Продолжение.
Начало —  Энциклопедия старинной одежды, причесок, украшений. Русанов Владислав Адольфович: АбаБязь
Окончание — ВакероДээлЕнсизЗюйдвестка. ИеКюрмо. ЛабреткаМятельНабойкаОчки. Паволок — Рясна. СабоЯхонт

Вологодская девушка в праздничном наряде

Вологодская девушка в праздничном наряде

В
ВАКЕРО (исп.) — в 16 в в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, сложными рукавами или без рукавов.
ВАМПУМ — бусы из раковин у индейцев Северной Америки, употребляются как залог, как меновая единица, а также в религиозных обрядах. Комбинации цветных раковин использовались в качестве предметного письма Аксессуар современной молодежной моды.
ВАМС (нем.) — в 16 в в Германии мужская одежда, подобная пурпуэну Вамс спереди был сильно открыт и позволял видеть заложенный в мелкую складку ворот рубашки. Был частью костюма ландскнехтов.
ВАТИН — вязаное полотно с односторонним или двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей, слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например, трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

«ВАФЛИ» — ткань, заложенная вручную в виде вафель.
Используется для отделки белья, блузок платьев и т.п.ВЕЕР — слово произошло от глагола «веять» — дуть обдавать потоком воздуха Родина веера — Восток где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. В Японии в давние времена веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании (на таком веере было изображено серебряное восходящее солнце). Бронза слоновая кость сандаловое дерево, перламутр черепаха, серебро и золото служили материалом для японских вееров. Но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью. В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароппу, в Италии — веера круглой формы и веера, украшенные перьями, — они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи вообще в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров». В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи. В период Директории в моду входят веера-лилипуты небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах, а к началу 20 в. исчезает совсем. Последний гвоздь в крышку футляра для веера забил немецкий журнал «Нет ничего вреднее для здоровья, чем овевание разгоряченного тела приводящее к головным болям, жару и смертельному исходу«. Дамы решили сохранять свое здоровье — и веер практически, исчез.
ВЕЛЛИНГТОНЫ (англ.) — высокие кожаные сапоги для верховой езды, спереди прикрывают колено (такие сапоги носил герцог Веллингтон. 1769-1852), резиновые сапоги с голенищем ниже колена, сапожки чуть выше щиколотки, надеваются под брюки.
ВЕЛЬВЕТ (англ.) — прочная хлопчатобумажная ткань с густым, стойким к истиранию ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья мужских курток, для декоративных целей и пр. Вельвет-корд — имеет широкие (около 5 мм) рубчики и высокий ворс Вельвет-рубчик — имеет узкие (2-3 мм) рубчики и низкий ворс. Вельвет фасонный — имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.
ВЕЛЬВЕТОН (англ.) — плотная тяжелая хлопчатобумажная ткань с густым приподнятым начесанным ворсом на лицевой стороне Используется для изготовления спортивных костюмов и т.п.
ВЕЛЮР (фр.) — кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем, по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее, ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом, — идет на изготовление мужских и женских пальто и т.п. Велюр-бархат — мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка. Драп-велюр — чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, короткоподстриженным начесанным ворсом на лицевой стороне.
ВЕНЕЦ — в 10-13 вв. головной убор русской девушки, обруч из
кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Иногда украшался, как кокошник, поднизями и ряснами.
ВЕНТАРОЛЛА (исп.) — испанский веер 16 в., изготавливался из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага, ручку делали из слоновой кости или редкого металла. Принадлежность туалета невесты.
ВЕРЖЕТ (фр.) — мужская прическа, появившаяся во Франции в середине 18 в. Волосы надо лбом были высоко взбиты.
ВЕРТЮГАЛЬ (фр.) — в 16 в. в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название «хранитель добродетели».
ВЕСТА (фр.) — во второй половине 17 в во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор, как и жюстокор, ее застегивали только до середины груди. В середине 18 в. весту стали делать без рукавов.
ВЕСТИДО (исп.) — в 16 в. женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.
ВЕСТКОУТ (англ.)-в 17 в в Англии суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще, и боковые фалды в весткоуте не топорщатся, как в жюстокоре.
ВЕСТОН (фр ) — в 18 в укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы В первой половине 19 в -часть охотничьего костюма, к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом образует классическую «триаду».
ВИЛЛАЙНЕ — традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.
ВИССОН — в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.

ВИТТЛ (лат.) — лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу, являлась сословным признаком — особы легкого поведения носить ее не могли.ВИШИ (фр.) — миткаль хлопчатобумажная парусина в клетку или в полоску, название двухцветного мелкого рисунка этой ткани. Используется для изготовления занавесок, скатертей, для шитья одежды в фольклорном стиле.

ВОЛАН (фр.) — неширокая оборка, которая используется для отделки платьев блузок, нижних юбок.

ВОЛЬТА — прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском Идет, в основном, на шитьелегких летних женских платьев.

ВОРОТНИК — деталь одежды которая, в современном понимании этого слова, отсутствовала на одежде вплоть до средних веков. Лишь в 13 в. в вырезе для головы появилась узкая полоска ткани, которая с течением времени превратилась в воротник-стойку. Воротники костюмов, платьев, пальто и др. изделий могут быть самых разнообразных фасонов. Воротник а-ля Мария Стюарт — кружевной воротник на проволочном каркасе. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт (1542-1587). Воротник а-ля Шиллер -отложной воротник мужских спортивных рубашек 20 в , напоминающий моду времен знаменитого немецкого поэта И. Ф. Шиллера (1759-1805). Воротник английский — из двух полукружий, стоячий, на каркасе. Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой. Воротник-гольф — высокий мягкий воротник на женских вязаных и сшитых из ткани платьях (то же, что и «свитерный воротник»). Воротник итонский — мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье. Назван по городу Итону, где находится одна из девяти старейших престижных мужских средних школ Англии. Воротник «отцеубийца», или фатермордер (нем.) -высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами — неудобный и мучительный. Был популярен в 1804-1825 гг. , вернулся в мужскую моду в 1910-1913 гг. Воротник «Питер Пэн» — плотно прилегающий к шее отложной воротник со скругленными концами. Вошел в моду в Англии после выхода в свет книги Дж Барри (1904 г) и постановки одноименной пьесы. Воротник «поло» — высокий, при необходимости отворачивающийся воротник, плотно прилегающий к шее, деталь одежды для игры в поло (игра в мяч верхом на лошади). Воротник саксонский — женский воротник эпохи Реформации жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом. Воротник французский — округлый, стоячий, на каркасе. Появился во Франции в 16 в. пришел на смену фрезе. Воротник шалевый — имеет закругленную форму на спине и спереди сходит на нет к первой пуговице. Может быть цельнокроенным вместе с полами или пришивным.

ВОШВА — название произошло от глагола «вшивать». Так в допетровской Руси называли лоскут аксамита, бархата, тафты в виде четырехугольника, круга и пр., вышитый золотыми, серебряными, шелковыми нитями, украшенный дробницами унизанный жемчугом и драгоценными каменьями. Принадлежность некоторых старинных русских одежд, например, летника, рукава которого украшались вошвами.

ВРАКИ (новогр.) — один из вариантов традиционного мужского костюма в Греции: черные штаны с широким шагом до колен, и с узкими, обтягивающими ногу ниже колен штанинами, короткий черный жилет, шляпа с полями и головная повязка (См. также Фустанелла).

ВУАЛЬ (фр.) — легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки, редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья, сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа чадра — на Ближнем Востоке, биссус — у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль — символ чистоты — обязательное украшение христианской невесты, черная — означает траур. 14-15 вв. — культ вуалей женщины прикрепляют их на эннвн, мужчины — на шляпы, их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 — начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.

ВЫШИВАНИЕ — один из самых распространенных видов рукоделия техника украшения изделий различного вида стежками из цветных ниток и металлических нитей. Самая большая мода на вышивку была в период бидермейера. Ни до, ни после не изготавливалось столько салфеточек, вышитых картин, сумочек, подушечек и других «вещичек», как в этот период.

ВЯЗАНИЕ — способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное. Об истории вязания см. Чулки.

Г

ГАБАРДИН (фр.) — плотная ткань с рельефными косыми мелкими рубчиками на лицевой стороне. Вырабатывается чистошерстяной, полушерстяной, шелковый, штапельный и хлопчатобумажный габардин. Современные габардины изготавливаются со специальной водооталкивающей пропиткой, «вареные» и др. Идет на шитье демисезонных пальто, костюмов.

ГАВЕЛОК (англ.) — элегантный длинный «английский» мужской плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795-1857).

ГАГАТ (гр.) — плотная блестящая разновидность каменного угля. Применяется в основном для изготовления украшений.

ГАЗ (фр.) — самая легкая, тонкая, прозрачная шелковая ткань для женских уборов в старину на Руси — галун, позумент, золотая, серебряная или мишурная тесьма.

ГАЗЫРИ — первоначально патроны для кремневых ружей, вставлявшиеся в специальные карманчики — газырницы — на груди черкески. Со второй половины 19 в. — их имитация из дерева, кости или металла.

ГАЛАБЕЯ — длинная просторная рубаха до пяте широкими рукавами, без воротника у народов Северной и Центральной Африки. У состоятельных она из тонкого сукна, у бедняков — из самой дешевой ткани, обычно синей, белой или коричневой.

ГАЛАНТЕРЕЯ (фр., букв. «вежливость, обходительность») — общее название ряда предметов туалета и личного обихода: ленты, кружева, пуговицы, перчатки и т п.

ГАЛЕРУС (лат.) — римский головной убор из кожи, в основном у крестьян и охотников.

ГАЛИФЕ (фр.) — брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени французского генерала Гастона Огюстаде Галифе (1830-1909).

ГАЛСТУК (нем., букв. «шейный платок») — элегантная деталь мужского костюма, представляющая из себя косую полоску ткани или сложенный по диагонали платок. Галстук в виде полоски ткани и по сей день входит в гардероб мужчины, размеры его узла, длина и расцветка меняются в зависимости от моды. Галстук, представляющий из себя платок, был в моде в 30-е гг. 19 в. и носили его следующим образом: широкая часть окружала шею, а концы галстука завязывались бантом. В то время издавалась специальная брошюра по обучению завязывания галстука, включающая в себя 15 уроков. Галстук а-ля Штенкерк — галстук, появившийся в 90-х гг. 17 в., представлял из себя свободно развевающийся шарф, один конец которого продевался сквозь шестую и седьмую петли в жюстокоре. Эта мода появилась случайно битва при Штенкерке (1692 г ) началась так внезапно, что офицеры не успели нормально завязать галстук. Эту моду переняли и женщины. Галстук-бабочка — галстук с узлом в виде бабочки, деталь мужского костюма для приемов. В Англии для вечерних приемов традиционно надевается черный галстук-бабочка к смокингу, белый — к фраку. Белый также является деталью английской университетской формы. Галстук-бантик — надевается в торжественных случаях, может являться составной частью униформы. Завязывается различными узлами. Галстук-бантик может быть и готовым. Галстук виндзорский — широкий, из черного шелка, завязывается свободным, так называемым виндзорским узлом треугольной формы. Назван по английской правящей династии. Галстук-регат — это готовый узел фабричного изготовления, имеет резиновую тесьму с застежкой сзади под воротником рубашки.

ГАЛУН (фр.) -плотная лента или тесьма, первоначально золотая, серебряная или мишурная, нашивка из такой ленты или тесьмы на одежде. Сейчас галун делают из хлопчатобумажной пряжи, химических нитей, шелка, добавляют армированную нить. В настоящее время используется для нашивок на форменной одежде.

ГАМАН, ХАМЬЯН (тэт. — перс.) — в старину кошелек для денег, очень длинный, подчас в виде пояса, из кожи или плотной ткани.

ГАМАШИ — род вязаных чулок без ступней Названы по три полита некому городу Гадамашу, где изготавливался особый род кожи, и первоначально гамаши делали из кожи, а гораздо позже — из сукна или вязаные. Первая фиксация в России -1875 г. Во Франции появились в 18 в. Зачастую гамашами называют гетры.

ГАМБИЗОН (фр.) — первоначально длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная, которая надевалась под металлические доспехи. К 17 в покрой гамбизона несколько изменился, и эту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.

ГАМУРРА (ит.) — во второй половине 15 в. в Италии верхнее распашноеплатье с широкими рукавами.

ГАНДУРА — шелковая или шерстяная туникообразная рубаха, которую арабы Алжира носят под бурнусом.

ГАРИБАЛЬДИ — мужская мягкая фетровая шляпа без полей. Вошла в моду в 40-х гг 19 в. Названа по имени национального героя Италии Джузеппе Гарибальди (1807-1882).

ГАРНАШ (фр.) — в 12-13 вв. широкая верхняя одежда с капюшоном, скороткими рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку. Ее шили из толстой плотной ткани так как она предназначалась для носки в плохую погоду.

ГАРНИТУР (фр.) — комплект предметов, вещей, служащих какой-либо одной цели например, постельный гарнитур, вечерний и т.п.

ГАРСЕТ — традиционная цветная безрукавка, богато украшенная в праздничных нарядах, у белорусов.

ГАРСЕТТ (фр.) — прическа с локонами на лбу и на висках, была модной в 40-е гг. 17 в.

ГАРУС — хлопчатобумажная набивная ткань из низкосортного хлопка с мелким печатным узором с обеих сторон, прочная, жесткая и грубая на ощупь. Используется, например, для шитья домашних женских платьев.

ГАТЬЯ — традиционные широкие мужские полотняные штаны у венгров.

ГАУН (англ.) — в 15-16 вв. мужская и женская выходная одежда в Англии у мужчин — на меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами, с меховым воротником без застежки, у женщин — верхнее платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди расходилась открывая нижнее платье из узорчатой ткани.

ГАУЧОСЫ — мешковатые брюки (см. Стиль гаучо).

ГАШНИК — в 10-13 вв. на Руси — шнурок, завязывавшийся вокруг талии, на нем держались порты, понева.

ГЕИБЛ (англ.) — в конце 15 — начале 16 вв. в Англии женский головной убор белый чепец парчовая лента, поверх укладывалась особым образом полоска черной шерстяной материи.

ГЕММА (лат.) — драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

ГЕНЗЕБАУХ (нем , букв «гусиное брюхо») — в 16 в нижняя выпуклая, постепенно увеличивающаяся книзу часть полочек вамса, повторяющая форму кованых лат.

ГЕТРЫ (фр.) — застегивающаяся суконная накладка типа накладного голенища или род теплых чулок надеваемых поверх обуви. Первоначально их делали из кожи или из плотного материала, позже из сукна. Первая фиксация в России — 1895 г.

ГИМАТИЙ (гр.) — в Древней Греции мужская и женская верхняя одежда плащ, представляющий собой кусок ткани прямоугольной формы. Он сложно драпировался (выстраивался) прямо на фигуре человека.

ГИНЕМ, ГИНГЕМ (англ.) — легкая хлопчатобумажная ткань, обычно в полоску или клетку Используется для шитья дамского и детского платья.

ГИПЮР — кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые скреплены между собой тонкими связками. Изготавливались из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Особенно славились венецианские гипюры. В 16 в. из гипюров изготавливали мантильи.

ГЛАЗЕТ (фр.) — парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами.

ГЛЕНГАРРИ -традиционный головной убор шотландских горцев шапка — «пирожок» из плотной шерстяной ткани с ленточками. Назван по долине Гленгарри, Шотландия.

ГОБЕЛЕН (фр.) — художественно-декоративная ткань изготавливаемая машинным способом. Названа по французской королевской мануфактуре учрежденной в 1662 г. в. Париже на улице Гобеленов — мастеров красильщиков пряжи для производства гобеленов ручным способом. В настоящее время используется для обивки мебели, на портьеры.

ГОЛИЛЬЯ (исп.) — в 17 в в Испании гладкий отложной воротник для мужской одежды, заменил огромные куэлло, изготавливался из картона, обтянутого белым или серым шелком.

ГОЛИЦЫ — на Руси кожаные рукавицы без шерстяной подкладки.

ГОРГЕРА (исп.) — в 15-16 вв. в Испании большая фреза, громадный плотный белый воротник, отделанный кружевом, размером около 15 см. В конце 18 в. увеличивается до 25- 30 см. Бытовал среди всех классов. Большой воротник заставлял держать голову несколько откинутой назад, что подчеркивало величие испанского гранда.

ГОРЖ (фр.) — в 13 — 15 вв. во Франции женский головной убор, напоминающий сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади.

ГОРЖЕТ, или ГОРЖЕТКА (фр.) — деталь женского туалета полоска меха, которую носят в качестве воротника. Надевается на плечи так, чтобы мех касался шеи или слегка спускался с плеч, иногда надевают на одно плечо.

ГОФРЕ (фр.) — это плиссе, в котором складки и загибы равны между собой.

ГОФРИРОВАНИЕ (фр.) — создание волнообразных складок на ткани, тиснение выдавливание на ткани рельефного рисунка.

ГРАЦИЯ (лат.) — разновидность корсета женский эластичный широкий пояс, охватывающий торс и поддерживающий грудь.

ГРЕБЕНЬ — как явствует из результатов археологических раскопок в Европе гребни существовали уже на ранней стадии каменного века. Практического значения они никогда не теряли, часто использовались как украшение. Их делали из рога слоновой кости, дерева, металла, в 20 в. — из пластмасс, инкрустировали перламутром, жемчугом, драгоценными камнями, украшали гравировкой.

ГРЕШНЕВИК — в 15-17 вв. на Руси мужской высокий головной убор с небольшими полями.

ГРИЗЕТ (фр.) — в старину легкая дешевая ткань, серое платье.

ГРИНСБОН (англ.) — прочная плотная отбеленная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в «елочку». Идет на мужские кальсоны, подкладки, карманы и т. п.

ГРО (фр.) — в старину название шелковых, самых плотных тканей грогро, гроденапль, гродетур и т.п.

ГРО-ГРО (фр.) — корсажная лента, плотная, накрахмаленная, полотняного переплетения, белого черного, серого коричневого цвета. Использовалась для внутреннего пояса в юбках брюках.

ГРОДЕТУР (фр.) — в 18 в. в России верхнее распашное платье, название шелковой плотной ткани.

ГУБА — традиционная верхняя мужская длиннополая одежда из сукна с длинным ворсом у венгров и словаков.

ГУГЕЛЬ (нем.) — в средние века — капюшон переходящий в воротник на плечах, деталь мужского костюма во второй половине 14 в. Вытеснил из моды шляпу. Предшественник куколя.

ГУЛИСПИРИ (груз.) — нагрудная вставка на картули.

ГУСЬ — традиционная мужская верхняя одежда глухого покроя, с капюшоном мехом наружу у манси и ненцев.

ГЫРМЫЗЫДОН — традиционная мужская одежда у народов Средней Азии халат на подкладке из домотканого красного шелка, в узкую черную и белую полоску.

ГЭТА (яп.) — сандалии с деревянными подошвами на высоких опорах в Японии
Д

ДАЛМАТИКА (лат.) — длинная узкая туника из плотных тканей с широкими рукавами. Ее носили в Древнем Риме в 8-5 вв. до н.э. В Византии считалась парадной одеждой и шилась из парчи. В Западной Европе была распространена в эпоху Каролингов (8-9вв.).

ДАМА (фр.) — плотная шелковая ткань с вытканным узором.

ДАМАСК — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый — в основном, в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали.

ДАМАСКЕТ (фр.) — парча с золотыми цветами.

ДАМАССЕ (фр.) -мягкая шелковая блестящая ткань с крупными узорами камчатное полотно. Сейчас применяется как подкладка на женское пальто, для декоративных целей.

ДАМАСТ (фр.) — шелковая узорчатая ткань, бельевая ткань с вытканным узором, камчатное полотно.

ДАНСТЕБЛ (англ.) — особый способ плетения соломы, применявшийся а г. Данстебле, графство Бедфордшир, шляпа, полученная с помощью этого способа.

ДЕКОЛЬТЕ (фр.) — вырез у шеи на платье, который в разные времена принимал самые разнообразные формы, по нему можно составить представление о нравах, царящих в обществе. Например, в эпоху раннего средневековья — суровую эпоху-декольте было вообще запрещено, но во времена бургундской моды (14-15 вв.) появляется не только на груди, но и на спине. В легкомысленном 18-ом столетии платья, как правило, были декольтированными, правда, иногда вырез прикрывали кружевом или легкой воздушной тканью. С течением времени изменялась форма декольте и величина, появилось ассиметричное декольте, но оно никогда надолго не исчезало из моды.

ДЕНГЕ — традиционная деталь женского костюма у галисийцев: платок, перекрещивающийся на груди и закрепляющийся на спине, украшенный лентами и янтарем.

ДЕРГА — традиционная женская одежда на Украине: запашная юбка из одного однотонного куска ткани, носилась как рабочая одежда. (См. также Запаска, Плахта).

ДЖАКЕТТА (ит.)- традиционная женская распашная одежда у итальянцев. длиною до бедер, шитая в талию.

ДЖАЛЛАБА, или ДЖЕЛЛАЛАБА — просторное удлиненное платье с одним или двумя разрезами на боку. Покрой идеально прост, прямолинеен, деталей почти нет. Иногда шьется с капюшоном. Фасон заимствован из Африки.

ДЖЕРКИН (англ.) — в 16 в 8 Англии мужская одежда, соответствующая французскому пурпуэну.

ДЖОРАБЫ, ДЖОРОП — традиционные толстые вязаные носки у народов Кавказа, Передней и Средней Азии.

ДЖУББОНЕ (ит.) — в конце 15 — начале 16 вв. в Италии верхняя мужская одежда с большим количеством сборок, придававших фигуре мощь. Аналог английского джвркина, испанского хубона, немецкого вамса, французского пур-пуэна.

ДИАДЕМА (лат.) -первоначально полоска материи или металла которую носили на голове в древности мужчины и женщины, позже обруч из драгоценного металла с изгибом вверх на середине лба, с драгоценным камнем в изгибе. В Древней Греции диадемы были предметом ювелирного искусства. В Византии диадема превратилась в съемный парчовьй воротник, украшенный золотом и драгоценными камнями, жемчугом, эмалью, и представляла собой один из священных знаков императорской власти.

ДИАМАНТ (фр.) — в старину алмаз, бриллиант.

ДИАСПЕР — шелковая материя с тонкой золотой ниткой полотняного переплетения Была популярна в средние века.

ДИПЛОДИЙ (гр.) — в 8-2 вв. до н. э. в Древней Греции верхняя часть хитона, отогнутая до талии. Образует главные драпировки одежды, часто отделывалась вышивкой.

ДИШДАША — традиционная мужская долгополая рубаха с длинными рукавами у арабов Кувейта — белого цвета (в праздники и в жару), серого или синеватого (в холодное время года). Поверх может надеваться черная, расшитая золотом безрукавка.

ДОГАЛИНЕ (ит.) — в 15 в. в Италии мужская одежда для особо торжественных случаев на меху, чаще всего куньем, с широкими рукавами, которые откидывали на плечи, показывая красоту меха, и прикрепляли к плечу.

ДОЛОМАН (венгр.) — гусарский мундир, у которого грудь, спинные швы, рукава и горловина расшиты шнуром. В 17 в введен в войсках Западной Европы, в 1741 г появился в русской армии. За время его существования менялись покрой, количество нагрудных нашивок, количество и форма пуговиц. Был упразднен в 1917 г., когда упразднили гусарские полки. Кроме того, во Франции в 19 в так называлась короткая (до талии) суконная куртка со стоячим воротником, которую в 1878 г вытеснило пальто дипломат.

ДОМИНО (ит.) -первоначально воротник одежды католических монахов, соединенный с капюшоном, позднее свободный плащ с пришитым капюшоном. Со второй половины 16 в. -театральная или маскарадная одежда длинный просторный плащ с капюшоном в сочетании с маской. Так стали также называть человека в этом костюме.

ДОН (туркм.) — то же, что Гырмызы дон.

ДОХА — на Руси шуба с мехом внутри и снаружи, то есть двойная, на Урале — шуба из сайгака мехом вверх.

ДРОБНИЦЫ — в старину металлические бляшки, плоские и круглые, иногда продолговатые, для украшения древнерусского платья, например, ферязи, опашня.

ДУБЛЕТ (англ.) — во времена позднего средневековья узкая одежда типа куртки из белого полотна или шерстяной ткани на подкладке, носилась поверх рубашки. В холодное время носили дублет на меху, который назывался пелис. В 16 в дублет — плотно облегающая фигуру куртка с длинными рукавами или без них, подобная французскому камизопю. Дублет делали на стеганой ватной подкладке. В 30-40-х гг. его украшают вышивками, продольными разрезами, которые скреплялись небольшими пряжками (иногда с драгоценными камнями). В конце 16 в у дублета, подобно пурпуэну появляется громадное «брюхо» — пескоуд(см. Гензебаух). Это делает его таким громоздким, что в нем нельзя было нагнуться. Носили дублет с большим воротником раф. В 17 в дублет имеет гладкие узкие рукава без стеганой подкладки, раф заменяется на отложной воротник, украшенный кружевом. Кружево пришивается на дублет. Теперь это длинная, облегающая фигуру украшенная разрезами одежда с высоким воротником-стойкой, что заставляло держать голову, высоко откинув ее назад. Со стойкой носили большой, обшитый кружевом отложной воротник. В 60-е гг. 17 в. короткий дублет был заменен коутом.

ДУБЛЕНКА — верхняя одежда типа пальто из выделанных особым образом голья (шкуры животных, лишенные волосяного покроя) или меха шкуры обрабатываются специальным раствором, содержащим кислоту и соль, для придания им мягкости и эластичности, а затем -дубящими веществами, чтобы закрепить состояние шкур и придать материалу прочность и износоустойчивость.

ДУКАЧИ — традиционная деталь женского костюма на Украине ожерелье из монет.

ДУШЕГРЕЙКА, или ДУШЕГРЕЯ — в 15-18 вв. на Руси короткая теплая женская распашная одежда, заложенная сзади в складки. Прямой прототип современных житетое.

ДХОТИ — традиционная мужская одежда у народов Южной и Юго-Восточной Азии полоса ткани (2-5 м), драпирующая бедра так, что конец ее пропускается между ног.
ДЭЛИ, ДЭЭЛ -традиционная мужская и женская распашная одежда у монголов, халат, запахивающийся на правую сторону, застегивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шелковым кушаком. Пазуха играет роль кармана; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы. Под халат надевают штаны и рубаху.