File:Beggar Japan Man.svg

В современном евроцентристском мире касты считаются бесчеловечной и недемократичной системой. Огромные идеологические и финансовые усилия затрачиваются на разрушение кастовых традиций Индии и других стран. Например, жениха из касты неприкасаемых, который по обычаям ариев поехал к невесте верхом на лошади, сопровождало 400 полицейских, машины скорой помощи, пожарные и т. д.

Этот обзор не об истории, а о будущем. Экологическая работа гораздо важнее войн и грязных политических технологий, но внимание людей все время уводят в сторону. Поговорим о грязи и неприкасаемых, отверженных людях. Есть такая интересная карта в колоде ДЖОКЕР с самыми большими возможностями, с максимальной свободой.

Неприкасаемые касты не надо называть низшими, как и вообще подходить к кастовой системе только с мерками иерархии. Каста это специализация, форма общественного разделения труда. Каждая каста необходима, и в каждой касте есть свой путь вверх, путь к общественному признанию и успеху.

Самый темный во всех смыслах вопрос — культ Чернобога у наших предков славян. О нем мало что известно, так что наша реконструкция будет опираться лишь на экологические и гигиенические аспекты пещерной жизни.

А сопоставление с достоверно изученной японской кастой хинин позволит применить метод структурной антропологии Леви-Стросса.

Кратко: в мифах, традициях, социальной организации разных народов в разные времена надо искать не божественные подсказки, не маленьких зелененьких ушельцев и не огроменных красавцев атлантов, а только логику и удобство для решения бытовых житейских задач.

Итак: «Каменный век, е е,

пещера среди гор

и человек, е е

идет несет топор...»

1. Троглодиты, пещерные люди, жили в гротах береговых обрывов речных долин. Во времена великого оледенения Европы, это палеолит, древнекаменный век, зверей просто забрасывали камнями на водопоях. Животные пьют воду всегда в одно время и в определенных местах. Звери натаптывают тропы, их молодняк и птицы могут пить только где мертвовод, это угол речной системы без течения,  на впадении притока.

Избыток мясной пищи не требовал дележа, конкуренции, давал огромный ресурс свободного времени и творчества. Проблема гигиены не стояла, т к было все время холодно. Пещерными сообществами управляла старшая по возрасту и самая плодовитая мать. Табуировался инцест, поэтому нужна была кража невест и жесткое сексуальное гостеприимство. Магия была целостной, как у шаманов наших северных народов, включала и цирк, и медицину. Все были уродами, страдали от рахита, артрита, авитаминоза. Но Большая МАМА любила всех.

2. Мезолит, среднекаменный век. Теплеет. Крупная дичь уходит на север. Мужчины придумывают лук, стрельбе надо обучать мальчиков. Выясняется, что способности к охоте наследуются. При этом есть некий процент с дефектами. И не каждый славный охотник может внятно втолковать собственному сыну как делать оружие и стрелять. Терпение сидеть в засаде сутками оказывается бессильным, когда надо годами заниматься с детьми у нарисованной на стене пещеры мишени.

Появляется охотничья, медицинская, воспитательная магия и ее жрецы. Солнце становится главным мужским богом.

А Чернобог? Он становится богом мусорщиков, ассенизаторов, падальщиков, воров-клептоманов, бездельников, эпилептиков, гиперкреативных изобретателей и художественно-лицедейских натур, токсикоманов и прочих любопытных экспериментаторов. Как спели Манго-Манго: таких не берут в космонавты. Т е им не охота. Конкуренция на охоте, сложности в добыче пищи требуют дележа. Доля, удел, как судьба и счастье, это результат волевого решения лучшего охотника. Он патрон, Ю-питер, Ев-патор, папа. Счастье, часть, счет, честь, чин — это уже некая общинная процедура. Но решают только мужчины охотники.

Патриархат это собственность на оружие, жену, детей. Теплый климат требует гигиены. Сжигать мусор или отбросы нельзя на огне, где жарят мясо.

Геенна огненная это в реальности свалка. Каждая мезолитическая пещерная стоянка имела грот с неугасимым свалочным огнем. За чертой от чистых гротов, где охотники ночевали, а белые маги, дети и женщины жили постоянно, была зона жизни и труда нечистых, неприкасаемых, несчастных. Из добычи им давали не счастье, часть по счету и чести, а удел. Гарантией был Чернобог.

Мужественые храбрые охотники очень боялись незаживающих вавок и прочей заразы. Не уделить из добычи слугам Чернобога это значит оказаться среди падали и прочих нечистот.

Пестрота наклонностей и талантов отверженных, неконтролируемые возможности экспериментов, в том числе над собой, огромные ресурсы времени, отсутствие проблемы пропитания и заботы о семье, развили черную магию. Бактериологические, психотропные вещества, яды, наркотики, галлюционогены. Хотя важнее сама черта, табуирование, тайна, закрытость сообщества отверженных.

3. Неолит, новый каменный век с производящей экономикой показал истинное лицо белой магии. Самые жестокие обряды породил культ плодородия. О принесении в жертву девушки-маиса можно прочесть у Фрезера. Золотая ветвь. Рогатый бог наших предков это жрец Велеса.

Рога и хвост жрецы скотьего бога одевали для удачного результата случки. Ветеринары и зоотехники неолита, бронзы и железного века для избавления от эпизоотий, ящура или коровьего бешенства убедительно требовали приносить в жертву чужеземцев.

Христианство в борьбе с язычеством и черную, и белую магию отнесла к сатанизму, служения силам зла. Касты древности сменились новыми. И часто последние становились первыми, как сейчас актеры. В общем тема большая, вначале японские хинин. Забавно, что среди их позорных для правильного японца занятий — охота и изящные искусства.

Хинин (яп. 非人?) — обозначение в Японии периода Эдо одной из каст неприкасаемых, чья работа была связана в первую очередь с попрошайничеством, а также охотой, рытьём могил, переносом императорских паланкинов, исполнением наказаний или изящными искусствами.

Охота как грязное неприличное и недостойное занятие это явление сугубо японское. В других культурах этого нет.

В отличие от эта (яп. 穢多?), другой касты неприкасаемых, хинин жили вместе с людьми остальных сословий, не в изолированных поселениях, а статус «хинин» обычно не наследовался, мог быть получен из-за проступков (хинин становились беглые крестьяне и выжившие после попытки самоубийства на почве несчастной любви) и мог быть снят после достаточного очищения. В некоторых местах к хинин причисляли такие маргинальные группы как странствующие монахи и ныряльщицы ама. Подобно охотничьим трофеям, жемчуг, который добывали ныряльщицы ама в японском обществе также считался грязным способом обогащения. 

Хинин находились вне системы си-но-ко-сё, однако одновременно стояли в стороне от горных цыган и подобных низших сословий. К ним обращались по прозвищам (например, дворников в Эдо называли «Сиробэй», хотя в среде хинин у каждого из них было личное имя).

Содержание
1.  Этимология
2.  История появления

2.1.  Позднее Средневековье

3.  Иерархия
4.  Внешний вид и быт
5.  Религия
6.  Проказа
7.  Эдо
8.  Исчезновение
9.  Примечания

Этимология слова хинин

Изначально слово «хинин» не имело дискриминационного подтекста. Оно имеет буддийское происхождение и взято из таких текстов, как Лотосовая сутра и Сёбогэндзо-дзуймонки Догэна (в последнем хининами названы монахи как отдалённые от общества лица.

В Японии словом «хинин» в 842 году впервые назвали Татибана-но Хаянари, обвинённого в государственной измене: император перед ссылкой отнял у него фамилию и титулы, присвоив вместо этого фамилию «Хинин».

«Хинином» себя называл один из влиятельных деятелей буддизма начала периода Камакура — Мёэ, он даже включил это слово в свой титул и стал подписываться «хинин Кобэн из школы Кэгон» (яп. 華厳 高辯 非人?). Мёэ также был известен усилиями, направленными на помощь больным, умирающим и мёртвым, для чего он придумывал очистительные молитвы (выступая при их чтении в роли возвращающего святость и чистоту хинина).

Этим же термином называли и продолжают называть существ восьми классов  (дэвов, нагов, асуров и других).

История появления.

Первые сведения о хинин относятся к началу периода Хэйан (794—1185). Изначально хинин убирали тела умерших животных и исполняли обязанности, связанные с похоронами, а также очищали синтоистские святые места; статус хинин они получали добровольно, зачастую чтобы покинуть общество и избавиться от уплаты налогов; среди таких хинин было некоторое число святых.

Жёны (вернее, сожительницы, так как хинин было запрещено заключать браки даже с другими хинин, в отличие от эта) и дочери хинин иногда ходили по улицам в шляпах в форме зонтиков, распевая песни под сямисэн; из окон им бросали деньги, благодаря чему за ними закрепилось прозвище «оконные гейши» (яп. 窓芸者 мадо-гэйся?);

сами нищие-хинин обычно сопровождали попрошайничество пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, предсказаниями, фокусами.

В 1710 году актёры кабуки, но и кёгэна были демаргинализованы и выведены из категории хинин, однако другие религиозные и артистические представления (и их исполнители), в частности, дзацугэй (яп. 雑芸?, акробатика, магия, марионетки, представления с обезьянами) и дайдогэй (яп. 大道芸?, уличные представления) перестали официально считаться религиозными и быстро потеряли культурную ценность.

Многие учёные придерживаются мнения, что изначально хинин считались не отбросами общества, а носителями некой очищающей силы; впрочем, ко времени средневековья они были понижены в социальном статусе до изгоев.

К XII веку кое-где хинин уже были организованной социальной группой, имели вождей (яп. 長吏 тё:ри?) и глав (яп. 非人頭 хинин-гасира?) (подчинявшихся вождям; в Эдо их было 4, иногда 5), и в XIII—XIV веках представляли вооружённую силу.

С течением времени к моменту позднего Средневековья хинин из избегаемых превратились в дискриминируемых. С другой стороны, в Осаке об изгоях не было известно до 1660—1680-х годов.

Позднее Средневековье.

Судя по имеющимся законам 1770-х, 1830-х и 1853 годов, запрещающим эта и хинин появляться на улицах вне своих кварталов и работать на несвойственных им работах, буракумины не были согласны с существующей стратификацией, хотя и предпочитали молчаливое игнорирование законов протестам из-за отсутствия организованного лидерства. Единственный известный пример восстания — волнения, произошедшие в 1855—1856 годах в Бидзэне (Окаяма), когда эта и позже присоединившиеся к ним хинин числом до трёх тысяч выступили против недавно принятых законов, ограничивавших разрешённый цвет одежды изгоев тёмно-синим и тёмно-коричневым. В последние годы правления сёгуната Токугавы также были отмечены протесты против ужесточения законодательства в Мацухиро (Нагано) и Тамбе (предместья Осаки).

После начала правления Бакуфу государственная дискриминация сперва была относительно слаба, но новое правительство с 1715 по 1730 годы приняло ряд законов, которые, во-первых, отделяли изгоев «сэммин» от простых «горожан рёнин», а во-вторых, усиливали стратификацию среди самих сэммин с целью получения вооружённой силы для подавления крестьянских восстаний. Среди прочих мер было перемещение поселений сэммин в центр фермерских, передача сэммин функций исполнителей наказаний и раздача некоторым хинин статуса фермеров (последнее — с целью усилить раздоры между эта и хинин).

В 1800 году в Канто насчитывалось 7720 изгоев: 5664 эта и 1995 хинин; в Эдо насчитывалось 232 домовладенй эта и 734 — хинин. В Хиросиме в 1825 году изгои составляли 5 % населения, а столетием раньше — 2 %. Согласно дальнейшим переписям, в 1869 году в Осаке было 395 домов хинин, в 1871 по всей стране насчитали 23 480 хинин, 281 311 эта и 79 095 прочих неприкасаемых.

Иерархия

В Эдо, Киото и Кокуре эта стояли выше хинин; в Коти и Фукуяме — наоборот, а в Хиросиме эта не было вообще.

Среди хинин также существовала своя иерархия, в частности, выделяли чистильщиков (яп. 清目 киёмэ?), диких хинин (яп. 野非人 нохинин?) и зарегистрированных хинин (яп. 抱え非人 какаэ-хинин?). При этом зарегистрированные хинин должны были охранять город от диких хинин, либо заставлять тех осесть и получить бирку нищего. Дикие хинин обычно были крестьянами, спасавшимися от голода.

В некоторых городах хинин делились на три категории: хинин по рождению, хинин из-за наказания и простые люди, ставшие хинин. В Эдо XVIII века хинин по рождению не могли стать горожанами, однако если статус хинин был получен человеком, рождённым с другим социальным статусом, то его родственники имели право в течение десяти лет подать прошение Дандзаэмону из Асакусы. В других городах любые хинин могли пройти церемонию «омовения ног» (яп. 足洗 асиарай?) после того, как найдут себе уважаемого спонсора и заплатят некую сумму денег.

Внешний вид и быт

Согласно закону, хинин не могли носить шёлка, только хлопок, обязательно стригли волосы, им было запрещено носить обувь, головные уборы и одежду ниже колена, выходить на улицу ночью, они не могли появляться вне своего района; женщинам-хинин запрещалось сбривать брови и чернить зубы как остальным замужним японкам; лишь вожди-тёрин имели право надевать хаори, но без оби, и не стричь волосы.

При первом нарушении правил хинин выносили предупреждение; на второй раз им татуировали плечо, на третий — левое запястье, а на четвёртый — убивали; в 1790 году правила ужесточили, и первый этап исчез. В домах хинин (яп. 小屋 коя?) размером восемь дзё (около 350×350 см) была крыша, но не было ни пола, ни перегородок сёдзи.

Эдоский Дзэнсити был богатым человеком: он был равен хатамото с содержанием в 3000 коку риса и доходом чуть менее 600 золотых рё; в 1848—1854 годах его власть простиралась на 6000 домовладений. Его дом в начале периода Мэйдзи имел общую площадь в 152 дзё и 14 комнат. В его усадьбе был большой пруд. После реставрации Мэйдзи это здание было отдано под школу; сейчас в нём располагается частная старшая школа Дайто.

Несмотря на богатство, даже самые влиятельные из сэммин за пределами своих районов оставались неприкасаемыми. К примеру, Дандзаэмон любил посещать дорогой ресторан в Эдо, где его кормили в отдельной комнате. Если по какой-либо причине ему приходилось принимать пищу в общем зале, то татами, на котором он сидел, после него заменяли на новый, чтобы не «загрязнить» других гостей.

Религия

Большинство изгоев к XVIII веку принадлежало к буддийской школе Дзёдо-синсю, и правительство Токугавы выпустило указ о помещении всех храмов дискриминируемых групп под юрисдикцию этой школы. Некоторые монахи считали, что пребывание среди изгоев позволяет ощущать прямое покровительство будд, ками и императора.

Деятели буддизма Мёэ, Эйдзон и ученик Эйдзона Нинсё уделяли много времени помощи хинин и другим отверженнымым. Эйдзон в 1269 году устроил грандиозную церемонию подаяния милостыни по случаю освящения статуи Манджушри в храме Ханнядзи (яп. 般若寺?) на севере Нары. В качестве дарителей участвовало до шести тысяч людей. От двух до трёх тыяч хинин посетило церемонию и последовавшую раздачу риса, соломенных шляп, татами, вееров, сковородок, игл и ниток, а также белой материи. Аналогичная благотворительная акция была проведена Эйдзоном в 1282 году. Помимо этого Эйдзон стремился организовать хинин, дать им работу и улучшить поведение.

Возле храма возникло поселение хинин, которое стало одним из самых больших и влиятельных в Западной Японии, с ним могло сравниться лишь киотоское Киёмидзудзака (яп. 清水坂?). Храм Кофукудзи, родительский для Ханнядзи, выделил хинин некоторые площади в Наре для попрошайничества, что позволило, с одной стороны, получать часть их заработка в виде «налога», а с другой — давал нищим возможность забирать себе в поселение прокажённых.

Проказа

В Средневековье проказа считалась наказанием за грехи в прошлых жизнях, и прокажённые часто попадали в класс хинин. В литературе периода Камакура (1185—1333) описаны случаи, когда больной вместе с семьёй отправлял главе хинин дары перед тем, как стать одним из них. В период Эдо появилось поверие, что от болезни может избавить паломничество в дом умершего от проказы Като Киёмасы в Кумамото или по 88 храмам Сикоку.

Эдо

Вождём хинин Эдо, а также всего региона Канто с XVII века был Курума Дзэнсити (яп. 車善七?), он жил в Асакусе и подчинялся вождю эта, Дандзаэмону[ja] (яп. 弾左衛門?). Дандзаэмон происходил из рода Ияно, который c 1590 года проживал в Нэриме, а в 1657 по приказу переселился в Асакусу.

В 1722 году Курума Дзэнсити заявил, что у него есть бумага, согласно которой он является главным над всеми хинин и эта, и, несмотря на то, что бумага была очевидной подделкой, власти воспользовались ситуацией для укрепления контроля над изгоями, и в продолжение позднего периода владычества Токугав хинин оставались под властью Дандзаэмона из Асакусы, хотя контроль Дандзаэмона над эта был более всеобъемлющим, чем над хинин.

Весь город был поделён между группами хинин; помимо общественных работ (правительство нанимало Куруму Дзэнсити на работы, а он отряжал своих подчинённых, позже передавая им в оплату часть денег администрации) они могли также выполнять поручения жителей «своего» района, охранять дома купцов от других хинин, а для поддержания хороших отношений с богатыми нанимателями хинин могли посещать их дома в праздничные дни с поздравлениями.

Иерархия и основные занятия эдоских глав хинин перечислены ниже.
Курума Дзэнсити: управление всеми хинин города, сбор налогов и распределение денег, полученных от города за работу; контроль хосписов (яп. 溜 тамэ?) в Асакусе. Мацуэмон (яп. 松右衛門?): заместитель Дзэнсити по хосписам в Синагаве и казням в местам казней в Судзугамори[en]. Дзиробэй (яп. 次郎兵衛 дзиро:бэй?): вопросы, связанные с префектурой окрестностей Кёбасигавы.
Синсиро (яп. 新四郎 синсиро:?): вопросы, связанные с префектурой окрестностей Ёккаити (Нихомбаси).
Тёбэй (яп. 長兵衛 тё:бэй?): вопросы, связанные с Тэмматё-роясики.
Дзэндзабуро (яп. 善三郎 дзэндзабуро:?): территория Фукагавы до ворот святилища Томиоки Хатимана.
Содзаэмон (яп. 惣左衛門 со:дзаэмон?): уборка трупов казнённых в окрестностях Асадзигахары (яп. 浅茅ヶ原 асадзигахара?).
Кюбэй (яп. 久兵衛 кю:бэй?): окрестности Ёёги.

Северной частью города управлял Дзэнсити, южной — Мацуэмон, Дзэндзабуро прислуживал Дзэнсити, а Кюбэй — Мацуэмону.

Исчезновение

После вступления в 1871 году в силу антидискриминационных законов хинин, в отличие от эта, полностью ассимилировались, так как они не были обязаны жить в отдельных кварталах. Дискриминация потомков эта (называемых теперь буракумин) продолжается в современной Японии.