симферопольская ослица Люся в фильме "Кавказская пленница" под "Никулинским орехом" у Долины Привидений в АлуштеВ Крыму снимают и зверей, и птиц, и рыб, а также змей, черепах и тарантулов. Огромное число кавалерийских атак, поединков с жутко дикими хищниками и любезных разговоров («типа а где тут у вас НЕЗНАМО ГДЕ?» с медвежатами или поросятами).

Раскрасавица Востока принцесса Будур из «Волшебной лампы Аладдина» именно в Крыму (Севастополь) впервые в своей сказочной жизни узнала «что такое коза», а легендарная симферопольская ослица Люська вообще стала целой кино-эпохой от культового фильма СССР «Кавказская пленница» до российского блок-бастера «Девятая рота».

Самая забавная история, о которой мне рассказали сотрудники небольшой немецкой студии (они биологи, и их специализация — съемки фильмов о животных для всемирных каналов «Би-Би-Си», «Челенджер», «Нэшнл Джиографик» и подобных) — это как в Крыму они снимали фильм о жизни медведей.
Дело в том, что в Крыму медведи в дикой природе уничтожены еще в Средние века. Это как бы раз. А как бы два, снимать в Крыму, конечно, удобнее, чем в Сибири или Канаде. Поэтому большинство русских народных сказок, где без медведя никак не обойдешься, сняты в Крыму.
Как раз по этой информации с моих старых сайтов, немецкие кинематографисты-биологи и вышли на меня.
Молодой медведь был куплен в Ялтинском зоопарке «Сказка». В лесу он никогда в своей жизни не был, зато удивительно спокойно и даже вальяжно ездил на заднем сидении джипа BMW. Его вполне спокойно и безопасно можно было покормить гамбургером или хотдогом на открытой веранде любого придорожного кафе.
Настоящего леса никогда не видели не только родители этого медведя, но, вероятно, даже его бабушки и прадедушки. Во многих поколениях предки его или жили в зоопарках, или выступали в цирке.
Впрочем, быстрая обучаемость и хороший характер сделали из ялтинского Мишки настоящую звезду мирового класса. Он мастерски ел малину прямо с куста, ловил в горной речке радужную форель и повторял за одним из немецких биологов все фишки-штучки реального дикого медведя, зафиксированные в умных немецких диссертациях 19 века.
Конечно, для полноты картины, Мишка должен был бы еще играть на балабайке и уметь лихо носить шапку-ушанку и пить самогон из граненных стаканов, но немцы это все-таки не Голливуд, глупости снимать не станут…

Наш форум Кастинг и съемка собак, котов, лошадей и других животных


Из книги Галины ПечаткинойУлица моего детства
Симферополь – Бизнес-информ 2001
Собака – кинозвезда

Из прессы узнала, что в сентябре 2001 года в Ялте состоится второй телекинофорум, в рамках которого пройдут Чеховские дни. В числе других будет показан фильм “Дама с собачкой”, которым даже предполагается установить памятник на набережной.

Вот об этой самой собачке и пойдет речь. У моей родной тети, жившей в Симферополе по улице имени Карла Либкнехта, была собака породы белый шпиц, по имени Ирма. В те годы не проводились выставки собак, но знатоки утверждали, что Ирма – чистопородный шпиц. Была она изящна. По собачьи женственна и обаятельна. С живыми карими глазами с поволокой. Отличалась она и приветливым, добрым нравом. Тетя частенько ругала ее, что сторож она – никудышный, и что она – “лизунья и подхалимка”. А Ирма была просто общительной собакой. Тетя и дядя жили в старом одноэтажном доме, и их “парадное”, т. е. наружная дверь выходила на улицу, куда вели семь каменных ступенек. Вот на них и сидела собака, рассматривая прохожих. Многие жители этой улицы знали ее и старались оказать ей знаки внимания: приласкать, угостить конфетой или улыбнуться. Ирма искренне радовалась знакомым; подавала лапку или пыталась лизнуть руку.

Напротив ступенек был крошечный палисадник, отвоеванный у тротуара, там росли неприхотливые цветы: “синее море”, майоры, ромашки и даже желтые нарциссы. А перед домом возвышались мощные старые деревья акации. Этот маленький садик у самой кромки мостовой служил для тети, дяди и собаки кусочком природы, и часто по вечерам они сидели на ступеньках, и я издали видела это дружное трио.

У Ирмы был друг, тоже белый шпиц, живший недалеко, у тетиной знакомой. От него 1–2 раза в год Ирма рожала щенят, смешные белые комочки. В этот период она становилась агрессивной, редко выходила на улицу и сидела в прихожей под столом вместе со щенками: на каждый стук в дверь Ирма разражалась звонким лаем. Как только щенята подрастали, они вместе с матерью обживали широкую площадку, ступеньки и палисадник. Здесь в один из дней 1959 года их увидел актер Алексей Баталов, проходивший по улице, вероятно, в сторону художественного музея. С Баталовым был сотрудник цирка. Им приглянулась Ирма, и они стали просить тетю ее продать, объяснив, что будут пробовать ее на роль в фильме “Дама с собачкой”. Но тетя решительно отказала. Тогда их внимание переключилось на маленьких шпицев. Но без дяди тетя не могла решить этот вопрос. Гости пришли на другой день, и судьба щенят была решена. Сейчас трудно восстановить хронологию, но, кажется, через полгода фильм вышел на экраны, и тетя дважды ходила в кинотеатр. А когда фильм вышел на телеэкраны, то всегда приглашала Ирму к телевизору со словами: “Видишь, как твой Кузя прославился, стал киногероем”.

Второй щенок попал работать в цирк, и мы ходили с тетей по контрамаркам на его представление.


Никулинский орех помнит не только людей-актеров, но и знаменитую ослицу Шурика, его неразлучную спутницу по фильму.  Кстати, киношная ослица до сих пор жива и прописана в Симферопольском зооуголке. Ослица Люся была  передана в зооуголок Ялтинской киностудией, и помимо «Кавказской пленницы», участвовала в съемках сериала «Спецназ» и фильма «Девятая рота». Помните, эпизод, когда молодого солдата герой Федора Бондарчука послал в кишлак за спичками? Солдат шел за стариком-афганцем с ослицей? Этой ослицей и была наша героиня. Люся, конечно, уже выглядит не так бодро, как в фильме (ей уже за 45 лет), но и сейчас в ее умных глазах можно увидеть решительность и настрой на новые киносъемки!  Ослица-киноактриса — любимица сотрудников зооуголка и одна из живых достопримечательностей Симферополя. 


В фильмах, снимавшихся в Крыму, играли местные собаки, медведи, свиньи и даже змеи.

Наталья Якимова

Накануне кастингов они не волнуются и совсем не проявляют почтение к людям, которые могут ввести их в прекрасный и таинственный мир кино. Не интересуются и гонорарами за съемки — впрочем, они, как правило, и в глаза их не видят. И уж тем более не собирают друзей и знакомых перед экранами, чтобы те взглянули, как здорово артисты справились с ролью. Все это делают их… хозяева. В Крыму снимались сотни фильмов, и во многих из них играли роли животные. Нередко их везли сюда из Москвы, Одессы, Киева, но и крымское зверье получило достаточно шансов мелькнуть в эпизодах.

Зубастые «эпизодники»

Хочется побегать, попрыгать, а приходится зевать в тенечке и оценивающе поглядывать на суетящихся неподалеку людей. Глаша, Омар и Ферри сейчас вовсе не напоминают грозных охранников и конвоиров, которые не прочь цапнуть зазевавшегося бедолагу. Но пока соответствующего приказа не было. «Вам тут в группе никто не надоел? — допытывается севастопольский дрессировщик Андрей Фроленков. — А то можно в воспитательных целях с собачками познакомить…» Шутки шутками — а эти немецкие овчарки уже демонстрировали свой серьезный и независимый характер на съемочной площадке фильма «Кавказский пленный». Натуру для него уже больше двух месяцев снимает известный российский режиссер Алексей Учитель.
Пожалуй, собаки — самые частые «эпизодники» на съемках. Особенно в последние годы, когда в Крыму снимается много боевиков, фильмов о войне, вот тогда-то и требуются «серьезные» псы.
«Мои Глаша и Омар отметились и в фильме Егора Кончаловского «Консервы», — рассказывает кинолог севастопольского племенного завода немецких овчарок «Гросви Хаус» Георгий Заговалов. — Роли там незамысловатые: овчарки вместе с охранниками сторожат зону и прииск, где трудятся заключенные. В «Кавказском пленном» от них тоже не требуется никаких трюков — они играют сами себя: отлично выдрессированных собак, которые выполняют свою работу».
Казалось бы, разве может быть что-нибудь проще, чем играть самого себя? Может быть, это правило срабатывает в отношении людей, но с животными все сложнее. Например, кастинг для «Кавказского пленного» проходили несколько десятков немецких овчарок. Для самой массовой сцены — той, где собаки выгоняют из пещер затаившихся чеченских боевиков, — было отобрано всего двенадцать четвероногих. Остальных отсеивали из-за особенностей характера, неумения быстро «войти в роль» — скажем, нужно в ярости бросаться на человека, а разморенная жарой псина просто не желает вставать. Были и такие, которые не проходили специальную, ориентированную на охрану и защиту, дрессировку.

В кино — с хозяевами

Именно собаки — не просто верные друзья, но и «живое оружие» — чаще всего дают шанс своим хозяевам тоже засветиться в эпизодах. Умилительное отношение к пушистым красавцам у посторонних проходит после первой же демонстрации внушительных зубов. И потом человек, незнакомый с азами кинологии и дрессировки, просто не сможет работать с чужой собакой. Неуверенность и страх зверь почувствует моментально и, конечно, не будет подчиняться. Значит, рядом должен быть специалист, лучше всего его тоже ввести в фильм.
Например, для Андрея Фроленкова в «Кавказском пленном» придумали эпизодическую роль — смотрящего за собаками в воинском гарнизоне, которого все зовут Андреичем. По этой же причине пришлось выступить дублершей главной героини в фильме «Молодой Волкодав» (он недавно вышел на экраны) Инне Федоровой из Севастополя. Среднеазиатскую овчарку, воспитанную ее мужем Стасом, выбрали на роль пса-оборотня. Кобелю с говорящим именем Задира Нукер предстояло действительно играть, причем часто «переступая через себя». Например, когда потребовалось… выть. От этой нехорошей привычки дома Задиру отучали — а тут вокруг расселись люди и требуют нарушить табу. Уже свернули аппаратуру, когда вдруг забежавшая на площадку дворняжка стала завывать, и в дуэт наконец-то вступил огромный пес.
Был эпизод, когда собака спасала потерявшую сознание героиню, уволакивая в безопасное место, но актриса просто побоялась довериться зубастому спасителю, который, ужиная, одним махом перекусывает телячью ногу. В итоге Инну переодели в костюм, и после домашних репетиций Задира вежливо перенес хозяйку в указанное режиссером место.
… Нередко от знаменитых актеров-людей можно услышать, что карьере они обязаны не только таланту — просто в нужное время оказались в нужном месте, были замечены. И с собаками такое случалось. Это подтверждает история собаки Мины — ее в Симферополе отыскал помощник реквизитора, когда в Крыму снимал свою знаменитую «Девятую роту» Федор Бондарчук. В итоге собака получила роль, хозяина, поменяла место жительства на Москву и, по слухам, продолжает карьеру актрисы.

Кастинг для гада

Лошадей, осликов и верблюдов — ту живность, которая необходима для создания восточного или сказочного колорита, — киношники тоже с удовольствием ангажируют на съемки. Такие фильмы можно перечислять бесконечно: от «Варвары-красы, длинной косы» Александра Роу и «Иванко и царь Поганин» (режиссер Борис Небиеридзе) до той же «Девятой роты», «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко и всевозможных сериалов. Тем более что в редком месте, регулярно посещаемом туристами, не найдешь предприимчивых крымчан, держащих экзотических зверей. Задействуют и «модных» вьетнамских вислобрюхих свинок. Житель села Аромат Бахчисарайского района Осман Зиядинов даже «вывел в люди» своего кабанчика, нагулянного домашней свиньей от дикого кавалера, — дикий вепрь потребовался для какого-то боевика. А живущий на его подворье медведь Балу снялся в художественном фильме о дружбе диких животных.
А вот Семен Алексеевич Корсунов из Алушты до сих пор рассказывает семейную историю о том, как его отец «уговаривал» сняться… змей в сказке Александра Роу «Королевство кривых зеркал». Под Алуштой есть такое место — Красный Камень, вот его очень любил режиссер. «Мой отец работал в то время в заповеднике и любил заходить на Красный Камень, просто посмотреть, — вспоминает Семен Алексеевич. — Так и познакомился с членами съемочной группы. Помните, в самом конце сказки все отрицательные герои превращаются в представителей фауны, согласно их «зазеркальным» именам: жестокий министр Нушрок — в коршуна, король Йагупоп — в попугая и так далее. Дочь Нушрока, Анидаг — «гадина», должна была стать змеей. Требовалась змея. Вся роль — проползти по камню и скрыться, но так, чтобы оператор успел ее снять. Отца попросили предоставить «артистов».
Оказалось, что актеры из пресмыкающихся еще те! От степной гадюки отказались по трем причинам: добыть ее под Алуштой было негде, стоило подумать о безопасности, и смотрелась бы она тускло. Алексей Корсунов предложил безобидного желтопузика — но тот слишком быстро проскальзывал мимо объектива. И тогда он принес четырехполосого полоза — тот сразу привел в восторг (и внушительными размерами, и окраской). Он послушно ползал, убегал и даже сердился, пытался напасть, но эти его «эмоции» в фильме не потребовались.
В истории крымских съемок животных-кинозвезд имеются и невеселые эпизоды. Один из самых известных — судьба благородных оленей, героев фильма «Детство Бемби» Натальи Бондарчук. Якобы после того как уехала киногруппа, животных просто забыли в закрытом загоне, и они умерли от голода. По другой версии, их нашли и убили местные жители, промышлявшие браконьерством. Правда, ялтинец Николай Мартынович, имеющий солидный стаж «эпизодника», а в те времена еще и журналист, освещавший многие съемки в Крыму, утверждает, что об этом печальном факте не слышал. Может быть, не так грустно все закончилось?
Зритель любит животных в фильмах — они делают кино живее, правдоподобнее. Даже обычный кабанчик или куры в декорации деревни делают сцену реальнее. Вот только люди, снимающие кино, знают, сколько труда и нервов уходит на то, чтобы «объяснить» хвостатым и четвероногим, что от них требуется. Или хотя бы подстеречь нужный момент.

форум сайта кинодог.ру