Это первая часть из моей затянувшейся теоретической работы к предполагаемому учебнику о формировании туристического продукта.
Есть у меня желание курс лекций по краеведению в туризме опубликовать как учебник для специальности «Туризм». В принципе, любой бухгалтер сможет посчитать нормы прибыли и калькуляцию для продажи путевок. А любой специалист по продажам сможет реализовывать эти путевки. Для поддержания правильных отношений с хотельерами, ресторатарами и транспортниками скорее подойдет опыт работы в силовых структурах.
Для написания диссертаций и умных разговоров за рюмкой чая хорошо знать об опыте развития ведущих туристических регионов мира. Ну и конечно, для самих путешествий, важно знать, что в Таиланде разрешено именно то, что запрещено в Ньянме, а в Ньянме угодишь за решетку пожизненно именно за то, чем привлекателен Таиланд. Это важно и для перепродажи туристических путевок, но никак не для формирования собственного туристического продукта.
Центральная часть всего этого процесса — именно нечто трудноуловимое, но вполне объяснимое. Сочетание рациональных и иррациональных моментов потребительского поведения. Определение самым верным из всех научных методов (пробы и ошибки, анализ ошибок, синтез решений и опять пробы и ошибки).

Напомню, что последний учебник по рекреационной географии был выпущен еще в 1981 году. Основой его были, понятное дело, «планомерное и пропорциональное развитие народно-хозяйственного комплекса СССР», «всестороннее гармоническое развитие советской личности», ну а самое главное: подход к туризму и отдыху как к массовому оздоровлению трудовых ресурсов. То есть нечто вроде животноводства – прежде чем подоить, накорми и напои.

Однако, и в недрах советской географии через депонированные рукописи и устные доклады недобитых детерминистов и рыночников, идеи социальной физики, географического детерминизма, массовой психологии потребления и прочий антикоммунизм бередил студенческие мозги.
Курс на сплошную «путевкизацию Крыма», принятый в программе «Курорт» в 1978 году, чтобы планомерно оздоравливать здесь 20 млн человек в год, для меня совсем не выглядел привлекательным ни в личном плане, ни в научном. Тем не менее, я очень доволен, что производственную и преддипломную практику проходил тогда в институте КрымНИИпроект и участвовал в большинстве научных семинаров и конференций по программе «Курорт», вероятно, самом дорогостоящем научном проекте 20 века в области туризма и отдыха. Ее руководителем был тогдашний первый секретарь обкома Компартии Украины Н.В. Багров, тогда кандидат географических наук, доцент. Финансировали программу Госплан СССР, ВЦСПС и Центральный совет по туризму. В научных разработках было задействовано несколько сот исследовательских, проектных и учебных организаций, а также практики отдыха, курортов, туризма, берегоукрепления, экологии.
Чтобы не возвращаться к оценке этой программы, скажу коротко: все транспортные решения (объездные шоссе, дополнительные колеи железной дороги, канатные дороги и прочее) были разработаны в рамках программы «Курорт» до 1980 года. Причем разработаны очень хорошо. Тогда же были обоснованы актуальные до сих пор решения в области общественного питания, кадровой политики (Крымский филиал УкрНИИтруда), созданы проекты крупных оздоровительных комплексов для Арабатской стрелки, Юго-восточного Крыма, Керченского полуострова.
Теперь о физике. Выражение «физики и лирики» появилось во время так называемой «Хрущевской оттепели» 1960-х годов. Тогдашнее студенчество как бы было поставлено перед выбором: учиться делать атомные бомбы или хотя бы доменные печи, или «глаголом жечь сердца», бренча на фанерной гитаре. На самом деле, жизнь показала, что лучшие лирики получались как раз из физиков, а также врачей, инженеров морского транспорта…
Не берусь говорить о врачах, но с физиками и инженерами ситуация была очень простая: всеобщая воинская повинность заставляла творчески ориентированных троечников поступать в технические вузы, чтобы не идти в армию. А там уже – КВН, студенческие театры миниатюр, клубы любителей фантастики, и прочая неформальщина. И к этому еще плюс, огромный плюс, из которого вырос и культовый фильм дикого крымского отдыха «Три плюс два» — студенческие КСП (клубы самодеятельной песни), туристические, альпинистские и горнолыжные (а со временем и дайверские) клубы. И опять же идеологический пресс на технарей был всегда меньше, чем на специальностях, где как раз готовили якобы специалистов по туризму и экскурсиям (география, история, филология). Чему учили в советские времена экономистов (кроме марксизма-ленинизма), честно говоря, я даже и не знаю… Помню лишь, что в торговле значительно выше ценились бухгалтеры и товароведы, а экономистов не знали даже куда и пристроить.
Ладно. На самом деле, в марксизм я был буквально погружен всеми своими мозгами, включая древние подкорковые области. Во всяком случае, с 16 лет, ни о чем другом я не мог говорить с девушками, так что когда в 19 лет я встретил студентку, которая восхищалась Лениным, я женился.
И вполне понятно, что когда на 1 курсе, мы, как положено, прошли минут за 15 географический детерминизм, я его осудил вместе со всей аудиторией. Человек, у которого никогда не болела голова (или ревматизм, или перелом) на перемену погоды, вполне может верить в то, что от географии, от природных условий НИЧЕГО не зависит в социальном развитии и экономики, а уж тем более в прогрессе общества.
И вот молодая жена берет меня в свои мягкие, но цепкие лапки и определяет к профессору Твердохлебову. Всего лишь писать курсовую. Но она-то понимала, что я напишу диссертацию.
Я занимаюсь в зондер-команде (углубленное изучение немецкого языка). И мне положено в курсовой делать ссылки на географические журналы из ГДР (!). Мне дают совсем простенькую, но модную тогда тему о пригородном отдыхе. Симферопольский университет хорошо (и за нормальные деньги) сотрудничает с КрымНИИпроект. Идет как раз корректировка генерального плана Симферополя. И тут – чик, оказывается немцы просчитывают и прогнозируют количество пассажиров от города к городу на основе гравитационной модели старины Ньютона!
Пассажиропотоки между городами прямо пропорциональны численности их населения и обратно пропорциональны квадрату расстояния между этими городами. Позже, уже на своем статистическом материале я получил в отношении мест пригородного отдыха формулу: пассажиропоток прямо пропорционален численности населения ближайших населенных пунктов и обратно пропорционален произведению стоимости поездки на время поездки. Существует еще и некий «индекс трения» — люди готовы затратить больше времени и денег, чтобы попасть к морю, чем на поездку в лес.

Дальше больше: в странах Северной Европы даже почтовые отделения и аптеки размещают на основе пространственных «сотовых» решеток Кристаллера. А чтобы «всякие разные шведы» могли в аптеку сходить выпимши после работы, то есть не более 10 минут пешком.
Возвращение к географическому детерминизму в советской географии замаскировалось под «количественную революцию». Внедрение электронно-вычислительных машин, статистические методы исследования и математическое моделирование считалось благонадежным делом.

А вот мои даже туманные намеки на то, что туристические потоки или нагрузку на пляж можно регулировать через ценовую политику вызывали со стороны моего научного руководителя профессора Твердохлебова очень большие опасения. Не то, чтобы он со мной спорил. Он просто опасался, что я получу по мозгам, и предостерегал меня. В конце концов, Твердохлебов просто сказал, что с такими взглядами в Москве меня завалят, а в Ленинграде пройдет. Только я должен был выкинуть ссылки на всех москвичей, которых в Питере не любят. Москвича проф. Медведкова в Питере уважали, но его пришлось выкинуть из библиографии, потому что он эмигрировал в США. Медведков разработал очень простой метод оценки качества жизни в разных районах крупных городов на основе цен на недвижимость. Называлось это очень красиво ЛСА – латентно-структурный анализ. Кстати, метод и сейчас самый лучший, быстрый и дешевый. Вместо того, чтобы собирать данные о рекреационных ресурсах, лучше собрать данные об отношении к этим ресурсам потребителей. АГА! Вот уже первый пример сочетания физики (природы) и лирики (психики). В туризме ресурс – это вид из окна или легенда, или откровенная ложь (чудовище озера Лох-несс). В туризме физика не работает без лирики.
Доктор географических наук Борис Родоман из Москвы работая в области теоретической географии, также на основе «ячеек организации пространства» Кристаллера, в пылу математического моделирования дошел уже до совсем простой геометрии. «Метод поляризации ландшафта как средство сохранения биосферы», был представлен лишь как фактически «самиздат»: устный доклад на одной из экологических конференций и депонированная рукопись. Смысл работы очень хорошо укладывался в тогдашнюю моду у «плоскостных» архитекторов – градостроителей: функциональное зонирование территории, под каждую функцию человеческой деятельности (труд, развлечения, образование, отдых, охрана природы) должна отводиться с соответствующими архитектурно-планировочными решениями своя зона. Соседство разных функций не может быть конфликтным (то есть промышленная зона может соседствовать со складской, зона образования и науки – с туристическими объектами или заповедниками). Правда, Борис Родоман, вскоре заслужил репутацию крамольника: развивая свои идеи о функции места и смене функции места (рекреационной сукцессии) он шокировал «стериальную бесполую» советскую науку, выделяя и картографируя в Подмосковье «сексуальные ландшафты», то есть пригородные лесочки, где таксисты, дальнобойщики и просто автолюбители, которым негде было встречаться с любовницами, получали немножко «аль фреско» — любви на свежем воздухе. В дальнейшем термин «сексуальный ландшафт» в публикациях Бориса Родомана присутствовал в формулировке «арена-убежище» и был расширен до всех видов активности в свободное время, предполагающих уединение. Например, общение неформалов, экстрасенсов, уфологов и т.п.

Еще один москвич, которого и признавали в Ленинграде, и разрешили мне оставить в качестве крестного отца (официального оппонента) Юрий Веденин. Тогда это был кандидат сельскохозяйственных наук, с диссертацией о неорганизованных туристических стоянках на озере Селигер. Что-то такое про вытаптывание, охрану природы, урон бонитету лесных насаждений. В то время Веденин считался частью школы рекреационной географии проф. Преображенского (не Булгаковского, а из Института географии АН СССР). Школа Преображенского – это ТРС (территориальные рекреационные системы), в основе которых лежат ресурсы. И эти ресурсы надо сосчитать. А потом правильно заставить рекреантов оздоравливаться на этих ресурсах.
Если конкретно о Крыме. Человек едет в отпуск, государство решило его оздоровить, чтобы он следующий год хорошо работал. Приезжает он в Симферополь. Тут ему бац – термометр, манометр, анализы. И вердикт: вам, товарищ, в Верхнюю Бутузовку. Там будете принимать инжир, нарзан, гулять пешком в сосновом бору. И будут вас возить на монорельсе на пляж в Нижнюю Укусовку с 7.00 до 11.00. Там будете лежать в секторе Б дробь23 с регулируемым поступлением инсоляции. Кстати, один из научных сотрудников КрымНИИпроекта запатентовал устройство типа жалюзи, чтобы устанавливать его на пляжных навесах и регулировать «строго по науке» солнечный свет над загорающими товарищами. Ну и по экскурсиям, естественно, такой же вердикт, чтобы было всестороннее гармоническое развитие. Если, например, человек, на свиноферме трудится, значит, ему для равновесия и гармонии – на балет. А если здоровье истощил именно балетом – то как раз изучать достижения народного хозяйства в свиноводстве.

Шутки шутками, а вот пока не физика, а статистика. В первой своей курсовой (2 курс) я был все еще под обаянием марксизма. Но все еще любил математику (у меня и папа, и мама бухгалтера), в школе я никогда не уделял географии никакого внимания. Хотел быть архитектором, но к старшим классам зрение стало снижаться. По совету своей троюродной сестры пошел на геофак, но по стилю остался нудным счетоводом.
В общем, составил я анкету. Собрал двести штук. Вопросов много, на 5 страниц. Идея была элементарная. Нарисовал я схему идеального отдыха: если человек создан гармоничным, а общество основано на разделении труда (напомню, что в Манифесте Коммунистической партии с этим уродливым явлением нужно покончить), то хотя бы в свое свободное время человек может восполнить то, чего не получил на работе.

Страницы: 1 2