Продолжение.
Начало —  Энциклопедия старинной одежды, причесок, украшений. Русанов Владислав Адольфович: АбаБязь. 
ВакероДээл
Окончание — ИеКюрмо.  НабойкаОчки. Паволок — РяснаСабоЯхонт

Вологодская молодуха в праздничном наряде

Вологодская молодуха в праздничном наряде

Е

ЕНСИЗ — традиционная женская одежда у туркмен безрукавка, шитая в талию.

ЕПАНЧА, ЯПАНЧА (тюрк., букв «плащ, бурка»)-древнерусская одежда упоминается в «Слове о полку Игореве» (12 в.) длинный широкий плащ без рукавов. В 16-17 вв. бытовали епанчи суконные и валяные, отделанные золотым кружевом, галуном шелковыми строчками драгоценными пуговицами. Носили их люди зажиточные. Как короткая суконная накидка, епанча была введена Петром I в армейское обмундирование С конца 18 в ее стали называть «плащом». В качестве женской одежды типа широкого плаща упоминается еще в Библии (Ис 111 15-23) В России в 18-19 вв. бытовала «епанечка» — женский плащ до пояса без рукавов надевался поверх сарафана.

ЕРМОЛКА (тюрк.) — маленькая круглая шапочка из мягкой ткани без околыша.

Ж

ЖАБО (фр.) — кружевные или кисейные оборки по вороту или на груди мужской сорочки (мода 18 в.), стоячий воротник мужской сорочки выступающий над галстуком по обе стороны подбородка (19 в.), отделка из кружев или легкой ткани в сборку (разновидность кокилье — сильно расклешенная оборка) на груди у женской блузки или платья.

ЖАЗЕРАН (фр.) — золотая цепь филигранной работы, украшенная розетками с драгоценными камнями. В 16 в. ее укладывали в один-два ряда вокруг стоячего воротника, произвольно располагая оставшуюся длину на груди.

ЖАК (фр.) — в 13-15 вв. узкая короткая мужская одежда с короткими или длинными рукавами. Конструкция рукава легла в основу современного рукава реглан.

ЖАКЕТ (фр.) — в 13-15 вв. в период бургундской моды короткая распашная мужская одежда, полы которой расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии. Жакет имел стоячий воротник, рукава различного вида, чаще всего жиго. С течением времени претерпел множество изменений, пока не превратился в короткий однобортный сюртук. Кроме того, в настоящее время так называют короткую женскую верхнюю одежду, обычно в талию. Жакет зуав — назван так в честь легкой пехоты во французских колониальных войсках, сформированной в Алжире в 1831 г. из арабов и французов и напоминает форму зуавов. Это короткий расшитый жакет, украшенный позументом. Вошел в моду в 1831 г., и носили его с кринолином.

ЖАКОНЕТ (фр.) — род муслина.

ЖАРРЕТЬЕР (фр.) — в 17 в. во Франции мужские широкие подвязки с бахромой, на которых держались чулки.

ЖЕГДА, ЖЕГДЕ — традиционная женская накидка типа паранджи у узбеков и каракалпаков (у последних — без чачвана).

ЖЕМЧУГ — шарообразной или неправильной формы образование, развивающееся в теле некоторых моллюсков, главным образом жемчужниц. Используется для украшений. В 20 в. приступили к искусственному выращиванию жемчуга (в Японии,например). Жемчуг барочный, или зобный — жемчужины неправильной формы, овальные, грушевидные. Жемчуг бурмитский — большие жемчужины ровной круглой формы. Жемчуг гурмыжский- в 15 в. на Руси жемчуг, привезенный с Востока, из Ирана. Жемчуг морской — по красоте приравнивается к драгоценным камням и, подобно камням, может заключаться в оправу из драгоценных металлов. Ценность жемчуга определяется цветом, величиной, формой. Восточный жемчуг — «ориенталь» — имеет бледно-желтый отлив в частности цейлонский- светло-серебристый, американский -голубоватый отлив, жемчуг может быть даже красноватого и черного цветов. Что касается величины и формы, высоко ценятся бурмитский жемчуг и паранаоны. В 16 в. лучшими в Европе считались две жемчужины из приданого Екатерины Медичи, когда в 1535 г. она вышла замуж за герцога Орлеанского. Они были подарены потом Марии Стюарт, а после ее казни достались Елизавете Английской. Известна жемчужина величиной с голубиное яйцо, привезенная из Панамы испанскому королю Филиппу II в 1579 г. Одной из самых красивых и ценных жемчужин в мире считается перл «Регент», хранящийся в Государственном алмазном фонде России. А в 30-х гг. 20 в. в Филиппинских водах была найдена совершенно невероятная жемчужина, весившая около 6 кг. Жемчуг — первое из известных людям драгоценных украшений. Упоминания о нем присутствуют в древних летописях и легендах. Известно что 27 веков назад жители Древнего Вавилона добывали жемчуг в Персидском заливе. Упоминается о нем в древнеиндийских «Ведах» при посвящении в брамины человеку на шею вещали жемчужину — как амулет, защищающий от зол.  Древнеиндийские воины украшали им свои щиты, придавая себе таким образом силу. В древнекитайской книге «Эръя» отмечалось, что главным из приношений, подносимых легендарному императору Юю, который правил 42 века назад, был жемчуг. Именно в Китае сложилась традиция (которая затем перешла в Японию) — придавать форму жемчужины драгоценным камням. Ранг каждого сановника обозначался шариком на его головном уборе, шарики вытачивали из нефрита, коралла, но именно жемчужный шарик свидетельствовал о высшем ранге. Древняя Греция узнала о жемчуге от финикийцев. После греко-персидских войн и походов Александра Македонского в Индию, о нем все чаще упоминают в греческой литературе. До 15 в., когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ. В средние века его не столько носили, сколько хранили и любовались им. В Европе редчайшие жемчужины украшали церковные алтари. На средневековом Востоке три драгоценных камня соперничали меж собой — рубин, изумруд и жемчуг. Из этих камней составлялись так называемые «бусы царствования» бусиной отмечался минувший год правления Бируни писал, что «у Хосроев такими бусами служили превосходные ослепительные жемчужины». Жемчуг пользовался огромной популярностью у римлян, и римская мода на жемчуга вернулась когда наступила эпоха Возрождения. Любая светская церемония превращалась в парад жемчужных украшений. Жемчужные ожерелья присутствуют почти на каждом женском портрете того времени. Имели успех и жемчужины неправильной формы — их применяли в произведениях прикладного искусства. В моде были также серьги с каплевидными жемчужинами. Мелкий жемчуг был популярен в 16 в., когда женские наряды украшали жемчужным шитьем. Жемчуг речной — в недалеком прошлом им изобиловали северные реки и озера обоих полушарий. Он также бывает разных цветов но обычно уступает морскому по красоте и величине. На Руси этот пресноводный жемчуг назывался «скатень» и по ценности шел за алмазом. Русские жемчуголовы крепко хранили свои секреты места, где можно найти интересные раковины, как вынуть жемчужину из раковины, чтоб моллюски не погибли сколько времени держать жемчужины за щекой как мыть в слабом щелоке, как выдерживать в травяном настое, как потом полировать. Считается, что при должной обработке жемчужина живет около 150 лет. При неумелой обработке (или позже, если ее не носят, или владелец тяжело болен) она быстро тускнеет, как бы съеживается. В 11-12 вв. жемчуг прочно вошел в обиход жителей Архангельской, Новгородской, Псковской губерний. Им расшивали парадные царские и боярские одежды, праздничные народные костюмы, сарафаны, рукава и вороты сорочек, кокошники, высоко ценились скатные прошивки поднизи подвески рясна жемчужные нити вплетались в косы. Особенное развитие жемчужный промысел получил при Петре I. В Москве были созданы фирмы, торговавшие изделиями только из русского жемчуга его в больших количествах вывозили за границу. Его красота и ценность привели к тому, что отлов велся хищнически и к началу 20 в. промысел пришел в упадок. В настоящее время идет работа по возрождению жемчужных колоний.

ЖЕМЧУЖНИК — женский головной убор — кокошник, сорока, — украшенный жемчугом, поднизь на кокошнике, венце.

ЖИГО (фр.) — в 13-15 вв. в эпоху бургундской моды рукава к мужским жакетам, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти руки. В них часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава спускались вдоль тела чисто декоративно.

ЖИЛЕТ (фр.) — мужская (позднее и женская) одежда без рукавов. Название вошло в обиход во Франции в 17 в. и происходит от имени персонажа комического театра — Жиля. Изготавливались жилеты из белого пике, шелка бархата, из набивной ткани с рисунком в цветочек, полоску клетку украшались вышивкой и дорогими пуговицами. В 18 в. жилеты появились и в России, хотя во времена Павла I (1796-1801) были запрещены как проявление французского мятежного духа. К 30-м гг. 19 в. они уже не считались в России иностранной модой. Более того надевать два-три жилета вместе считалось особенно элегантным. Менялась форма, менялись ткани, были жилеты двубортные и однобортные со множеством карманчиков с воротниками или без, на дорогой подкладке из пунцового шелка и бесценных шалей «Делать нечего, буду снаряжать свой бальный костюм пюсовый (те блошиного цвета) фрак и белый жилет с поджилетником из турецкой шали, разоденусь хватом (франтом)«, — писал С.П. Жихарев. В настоящее время жилет — популярная мужская и, особенно, женская одежда, они украшаются вышивкой, аппликациями и всевозможными аксессуарами (например, мужской галстук к дамскому жилету).

ЖИЛЬЦЫ — в 10-12 вв. на Руси — уездные дворяне, жившие при государе временно, на воинской службе, — почетная дворцовая стража, созданная при Иване IV. Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями. На голове были шапки типа мурмолок с меховой опушкой, на ногах — цветные сапоги.

ЖИПП (фр.) — в 11 — 12 вв. узкий жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.

ЖУПАН — на Руси простой кафтан или зипун; на Украине — теплая верхняя одежда, род охабня, шуба, тулуп.

ЖУРНАД (фр.) — в 15 — 16 вв. кафтан с длинными рукавами, который можно было носить, не вдевая руки в рукава, поверх лат (рукава при этом могли подвязываться сзади).

ЖЮСТОКОР (фр.) -длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами с карманами. В 60-х гг. 17 в. по указанию Людовика XIV появляется так называемый «жюстокор по привилегии» — синий на красной подкладке, расшитый серебром и золотом, — который имели право носить только члены королевской семьи, включая самого короля (всего пятьдесят человек). В дальнейшем Людовик XIV использовал покрой жюстокора для военной формы. Различия в цвете, отделке, покрое указывали род войск. В 70-х г.г. рукава жюстокора удлиняются и дополняются отложными манжетами, из-под которых выпускались кружевные рукава рубашки. Верх жюстокора не застегивался, и на него выпускалось кружевное жабо рубашки. Кружевной воротник выходит из моды, его заменяет галстук с кружевными концами. В 80-е г.г. жюстокоры начинают делать из вошедшей в моду полосатой ткани;их украшают золотым позументом и большим количеством пуговиц. В течение ближайших лет фасон жюстокора часто меняется его приталивают еще больше, расширяют в боках с помощью складок, носят не застегнутым. На карманах меняют вид и расположение фигурных клапанов. Зимние жюстокоры шьют на меху. Начиная с середины 18 в. жюстокор с эполетом (пучок лент) на правом плече появляется в женском охотничьем костюме. Его перетягивают в талии шарфом, носят с широкой распашной юбкой и шляпой, украшенной страусовыми перьями. Во второй половине 18 в. жюстокор представляет собой длинный кафтан с узкими плечами, без воротника, плотно облегающий фигуру. В боковых швах имеет по пяти-шести складок-фалд, сзади разрез с фальшивой застежкой. В этом своем виде он получает название «аби». В начале 19 в. название «аби» переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

З

ЗАМША (нем.) — мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей, имеет бархатистый вид, образуемый вспушенными волоконцами сетчатого слоя кожи; хлопчатобумажная или шелковая тяжелая прочная ткань с густым, коротко подстриженным начесанным ворсом на лицевой стороне, — по структуре сходна с вельветоном, но плотнее и тяжелее его. Как кожа, используется в кожаной галантерее, в обувной промышленности; как ткань — при шитье верхней одежды. Выпускается также искусственная замша — заменитель кожи на тканевой основе с ворсистой лицевой поверхностью.

ЗАПАСКА — традиционная женская одежда на Украине: род запашной юбки из двух полотнищ темной шерстяной материи, одно подвязывается спереди. другое — сзади. (См. также Дерга, Плахта.)

ЗАПАШНАЯ ОДЕЖДА, или НЕСШИТАЯ — см. Одежда запашная.

ЗАПОН — традиционный женский передник у народов Восточной Европы.

ЗАПОКА — в 10-13 вв. на Руси женская одежда, представляющая собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы, короче рубахи. Всегда подпоясывалась.

ЗАРУКАВЬЯ — в 10-13 вв. (домонгольский период) на Руси неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые, которые иногда надевали на рукава мужской рубахи. Прототип будущих манжет.

ЗАЩИПКИ — мелкие складочки, строчатся шириной 0,1 см. На изделии располагаются группами, используются как отделка для блузок, платьев и т.п. Защипки шире 3 мм называют складочками.

ЗЕНДЕЛЬБИНДЕР (нем.) — род тюрбана в средневековой Европе; полоски ткани, прикреплявшиеся к мужским шляпам в 15 в.: они спускались вдоль щек на плечи, украшались бахромой и разрезами.

ЗИМАРРА (ит.) — мужская и женская верхняя одежда до колен, с застежкой спереди, без рукавов или с короткими буфами, с большим меховым воротником. Шилась из шелка в крупный рисунок или из бархата на меховой или шелковой подкладке. Была модной в 16 в., в Европу пришла из Турции. Аналог французского марлота. Сейчас в Италии и Испании так называют длинное и широкое одеяние чиновников.

ЗИПУН — раньше так называли русский кафтан без козыря, потом — вообще любой домотканый, мужской и женский, крестьянский верхний кафтан, обычно суконный; чапан, сермяга, азям.

ЗОНТ (нем.) — родиной зонта можно считать Китай или Египет, где он, как веера и опахала, являлся привилегией царей и вельмож. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. Весили зонты более 2 кг, а длина ручки была около 1,2 м. С Востока зонты перешли в Древнюю Грецию, затем в Рим, где, в основном, ими пользовались женщины. В Западной Европе в средние века зонт не был предметом обихода, лишь в 17 в. во Франции зонт вошел в употребление и использовался наряду с масками как защита от солнца. Окончательно зонт завоевал Францию, а затем и Европу, в конце 1770-х гг., но все еще как защита от солнца. Во Франции он получил название парасоль. Для изготовления зонтов использовали самый разнообразный материал: полотно, пропитанное воском, непромокаемый шелк или лакированную бумагу. Остовом зонта были 10 ребер длиной около 80 см. Ручка делалась из слоновой кости, ясеня или дуба. Форма и украшение зонта часто менялись в соответствии с модой. Зонты украшались кружевом и бахромой, бусами, перьями, вышивкой и набивным рисунком. Ручки украшались инкрустацией, резьбой и позолотой. Во Франции родилась изогнутая ручка зонта. Цвет зонта тоже менялся в соответствии с модой: если в конце 18 в. предпочитали желтую, зеленую или розовую тафту, то позднее преобладали красные, синие, ярко-зеленые тона. И только в начале 19 в. появились темные зонты: зеленый, черный, коричневый.Лишь в 18 в. зонт стал защитой от дождя; в конце 19 в. был разработан необыкновенный вариант превращения зонтика в ручной громоотвод: для этого сверху устанавливали длинный металлический стержень, который соединялся с землей проволокой. Владелец зонта, укрывшись под шелковым шатром, крепко держал в руках деревянную ручку — изолятор. В США в середине 20 в. женский зонтик предлагалось использовать как средство защиты не от дождя, а от нападений на улице: эти зонтики, после простого нажима на ручку, выпускали облако слезоточивого газа в сторону элодея и одновременно включали сирену. Постепенно у зонта уменьшался вес, спицы, которые до середины 19 в. делались из китового уса или камыша (для дешевых зонтов), стали производить из тонкой пружинной стали, палки долгое время оставались деревянными. Изготовление зонтов постепенно становилось фабричным производством. Прошло сто лет, и у нас в руках появился складной, легкий зонт.

ЗУАВ (фр. < ар.)- см. Костюм зуава.

ЗЮЙДВЕСТКА (голл.) — круглая мягкая шляпа из непромокаемой ткани с широкими полями, откидывающимися спереди, надевается моряками в непогоду; большой непромокаемый плащ с капюшоном.