Идея делать клипы с использованием кадров собственной съемки и кадров любимого фильма для нашего сайта не нова.
В 2008 (или около того?) мы сделали небольшой видеоролик «9 рота пакемонов«. Это был подарок на день рождения одному из героев съемки и несколько очень веселых путешествий по местам киносъемок фильма «9 рота» в Крыму. В основном наши съемки проводились там же, где снимал Бондарчук.
Для монтажа мы пользовались очень простым приемом: взяли начальные титры фильма, которые шли под музыку (обе дорожки — видео и аудио), но вместо титров, букв, вставили свои кадры. Вставка по английски insert, эта опция была на установках линейного монтажа в 1990-е годы на кабельных каналах и частных телестудиях.

Генуэзская крепость в Судаке идеальное место для этюдов в стиле Средних веков, прокат доспехов, костюмов, оружия, мастер классы ремесла, фестивали

Генуэзская крепость в Судаке идеальное место для этюдов в стиле Средних веков, прокат доспехов, костюмов, оружия, мастер классы ремесла, фестивали

В приложении мы представим удивительно хорошо снятый свадебный ролик 2012 года — по мотивам фильма «Кавказская пленница«, где реальные жених и невеста, а также их родственники и друзья сыграли не свадьбу, а сыграли классическую историю знакомства русского парня и кавказской девушки. Свадебный ролик мастерски использовал звуковую дорожку этого фильма. А для полноты эффекта использовал цифровые «царапины на кинопленке».
Сейчас существует очень много программ нелинейного монтажа, которые доступны для мобильных телефонов, планшетов. ноутбуков и компьютеров. В линейном монтаже каждый «кусочек» видеосъемки склеивается последовательно, в линию. В нелинейном на экране (рабочем столе) все ваши фрагменты и весь фильм изображены сразу. Можно распределить вашу съемку по всему времени (хронометражу) фильма. Или сделать небольшой видеоклип из самых ярких кадров фильма и вашей съемки. Важно при этом не разрушить целостность фильма, не сдвинуть синхронное звучание звука относительно картинки, видео.

Перед тем, как изменять фильм (можно ведь ввести в него дополнительную сюжетную линию с вашими героями и полностью переделать финал, концовку — ведь хотелось не раз?!), надо сделать его раскадровку: хронометраж в виде таблицы с характерным кадром, часы-минуты-секунды и название этого эпизода (коротко, как вы его понимаете). Картинка позволит вам выбирать, какая съемка вам по силам сейчас, что попроще, и какая на будущее. Нужны картинки и общий планов с природой, крепостями, сервировкой столов, кораблями, шатрами и прочим. То есть, раскадровка делается один раз очень подробно. Можно иметь ее в электронном виде на планшете, ноутбуке, а лучше на бумаге, потому что ваши съемки будут идти всегда на ярком солнечном свете.
Удобнее командой обсуждать раскадровку на бумаге.
Самое разнообразное по пейзажами и архитектуре место в Крыму, а может и в мире это Алупка. Рядом в Мисхоре находится нижняя станция канатной дороги на Ай-Петри, так что снимать можно не только вечное лето субтропиков, в январе — апреле ещё и зиму.

Алупка и Ай-Петри

Алупка и Ай-Петри

Режим assemble более сложный (о нем отдельно).

В современных фильмах музыкальная дорожка, саундтрек, обязательно идет под финишные титры. Обычно это 3 или даже 5 минут. Ваши первые инсерт-этюды лучше всего монтировать именно на эту музыку, чередуя 4-10 секунд оригинальных кадров фильма и 4-10 секунд вашей съемки, по ритму музыкальных фраз. Если вы уже умеете монтировать клипы с рваным ритмом в 2 секунды… Ну, пробуйте!
Наверное не надо убеждать, что в Крыму можно снять вставки (инсерты для большинства культовых советских и российских фильмов.

Недавно я увидел объявление в официальной группе МДЦ «Артек«, что там ищут специалистов по видеомонтажу для работы с кино-отрядами. В Артеке снималось очень много фильмов, сотни, а может и тысячи. Но главное, что там можно снять видеопародии или просто инсерты (врезки) на ЛЮБОЙ фильм: исторический, реалистический, инопланетный и фантазийный. Даже на мультики. О точках на территории Артека чуть позже.
А пока представлю самое лучшее место для инсерт-этюдов: Воронцовский дворцово-парковый комплекс в Алупке. Территория общедоступная, снимать можно круглый год. Ландшафты от суровых нордических до буйных тропических. Архитектура — готическая и мавританская с очень разнообразными стилистическими переходами. Очень хороший природный свет, поскольку обращенность к югу, отражающая роль моря.
План-схема Воронцовского дворца и парк в Алупке, Крым
Я попробую сделать общее Методическое руководство, которым смогут пользоваться вожатые в любом детском творческом лагере, ну и, конечно, руководители кружков (театр, фото, видео, танцы, моделирование, история, краеведение, туризм) в центрах детского творчества, а также организаторы частных фотошкол.
Я буду подразумевать такие популярные сериалы: Гарри Поттер, Хроники Нарнии, Пираты Карибского моря, Игра престолов, Звёздные войны, Властелин колец. Но никаких границ не существует. Цифровые технологии съемки и нелинейного монтажа позволяют делать с аудио и видео все, что придумаете. Поэтому развивать в себе надо только творчество и ремесло.

Костюмы героев

Костюмы героев «Звездных войн» настолько популярны и общедоступны, что на Украине уже не один год в выборах участвует Интернет-партия и лично Дарт Вейдер. Вполне понятно, что между выборами члены партии работают аниматорами на детских днях рождения и корпоративах.

Ремесло на самом деле важнее. Я ничем не могу помочь гениальному человеку. Но человеку способному и талантливому, даже если ему 5 лет, то есть читать и учиться он уже может, я помогу. Конечно не сам. Потому что кино-творчество это работа командная. Поэтому моя Методичка для взрослого человека с образованием и командой учеников.

Возвращаясь к Методичке. Это общая схема экскурсии и практических занятий в парке или игровом городке. В Новую Зеландию, Мексику, Исландию никого не зазываю. ВСЁ можно снять вблизи от дома. Тут главное не экзотика, а навыки ремесла. Думать, пробовать, обсуждать. Еще думать и еще пробовать. Любую страну мира можно снять в Крыму.

Но если мы ведем речь о взрезках, вставках видео в режиме insert, для чего надо снять только крупные или «американские» планы на размытом фоне, или на фоне скал, крепостной стены с кладкой из «дикого камня», то подойдет любой детский парк или игровой городок, или загородная база отдыха ЛЮБОГО города. Не думайте о деньгах и затратах, решайте творческие задачи! Прокат сценических и карнавальных костюмов обычно есть во всех городах в центрах детского творчества и театрах, существуют и множество частных прокатов — это несложно найти в Интернет.

Этюды для врезки в любимый фильм или сериал надо делать по классическим канонам.

Но для экономии на декорациях, костюме и реквизите мы советуем снимать только два плана: крупный (то есть только лицо, и даже сверхкрупный — только глаза или другая часть лица) и американский (голова и руки).

Средний план (фигура целиком) вполне хорош, если вы снимаете стрельбу из лука (это легко сделать в Судаке и многих других местах Крыма) в средневековой одежде. Общий план — ваш герой в средневековой крепости или на парусном корабле, в киношном костюме и полном вооружении — да, в принципе и это возможно. Но не сразу!

Большой хаос парка имения Воронцовых в Алупке

Большой хаос парка имения Воронцовых в Алупке

Общий план требует одиночества в кадре вашего героя. И ландшафтов, которые сами по себе нетипичны и удивительны. Возвращаясь к Воронцовскому парку в Алупке. Большой хаос. При монтаже такие кадры сложно совместить с фильмом, если он снят в другом месте. Но понятно, что в «родной фильм» инсерт сделать проще.

Компьютерные программы нелинейного монтажа позволяют изменять цветовой спектр вашей съемки, то есть, как и в фотошопе для одного фото вы можете сделать мистическо-багровые или зеленовато-инопланетные тона, можно изменить «атмосферу» (как сейчас модно выражаться в соцсетях) всей вашей съемки. Главное, чтобы исходник, оригинал был снят с хорошим солнечным светом (не полуденным, желательно, а утренним или вечерним) с  хорошей резкостью.

Ну теперь, раз уж обещали Методичку, будем излагать от простого к сложному.

1. Съемка инсерт-этюдов без костюмов и без сюжетных идей: пиры с тостами, оценочные и ругательные восклицания или просто «А что вы тут делаете?» .

2. Мистические деревья, магические начертания на стенах и скалах, обнимашки с окаменевшими грифонами, драконами, львавами, химерами и ежиками. 

3. Лошадка и морковка. Снимаем кавалерийскую атаку.

4. Съемка в доспехах, стрельба из лука, вострение меча. Геральдика (флаги и гербы), киношные наряды и драгоценности.

5. Колдовские книги, карты сокровищ, свечи, снадобья, рахат-лукум и прочие приворотные зелья.

6. Съемка парусников, шторма на море, пиратской отваги.

7. Игра на средневековых и кино-фэнтезийных музыкальных инструментах.

Для тех, кто уже понял как снимать, и что могут изображать герои вашей съемки, подскажем несколько мест: Воронцовский дворцово-парковый комплекс в Алупке, Ботанический сад Крымского университета в Симферополе (есть классический дом со львами, флигель в восточном стиле, башня обсерватории, восточный постоялый двор, удивительные старые деревья — чинары, грецкие орехи и прочее, футуристические железные «грибочки»), пещерные  города Бакла, Тепе-кермен и Эски-кермен, МДЦ Артек (башня над Султанской скалой, скалы у пляжа Суук-су, старый карьер на Аюдаге), крепость в Балаклаве, скалы Симеиза, Долина Привидений над Алуштой, крепость в Судаке, Казантипский заповедник, карманные пляжи Караларского берега Азовского моря. Для первых этюдов выбирайте место поближе!

1. Съемка инсерт-этюдов без костюмов и без сюжетных идей: пиры с тостами, оценочные и ругательные восклицания или просто «А что вы тут делаете?» 

Это не вставка (инсерт), а врезка. Втупую прерываете фильм с классическим вопросом

Это не вставка (инсерт), а врезка. Втупую прерываете фильм с классическим вопросом «А чё это вы тут делаете?»

а) сложности монтажа. Вам надо будет, не теряя целостности фильма, разорвать и раздвинуть обе дорожки (видео и аудио) в таком месте, где нет диалогов и музыки.
б) режим монтажа essemble!
в) съемка не требует никакой атрибутики, связанной с фильмом. Но! Герой должен быть сам по себе запоминающимся и харизматичным. Его костюм (напомним, американский план — лицо и руки!) и артефакты должны как можно лучше и ярче НЕ соответствовать фильму. То есть влезть в «Звездные войны» с вязальными спицами, с мороженым в «Гарри Поттер», с гамбургером в «Игру престолов» и отчетливо, с хорошей дикцией произнести пару запоминающихся слов. Нужен талант!
Текст реплики нужен короткий, но интересный. Есть люди, которые привыкли разговаривать с телевизором. Ну пусть выскажутся! Ведь можно кого-то из персонажей фильма похвалить, кому-то скрутить кукиш, кому-то скривить рожу и высказать в рамках цензуры свое оценочное суждение.
г) при съемке лучше размытый фон! А вот лицо с очень хорошей резкостью. Поэтому снимать надо при хорошем солнечном освещении.
д) если оценочное суждение относится к конкретному персонажу фильма, то при монтаже надо изобразить диалог. Это значит, если в оригинале крупный план персонажа кино в левой половине кадра и смотрит в центр кадра, то ваш новый  персонаж должен быть в правой половине кадра и обращаться (смотреть) влево! и представить себе того самого киношного! Впрочем, при монтаже кадры можно отображать зеркально.

Самые простые оценочные суждения и жесты можно для пиратских и морских фильмов снимать в воде. Вашему герою понадобится только бандана и, возможно, переводные или рисованные гелиевой ручкой татуировки. В магазинах приколов продаются и наклейки с кровавыми дырами от пуль и прочее. «Вшивать» в фильм такие сценки надо по принципу «глаза в глаза«. Если в фильме на борту корабля герои сняты снизу, значит вашего нового героя нужно снимать сверху и обращаться он должен на высоту борта корабля, то есть с очень задранной головой.

Как вариант оценочных суждений с тем же американским планом вы снимаете любое разумное количество выпивающих взрослых людей — застолье, пир. Они могут произносить тосты за здоровье персонажей фильма, желать им удачи, или высказывать то, что обычно говорили телевизору.
Более сложный и дорогой костюмированный вариант пира требует такой же сервировки как в оригинальном фильме и костюмов (выше пояса). Принцип монтажа тот же «супротивно-диалоговый». Если ваш новый персонаж обращается к «старому» персонажу оригинала фильма, значит они в противоположных половинах кадра, а взгляды их направлены «друг на друга». Крупность планов должна быть примерно одинакова, если у вас диалог.

Если ваш новый герой обращается ко всей «братве» в фильме, то они могут быть общим планом (то есть их на экране много), а ваш герой снят американским планом — голова и руки. Голова говорит, руки размахивают рюмкой и селедкой на вилке. Тут важно при съемке правильно указать куда именно ваш герой должен смотреть. Проще всего поставить ему выбранные для врезки кадры на экране планшета или ноутбука, установленного чуть ниже вашей видеокамеры.

2. Мистические деревья, магические начертания на стенах и скалах, обнимашки с окаменевшими грифонами, драконами, львавами, химерами и ежиками. 

В Горном Крыму есть целый растительный пояс, который называется буковое криволесье. Из-за обильных снегопадов ветви старых буков напоминают драконов, сказочных химер и многоглавых змеев. Отыскать интересное дерево, например старый тополь с огромным дуплом (портал для передвижения в параллельный мир) несложно в любом городе. Важно, чтобы мистическое дерево хорошо освещалось естественным светом, причем без резкой игры света и тени. Ну и чтобы возле него не бродили посторонние. Потому что мы в этой методичке речь ведем о штудиях, этюдах. Повторение — мать учения, если все ваши дубли будут с внятными и отмеченными в дневнике вариациями.

Мистические деревья дают силу. Как? Ну если о реальных обрядах тавров, а точнее их очень отдаленных потомков, то еще в 18 веке среди крымских греков зафиксирован обряд «ставрос» (крест). К очень толстому стволу дерева мужчина прислоняется спиной, раскинув руки крестом. Закрывает глаза, шепчет молитву с сокровенным желанием, медленно делает не открывая глаз и не опуская рук три шага от ствола.

Но фактура дерева сама подскажет вам что делать. Ведь в Крыму есть и очень красивые «бесстыдницы» — земляничное дерево с необычным ярким цветом стволов, которые временами полностью лишаются коры. Очень интересна  своими наростами на стволах чинара (платан восточный). У самого обычного конского каштана зимой необыкновенно изящная и четкая графика ветвей.

Мраморные и литые изваяния львов (Аслан!), драконов, химер, грифонов (в Керчи их десятки тысяч!), а современном «кунст ин бау» еще всевозможных забавных зверушек, фэнтезийных персонажей, мотоциклов-харлеев и ковровцев — всё это очень надежные и очень стабильные партнеры для ваших секретов, молитв, жалоб, сокровенных просьб, магии, поцелуев, поглаживаний… Играйте!

Кадр в кино это всегда действие. Замирать как на фото не нужно, но нужны осмысленные и четкие действия с размеренным ритмом. Жесты, мимика (выражение лица). Подмигнуть (не быстро! иначе камера потеряет резкость), скривить губы — неспешно и с понятным смыслом, погрозить пальцем — ну, ежику, например.

3. Лошадка и морковка. Снимаем кавалерийскую атаку.

Кавалерийские атаки обязательный элемент любого приключенческого фильма, при этом по съемке — сложнейший. Но если у вас есть красивая и смирная лошадка с гривой в косичках, огромными выразительными глазами, блестящей фантазийной сбруей, то стать участником мощной атаки всадников будет несложно.

Опять о методике. Боевой конь это настолько ценное учебное пособие для наших инсерт-этюдов, что заниматься надо группой. У каждого участника съемки должна быть в руках большая длинная (для безопасности) морковка, лучше несколько по числу дублей. Морковка позволит установить эмоциальный контакт с лошадью. И это хороший сюжет на тему «моя первая кавалерийская атака». Американский план, в кадре голова лошади, морковка, ваши руки, ваша голова и плечи. Желательно экипировать голову и плечи. Нужен в меру военный головной убор, и боевой плащ. Вообще на всех этюдах киношная одежда нужна типа распашонки, которая одевается и снимается одним движением и подходит для всех размеров.

Процесс взбирания на боевого коня можно снимать, только если герой делает это ловко и если есть хороший фон (крепостная стена, скала, мистическое дерево, боевой шатер с развевающимися флагами). Боевое облачение героя должно быть полным! Еще и оружия — много! В Судакской крепости, в принципе, все это реально. Но не будем усложнять. Это как задача на перспективу.

Для этюдов нам нужна тщательная и уверенная отработка простых задач. В «реальную» (то есть снятую в фильме) кавалерийскую атаку мы будем вставлять только один план секунд на 10, ну сколько кто сможет кричать «уррррраааааа!». В  идеале это крупный план: грива лошади, уши, глаз и часть поводьев с рукой героя. Лицо героя прижато к гриве, глаза героически вперед, кричать особо громко не надо, но рот открыть широко, на зубы должен падать хороший яркий солнечный свет. Уж совсем в идеале нужна еще хорошо отполированная силуминовая сабля. Но это не для первых штудий ))

4. Съемка в доспехах, стрельба из лука, вострение меча. Геральдика (флаги и гербы), киношные наряды и драгоценности.

В Крыму реквизит, костюмы, доспехи и вооружение средних веков, также античного и варварского стиля и даже фэнтези и межпланетной фантастики несложно найти на Ялтинской набережной и в Судакской крепости. Там есть и подходящие задники (фон) и даже целые декорации с тронами, бутафорской лепниной, геральдиков, флагами и прочей атрибутикой. В порядке промышленного шпионажа изучите, распросите как это сделано, можно ли взять на прокат. Сразу ничего не покупайте, лучше взять в аренду, поработать, вникнуть. Реквизит под задачи каждой фотошколы определяют ученики и учителя, дух команды. Шаблонные решения и спешка не нужны. Штудия это долгая и методичная работа с каждым предметом. Даже какой-то перстень надо отработать сотни раз, заставить и его сыграть!

Некоторый выбор есть в Алуште, ну и на многих пляжах перемещаются бродячие фотографы с легкими наборами для викингов, варваров, римских легионеров, пиратов, восточных красавиц.

Из лука надо стрелять уверенно и правильно. Лучные тиры в Крыму бывают передвижные летом на многих пляжах, в Судаке их много в крепости, есть на набережной, бывают и в других местах. Вам для съемки нужен только американский план (голова и руки) только наложение стрелы и натягивание тетивы. Снять хорошо весь процесс стрельбы из лука достаточно сложно. И очень много возни даже хорошую съемку меткого выстрела вставить в фильм. Главное хорошо натянуть тетиву. Полет стрелы и меткое попадание легко пришить «родное реальное» из готового фильма.

Эмоционально сильными сценами подготовки к сражению за добро всегда были и будут сцены «вострения» меча. В крепостях и замках обычно несложно найти средневековый точильный круг, но подойдет и любое точило, какое даст вам человек, предлагающий мечи, топоры, алебарды и прочее холодное оружие в аренду для съемки. Сам процесс обучения заточке и полировке как раз идеальный сюжет: опытный воин (мастер оружейник наставляет новичка. Американский план (ноги в кадре не нужны, могут быть в кедах или шлепках), но выше пояса полная экипировка!

5. Колдовские книги, карты сокровищ, свечи, снадобья, рахат-лукум и прочие приворотные зелья.

При уверенных навыках съемки в помещениях можно пробовать этюды в стильных средневековых и фэнтазийных харчевнях, их достаточно много везде. Но придется потратиться. Обычно в меню есть блюда по рецептам из средневековых романов и фэнтази.

Но простое решение это любая старая толстая книга, которую можно уложить на скалу или бочку, или дощатый стол. Листание книги (американский план), шептание заклинаний (крупный — лицо и сверхкрупный план — губы), поджигание толстой свечи от тонкой.

Карта волшебной страны Нарния

Карта волшебной страны Нарния

Для мобильных съемок в поездках лучше всего отпечатать на ткани или тонкой замше старинную карту сокровищ. В фильмах фэнтази обязательно существует карта, собственно, это всегда главный артефакт фильма, который объединяет все его события. В Интернет несложно найти карту любой нужной вам сериальной страны.

Долгое и внимательное поедание волшебного рахат-лукума, взбалтывание в бутылочке приворотного зелья. Вот такие этюды и штудии.

6. Съемка парусников, шторма на море, пиратской отваги.

Пиратские костюмы это самое простое, что можно сделать самому и самое массовое в прокатах карнавальных костюмов. Стильные исторические и фэнтазийные парусники тоже на многих морских курортах не проблема, но фрахт обойдется дорого. Как вариант сделать самим небольшую декорацию, в которой обязателен штурвал и канаты для управления парусами. Уж совсем для начала подойдет просто пара канатов разной толщины, которые герой будет связывать морским узлом. Вот, собственно, первый сюжет. Американский план и крупный план. Ниже пояса можно быть в домашнем (шорты, тапочки), в кадре это не нужно.

Шторм на море снимать сложно, но весело, поскольку повторить технику съемки Чарли Чаплина это классическая задача и для операторов, и для актеров. Общий план. Нужна палуба — дощатый пол и дружное наклонное перемещение всех участников «шторма» от «борта к борту». Оператору при этом нужно болтать камеру, наклоняя ее в ритме «болтанки». Сейчас так никто не снимает, делают огромные каталки и палуба наклоняется реально, и актерам приходится даже падать, и воду на них выливают из огромных емкостей сразу 2-3 тонны. Ну это в наших этюдах лишнее. Просто для понимания, каких неприятностей и опасностей мы избегаем, если можем дружно с оператором изобразить, сыграть шторм.

7. Игра на средневековых и кино-фэнтезийных музыкальных инструментах.

В замках, крепостях, скансенах, тематических парках развлечений обычно продают недорогие яркие свистульки. Иногда есть возможность взять на прокат волынку, гусли, арфу, лиру, цитру, лютню и прочие средневековые инструменты, есть (с доставкой через Интернет) фэнтазийные музыкальные инструменты. Вопрос в том, чтобы уметь извлекать приемлимые звуки. Самое простое, но немножко затратное дело нанять уже на какое-то время интересно одетого и с занятным инструментом менестреля или скомороха с трещотками, дудками и рожками и снять процесс обучения. План американский. Одежда — исторический верх, свободный домашний низ.

Пока методическое руководство на этом прервем. Жду вопросов!

Приложение
Видео: Кавказская пленница 2012. Свадебный ролик.
Art Bakers

Опубликовано: 31 мар. 2013 г.
Кавказская пленница 2012. Bu film bəy, gəlinin və onların dostlarının iştirakı ilə çəkilmişdir. Toy günü film şənlik evinin monitorlarında göstərilən zaman toyda əməlli başdı ajataj yaranmışdır.
Кавказская пленница 2012. Этот фильм был снят с участием жениха, невесты и их друзей для показа на свадьбе. Во время показа на свадьбе был фуррор.