Статья опубликована после лета 2004 года. Это был последний в истории пост-советского Крыма удачный курортный сезон. Причем, стартовал он с личного визита тогдашнего Президента Российской Федерации В. В. Путина в Крым. И пообщаться с Леонидом Кучмой, тогдашним Президентом Украины, и отдохнуть у себя на даче «Магнолия». Прошло всего ничего лет, а это уже история. Совершенно позорным образом Ющенко «умудрился» возвернуть взад имущество Путина в Крыму, а Ялта потеряла важнейшую геополитическую роль летней столицы СНГ.
Еще важный момент уже для торговли недвижимостью в Крыму: 2004 год был последним годом успешных сделок. Все что происходит после этого — не для учебников и курсовых дипломов. А главное: все что куплено до 2005 года на Южном берегу Крыма продать можно лишь за 50-70% от затрат. С другой стороны те немногие образованные люди, которые вложили деньги в недвижимость в Крымском Предгорье, увеличили стоимость своего имущества в 10-20 раз.

Газета «ТЕРРА ТАВРИКА» ноябрь 2004 13 (107)
30 лет назад для решения проблемы перегруженности береговой полосы в Крыму была предложена концепция глубинного размещения отдыхающих. Она сводилась к тому, что новые гостиницы и базы отдыха предполагалось строить в живописных окрестностях Бахчисарая, Симферополя, Белогорска, Старого Крыма, в горных селах Большой Алушты и Судакского района.
В этом сезоне нежданно-негаданно глубинное размещение воплотилось в жизнь. Правда, уже совсем другими — рыночными механизмами.

Наряду с приобретением путевок и туров, туристы во всем мире все чаще отдают предпочтение покупке недвижимости в местах, которые наиболее отвечают их представлениям о земном рае. В Крыму в последние годы очень активно приобретают участки под застройку, недострои и готовые виллы, эллинги, а также обычные деревенские дома и пригородные дачи не только граждане Украины, но и России, Польши, Израиля, Германии. По большей части это бывшие советские люди, но, скажем, поляков много и коренных. Недвижимость приобретают не только на первой линии морского побережья, где она стоит баснословных сумм, сопоставимых с самыми престижными районами Средиземноморья. Так же высоко ценятся участки по обе стороны от Южнобережного шоссе с его красивейшими видами и естественной вечнозеленой растительностью.
Раскрученными являются уже и несколько глубинных районов, среди них Байдарская долина между Севастополем и Ялтой, которую знатоки называют Крымской Швейцарией. Здесь целый городок выстроили сотрудники Московской мэрии во главе с Юрием Лужковым. Полюбили москвичи и небольшую горную деревушку Зеленогорье в 10 км выше роскошных пляжей Морского (Судакский район), а еще раньше — Генеральское выше Солнечногорского (Большая Алушта). 10-километровая зона побережья Бахчисарайского района, а также округа поселка Научный тоже входит у московских дачников в моду.
Естественно, наряду с продажей, практикуется и сдача в аренду на любые сроки — от часов до нескольких лет. Если с недвижимостью на побережье работают уже очень активно, с широким выбором, огромными денежными оборотами и неплохо поставленной информацией, то недвижимостью для активного туризма никто, по существу, не занимается. Я столкнулся с этим при поиске дачи на неделю для размещения велосипедной группы.
Видит око, да зуб неймет. Общеизвестно, что даже те же самые разводящие из Ялты, Алушты, Гурзуфа имеют множество дач в районе Перевального и Мраморного. Но до этого сезона им и в голову не могло прийти, что эти заброшенные места кому-то будут интересны. Да и времени заниматься даже своими собственными дачами в летний сезон попросту нет. Между тем, вдоль троллейбусной трассы вся предгорная зона была в июле-августе 2004 года уже затребована под аренду жилья.
Туристы, особенно прибывшие на своих автомобилях, селились и в Верхней Кутузовке, и в Перевальном. Но здесь информационным носителем работала сама трасса с ее невероятно плотным потоком потенциальных клиентов. Все-таки нужен и другой информационный носитель — для начала Интернет-каталог Недвижимость для активного туризма , с предложением и спросом на приобретение и аренду домов, дач, недостроев, участков.
Близким по значению термином является зеленый туризм , но по разным причинам я бы не хотел им пользоваться. Классическим районом зеленого туризма является провинция Эльзас во Франции, но даже там владельцы зеленого бизнеса — это немцы. Наши бабульки , принимающие туристов в своих домах — совсем другого рода явление, но уже высоко ценимое не только отечественным, но и зарубежным туристом. Ну, а покупая или арендуя дома, дачи, виллы и прочее под ключ, туристы в Крыму будут сталкиваться вовсе не с традициями зеленого европейского туризма. Поэтому и не зачем особо напрягаться, чтобы пересчитывать розетки в комнатах и замерять уровень шумов от кукареканья, как это принято в процедурах стандартизации средств размещения для зеленого туризма.
У нас все другое. И я бы не стал сопоставлять — лучше-хуже. Просто другое. И, наверное, всегда для покупателя или арендатора очень личное.
Кто-то прошел в своем первом горном походе по пещерным городам, кто-то увлечен Гриновской романтикой Старого Крыма, кого-то будоражат горные полигоны Долгоруковской яйлы или ее языческие жертвенники.
Комфорт, здесь, в общем, может быть весьма спартанским, хотя возможность мыться каждый вечер горячей водой в активном туризме обязательна.
Ну да ладно. На самом деле, еще рано рассуждать — какую золотую середину между таежными заимками и полинезийскими бунгало должна занимать идеальная база для активного туризма. Рынок рассудит.
Игорь Русанов