчас много недорогих моделей китайских металлофонов. Хороши тем, что можно удалять «лишние» клавиши. Например, если вы решили организовать оркестр для исполнения «Лимбо, эврибади лимбо» из Маппет-шоу, то исполнителю на ксилофоне можно будет ритмично колотить по любым клавишам, если заранее убрать оттуда полутона.

3. самостоятельное изготовление музыкальных инструментов в условиях похода.
Проще всего изготовить маракас: алюминиевая банка из-под напитков наполняется сухим рисом или гречкой и заклеивается скотчем. Но еще раз напомню — маракас можно давать в руки только человеку с хорошим природным чувством ритма и координацией.

Детский контрабас а-ля горячий эстонский мальчишка:
В традиционной культуре Эстонии мальчики на деревенских праздниках играют на очень древнем и очень почетном инструменте. Фактически это большой деревянный лук: на палку выше роста мальчика натягивается тетива. Наверху навязываются бубенчики-колокольчики (в походных условиях это могут быть консервные банки). Сильная доля танцев отбивается ударом лука о деревянный или каменный пол, а на слабую доля такта сильно щиплют тетиву. Лучше всего такой контрабас выдерживает ритм вальса: допустим, щипок тетивы и два удара со звоном об пол — ум-ца-ца, ум-ца-ца.

Ударная установка из кастрюль и тазиков — на самом деле это инструмент, требующий лицензии и общественного одобрения. Составление ударной установки можно доверить лишь человеку с опытом игры в оркестре.

хлопай-топай — существует огромное число видов аплодисментов. Профессиональные хлопальщики (клакеры) известны еще со времен Древнего Рима. Через топай-хлопай можно создавать четкий ритм (разом нас багато, нас не подалаты) а ля группа Квин. Под топай-хлопай можно читать рэп или исполнять частушки.
Аплодисменты типа волны создают ощущение единства, а с высоко поднятыми руками — атмосферу позитива.
В условиях вечернего костра, или когда нужно, чтобы дети долго сидели на скамейке (например, на вокзале) можно проводить множество игр и музыкальных номеров с хлопанием по коленкам.

Творчество беспризорников — это превращение в музыкальный инструмент собственного тела. Конечно, пропукивать государственные гимны или классические оратории у вечерного костра не следует по противопожарным и экологическим соображениям.
Но вполне можно тренироваться в исполнении простых песенок вроде чижик-пыжика и фанатских кричалок на зубах, на пузе и прочих звонких частях тела.

Творчество алкоголиков — бутылкофон — наполняя бутылки водой до определенного уровня можно самостоятельно изготовить полный аналог ксилофона, но бутылки надо будет развесить на горизонтальной ветке дерева. Вместо «молоточков» логично пользоваться стальными ложками или вилками

важное организационное примечание:
В оркестре всегда есть только один хозяин.
В кочевой культуре существует даже отдельное слово «балабан» (голова), обычно это или большой барабан или большая флейта.
Фигура дирижера в условиях похода или пляжной вечеринки будет выглядить странновато.
Балабан в походном оркестре скорее всего это солист-горлодерик с небольшим барабаном или бубном, или гитарой, или хотя бы с тазиком и крепкой умелой ладошкой.
Кстати, надеюсь, понятно, почему отдельно о гитаре я тут не пишу.
Гитара в походной культуре одна заменяет все, но за пару часов на ней ничему не научишься.

Исполнение музыки за столом (или накрытой поляной):

1. классическое перкуссионно-мелодичное произведение хита «Воздушная кукуруза»
(текст:
Мама шила мне штаны,
из березовой коры,
чтобы попа не потела,
не кусали комары

— повторяется бесконечно и всегда с драйвом, как в первый раз:)

прощелкивается на горле указательным и большим пальцами правой или левой руки, которые с силой отпускаются от пружинящего большого пальца.
резонатором звука служат легкие и брюшная мембрана (утроба). Бархатистость обертонов обеспечивается артикуляцией губ (то есть нечто вроде пения рыб).

Кажется в фильме «Республика Шкид» есть исполнение горловыми щелчками беспризорнического хита »
По приютам я с детства скитался,
не имея родного угла,
ах зачем я на свет народился,
ах зачем меня мать родила»

2. сладостная гармония сфер
исполняется на бокалах тонкого стекла мокрыми пальцами. путем ритмических круговых движений по ободкам бокалов.

3. для пляжной вечеринки без стаканов и бокалов уместно поиграть на древнейшем инструменте всех времен и народов, это флейта бога Пана.
Бутылки с разным наполнением издают музыкальный тон определенной высоты.
Человек с абсолютным музыкальным слухом без особых проблем может настроить пивную или лимонадную стеклянную бутылку в терцию или квинту с другой. Таким образом три бутылки с разным уровнем жидкости могут давать вполне гармоничный звук или мелодичную ритмическую основу. Идеально для исполнения регги и лимбо.
Дуть в бутылку надо следующим образом: нижняя губа расслаблена и полуохватывает горлышко бутылки. Верхняя губа домиком над горлышком бутылки. Воздух идет от неба и верхней губы вертикально вниз. Сам звуковой столб генерируется и резонирует через все легкие от брюшной мембраны. Пресс, мышцы живота и груди напряжены и напружиненны. Очень полезно для тонуса и вообще позитивного пляжного настроения.
Звуковой тон можно изменять, отхлебывая время от времени от бутылки.
Но, блин, людям без абсолютного музыкального слуха, это тончайшее священнодействие недоступно.
Таким лучше раздать револьверы или гаубицы, чтобы они просто время от времени палили в Луну.

Маршевые песни
Маршевые песни, благодаря ритму в 120 ударов в секунду (именно так бьется сердце здорового человека при нормальной физической нагрузке), моментально обеспечивают сплочение группы. Возникает общий позитивный групповой дух. Конечно, шагать в ногу по горной тропе или лугу, будет несколько глуповато. Нужен лишь общий ритм движения. Классический строй цепочкой, как это можно видеть на туристических фото вплоть 1970-х, сейчас мало для кого покажется привлекательным. Сейчас туристы шагают по двое-трое. Но маршевая песня как раз и при таком «построении» группы все равно обеспечивает ее единство. Главное, чтобы все участвовали, если не пении, то хотя бы в поддержании ритма (даже на уровне кивания головой, подмигивания, шевеления ушами, постукивания пряжками рюкзака и т.д.)

Примеры маршевых песен у нас на форуме Маршевые песни для походов, туристической анимации и СПА

Групповые подвижные игры
Игры, танцы, гимнастика, акробатика и атлетика со скакалкой, резинкой, веревками и канатом составляет огромный пласт народной культуры. В нем причудливо (и весело!) сочетаются древняя магия каменного века и современный фольклор «бетонных джунглей» мегаполисов, боевые искусства профессиональных убийц и неформальная культура пацифистов. Это и простой способ похудеть и эффективный путь нарастить мышцы. Подвижные игры, танцы, упражнения со скакалкой, резинкой, веревкой, канатом. Лимбо. Тарзанка (маятник)

Ритуализированные национальные виды спорта

Спортивные занятия, атлетизм, физическое развитие мальчиков и девочек в истории человечества в разных культурах преследовало совершенно разные задачи:
1. В пастушеских культурах состязания по борьбе, бегу, метанию камней и ловле животных у мальчиков и девичьи танцы (на грацию, обаяние и спокойный характер) показывают нам жизнь в богатых природных условиях с надежной естественной изоляцией от вторжения врагов.
2. В культурах агрессивных, вроде спартанцев, лишенных по каким-то причинам своей родины и вынужденных поработить чужой земледельческий народ, мы видим концентрацию всех физических и духовных сил на постоянном «Будь готов»: уже с 14 лет мальчик-спартанец, а по желанию и девочка, должны были добывать пищу только грабежом или охотой, а любого илота(покренное спартиатами коренное население), покинувшего свой дом после захода солнца, они должны были убивать на месте.
3. В культурах успешных и стабильных для воспитания аристократов на первый план выходили коллективная загонная охота, бальные танцы и командные спортивные игры.
4. В культурах, утративших свободу, боевые искусства развивались в виде танца (капоэйра у черных рабов Бразилии), атлетических духовных практик в монастырях или «мужских братств» среди ремесленников и купцов (Индия, Пакистан и другие страны). Национальные виды спорта и гимнастики. Значение для туристической анимации. Часть 1: военная атлетика без оружия

Кричальные песни для снятия нервного напряжения
Кричальные песни с очень простыми словами и бесконечными куплетами применяются в палаточном лагере перед сном. Сразу после рассказывания страшных историй. Оба эти процесса обеспечивают быстрый и организованный отход ко сну, исключают ночные хождения, повышают уровень безопасности, в том числе психологической.

Подробнее, с видео и текстами — на странице Песни для кэмп-файра.

Ритуалы и праздники в горных походах и летнем палаточном лагере

Приложения:

130 по встречной на старенькой VespaВ Крым на машине

Мы поедем в Крым на машине.
Я буду в кожаной куртке,
А ты — в мамином свитере. (x3)

Мы будем играть с тобой в мяч.
Мы будем топтать с тобой пляж.
Мы будем смотреть с тобой Крым с крыш.
Я уверен, что мы с тобой всегда будем молоды,
Всегда будем молоды.

Мы поедем в Крым на машине.
Я буду в кожаной куртке,
А ты — в мамином свитере.(x2)

Мы поедем в Крым
Мы поедем в Крым
Мы поедем в Крым на машине
Мы поедем в Крым на машине
Я буду в кожаной куртке,
А ты — в мамином свитере

Мы поедем в Крым на машине
Я буду в кожаной куртке,
А ты — в мамином свитере (x2)

Губная гармошка для песни «Мы поедем в Крым на машине» самая обычная (до мажор — ля минор). Поймать тон проще начиная с «вдыхательных» минорных звуков и держать их долго, добиваясь красивых вибраций. Не надо пытаться сбацать некую отдельную свою мелодию. Ну и не надо играть громко. Паузы в общем звуке есть, их много, поэтому слышно будет и так. Важно поддерживать общий спокойный трансовый ход мелодии и ритма. Практикуйтесь в одиночестве вначале! Ну первые двадцать раз. Хотя, может и сразу получится, новичкам всегда везет. Драйв делает чудеса. Костер в ночи это магия.