Публикуем полную копию из портала Журнал «Самиздат» http://amnesia.pavelbers.com поскольку знание основных названий старинной одежды и прочей атрибутики внешнего вида обязательно для экскурсовода. Да и другим специалистам в сфере туризма и развлечений не помешает.

В очень многих случаях народная одежда (особенно северная и высокогорная) стала основой для современного экстремального облачения. Множество точек фото- и видеоанимации привлекают туристов средневековыми европейскими и восточными нарядами. это еще один путь к развитию вкуса и расширению знаний.


А

АБА (ар.) — мужская распашная одежда на Ближнем Востоке: длинный плащ из верблюжьей шерсти с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов, служит также постелью и сумой.
АГРАМАНТ (фр.) — в старину плетенье из шнура для отделки платья, занавесей и пр.
АГРАФ (фр., нем.) — нарядная застежка или пряжка на одежде (главным образом, на отвороте шейного выреза), пришедшая на смену фибулам. В 13 в. преобладали, в основном, золотые аграфы с драгоценными камнями, в виде цветов, ключей, пронзенных сердец, венков из листьев и т п. В 14 в это, большей частью, серебро с эмалью. Представляют большой интерес аграфы бургундских ювелиров начала 15 в. — рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр., их было принято дарить фаворитам двора. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью. В эпоху Возрождения роскошные застежки уступили место всевозможным подвескам, но в 17 в. интерес к ним просыпается вновь, — только они уже называются брошами.
АДАМАНТ (фр.) — в старину название алмаза, бриллианта.
АЗЯМ, ОЗЯМ (тюрк.) — в старину на Руси крестьянская верхняя летняя мужская и женская одежда в виде широкого длиннополого кафтана без сбор, с узкими рукавами, с пуговицами и петлями для застегивания. Азям имел халатный покрой, шился из домотканого крестьянского сукна из армячины, верблюжьего сукна В некоторых губерниях так называлась теплая одежда, например, в Саратовской — это шуба из волчьего или лисьего меха, в Астраханской — овчинный тулуп.

АИШОН — традиционный женский головной убор у удмуртов высокий конусовидный колпак на твердой кожаной или берестяной основе, украшенный монетами и разными подвесками, род кики, сороки.
АКСАМИТ (нем.) — старинное название бархата, бархатной или атласной парчи в 15 в. на Руси наволок с золотыми узорами, из которого шилась нарядная одежда, в 18 в. ткань употреблялась для украшений.
АКСАМИТКА — в старину детская шапочка с бархатной подкладкой.
АКСЕЛЬБАНТ (нем.) — сплетенный из золота, серебра или цветной нити шнур с металлическими наконечниками. В некоторых армиях (в том числе и в русской) и в жандармерии принадлежность формы генералов, штабных офицеров, адъютантов шнуры пристегиваются к правому плечу под погон на мундире В России — деталь парадной формы.
АЛЬПАРГАТА С — традиционная крестьянская обувь у венесуэльцев: плетеные сандалии.
АМАЗОНКА (гр.) — женское длинное платье специального покроя для верховой езды. До Екатерины Медичи (1519-1589) всадницы не носили особых платьев, — она первая надела мужские штаны, чтобы ездить верхом Позднее поверх штанов стали надевать длинные юбки, а в 17 в к наряду добавили камзол Во второй половине 18 в амазонка представляла собой длинное батистовое платье с коротким жакетом и небольшой шапочкой В 19 в это уже элегантное платье с широкой юбкой, шляпка типа мужского цилиндра, с вуалью Современный дамский костюм для верховой езды сделан по образу и подобию мужского.
АНАКСАРИДЕС (гр.) — в 5 в. до н.э. в Древней Персии — штаны из меха (мехом внутрь).
АНГОРА — гладкая тонкая легкая пряжа из шерсти ангорских кроликов — еще нежнее, чем шелк.
АНДАРАК — юбка из шерстяной многоцветной ткани, в разноцветную клетку или с вертикальными либо горизонтальными полосами, подчас с пришитым к ней лифом Распространена в Белоруссии и западных районах России.
АНОРАК (эск.) — традиционная эскимосская глухая одежда, защищающая от мороза, в настоящее время — водонепроницаемая теплая куртка с капюшоном (глухого покроя, первоначально использовалась для работы в Арктике) или плащ на утепленной подкладке, с застежкой, кушаком, кокеткой. Летний вариант — куртка глухого покроя или на молнии, обычно с капюшоном, с карманом-кенгуру, по низу рукавов и куртки проходит шнурок или резинка.
АНТУКА (фр.) — название зонтика от солнца и дождя около 1870 г.
АПАШ (фр.) — рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен Первой мировой войны до 20-х годов 20 в Воротник свободно лежал на плечах и груди, оставляя открытой шею, — считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.
АППЛИКЕ (фр.) — в старину — накладное серебро, или металлические изделия, покрытые тонким слоем серебра.
АППРЕТ (фр.) — вещества (крахмал, жиры и др.), наносимые при отделке на ткань, трикотаж с целью придания им требуемых свойств: несминаемости, безусадочности и т.д.
АППРЕТИРОВАНИЕ, или АППРЕТУРА (фр.) — одна из заключительных операций при отделке материалов, состоящая в обработке этих материалов аппретами.
АРАКЧИН — традиционный персидский мужской головной убор: шапочка типа тюбетейки, поверх нее надевается чалма. Аракчин встречается также у народов Средней Азии, например, у таджиков — без подкладки, отороченный по краю белой фестончатой полоской, носили его, главным образом, пожилые ~ под тюбетейкой или шапкой, или как домашний головной убор.
АРМЮР (фр.) — в ткацком производстве вид переплетений с мелкоузорчатыми ткаными рисунками, Используется в платках, скатертях, одежных тканях и пр.
АРМЯК — в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в Олонецкой — это чуйка, в Казанской — азям имел узкий шалевый воротник который был отделан другим материалом, чаще плисом в Псковской губернии армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко.
АРХАЛУК (тюрк.) -традиционная мужская и женская распашная одежда у народов Кавказа приталенная, с глубоким вырезом на груди, у мужчин -длиннополая, у женщин — короткая На Руси — одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки, стеганка, род домашнего чекменя.
ATЕВ (егип. — гр.) — двойная корона, украшенная символами Египта-коршуном и змеей (уреем). Как знак власти фараона, существовала уже в 30 в. до н.э.
АТЛАС (ар.) — плотная шелковая или полушелковая мягкая ткань, лицевая сторона которой имеет гладкую блестящую поверхность, создаваемую особым переплетением нитей Идет на изготовление нарядной женской одежды, верха ватных одеял и др. Атлас известен со времен средневековья. В 17 в. его изготавливали обычно без рисунка, спокойных полутонов (светло-липового, бледно-розового, зеленовато-серого).
АТТИФЭ (фр.) — женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и драгоценностями. В 16 в. вошла в моду во Франции, в 40-х годах 16 в проникла в Англию.
ATУР (фр.) — в 15 в. в Италии женский головной убор, состоящий из высокой цилиндрической шапочки, на которую сверху наброшен кусок цветной ткани Спереди он прикреплен к шапочке в виде латинской буквы U, сзади спускается свободными складками.АФФИШ, АФИШ (фр.) — специальная большая брошь, обычно круглой формы, которой застегивали длинный вертикальный разрез на сюрко.
АХАЛОХИ, АХАЛУХИ — верхняя мужская одежда в Грузии, деталь национального костюма распашная, бумажная или шелковая, обычно темных цветов, опоясывалась узким ременным поясом с серебряной чеканкой. Поверх нее надевалась чоха.
Б
БАБУШИ — кожаные туфли без задников, обычно из тисненого сафьянаОдин из видов национальной обуви в Марокко, распространены в странах на северо-западе Африки.
БАВОЛЕ (фр ) — в 19 в маленькая косынка из ткани, отделанная по низукружевом которой заканчивался сзади женский головной убор типа наколки.
БАГДАДИ — деталь грузинского женского головного убора гладкая обычно темная, со скромным узором косынка (или платок), вместе с печаки закреплялась на 4uxme ниспадая на плечи и спину (См илл. к Катиби.)
БА-ДЕ-БОТТ (фр.) — в 20-х годах 17 в полотняные чулки, которые заканчивались кружевом, красиво заполнявшим раструб сапога.
БА-ДЕ-ШОСС (фр.) — в начале 16 в чулки, которые изготавливались из ткани скроенной по «косой нитке», обычно из тонкого сукна.
БАДЖУ (малайск.) — традиционная мужская и женская длинная прямая кофта с длинными рукавами у народов Юго-Восточной Азии.
БАЙКА (голл. < стар — фр ) — мягкая, рыхлая тяжелая хлопчатобумажная ткань с густым двусторонним начесанным ворсом применяется при шитье белья, детской и женской одежды кроме того, так называется плотная, тяжелая грубосуконная ткань с начесанным ворсом на лицевой стороне, которая применяется при шитье пальто, изготовлении одеял.
БАКЕНБАРДЫ (нем ) — полоска волос от виска ко рту, бакенбарды вошли в моду в 18 в в Англии Было два типа бакенбардов. один — когда они, подстриженные сливались с прической (так их носили, например, французские бонапартисты), другой — когда волосы в бакенбардах оставались длинными и на концах отставали от щек (так называемый английский вариант). Бакенбарды а-ля Франц Иосиф -широкие бакенбарды, сливающиеся с усами, подбородок при этом, как правило, брили, если же оставляли бороду, то придавали ей форму латинской буквы W. Были модными во второй половине 19 в. Бакенбарды сенаторские — пышные бакенбарды от виска до конца щеки, борода и усы выбриты.
БАЛАК — традиционная женская одежда у туркмен, длинные, узкие внизу штаны.
БАЛАХОН — широкое прямое верхнее платье. Так назывались национальная одежда татар, черемисов и др , крестьянское платье из простого сукна, рабочая одежда солдат, матросов и пр, домашнее женское платье, ночная рубашка — спальный балахон.
БАЛБРИГГАН — гладкий хлопчатобумажный трикотаж, нижнее белье из этой ткани Первоначально производился в Балбриггане (Ирландия).
БАЛМОРАЛ — традиционная шотландская шапочка без полей; грубый башмак на шнуровке, пестротканая шерстяная юбка Названы по замку Балморал в шотландском графстве Абердиншир.
БАЛЬЦО, БАЛЬЗО (ит.) — в эпоху Ренессанса в начале 16 в — женский головной убор жесткая разновидность тюрбана Каркас делался из жесткой кожи или металла, и обтягивался пестрой обычно шелковой материей.
БАНДАНА (хинди) — большой пестрый головной платок (или косынка), обычно шелковый или хлопчатобумажный, завязывается на затылке, род ситца с вытравным рисунком в виде гороха.
БАНДО (фр.) — женская прическа, простая и строгая расчесанные на прямой пробор пряди волос спускались вдоль щек а сзади собирались в пучок Прическа украшалась цветами, обручами, драгоценностями Была модной в Испании в 16 в.
БАРБЕТТ, БАРБЕТ (фр.) -женский головной убор 13-14 вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок и окружающий лицо белизной.
БАРДОТКА (фр.) — блузка, уменьшенная до размеров бюстгальтера. Названа по имени Брижитт Бардо, которая появилась в такой блузке на экране.
БАРЕТ, БАРРЕТ (фр.) — головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки красной — у кардиналов, черной — у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде появились в 16 в. вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились поля (маленькие, отогнутые книзу) и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета — большой круг ткани, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.
БАРМИЦА — на Руси в 10-13 вв. — кольчужная сетка, прикрепленная к шлему изнутри, спадающая на спину и плечи, застегивающаяся под подбородком.
БАРМЫ — на Руси в 15-17 вв. — круглый широкий воротник (оплечье, ожерелье) с застежкой сзади, расшитый жемчугом, каменьями, надевался на платно.
БАРРЕТИНА — традиционный мужской головной убор у каталонцев красная или фиолетовая шапочка в виде колпака с широким концом, откидывающимся вперед или вбок.
БАРХАТ — шелковая или полушелковая ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Предположительно, родина его — Италия, в 1247 г в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса огромной популярностью пользовался узорный бархат, особенно рисунок граната с большим раппортом, темно-красного или золотого цвета, подчас с золотыми петлями. Рисунок для бархата часто создавался известными художниками В эпоху барокко появляется многоцветный бархат. В 17 в. на смену шелковому бархату приходит шерстяной изготовление которого обходилось дешевле, а позднее — и хлопчатобумажный. Бархат используется для изготовления женских платьев, отделки одежды, для декоративных целей. архат золотный — в старину — паволок, шитый золотыми нитками. Бархат рытый — в старину — паволок с тисненым рисунком.
БАРХОТКА — бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Вошла в моду в первой половине 18 в. во Франции.
БАСКА (фр.) — полоска ткани, выкроенная по «косой нитке» и пришитая по линии талии: к короткой (до талии) курточке, в качестве ее завершения, или на женское платье — в качестве украшения.
БАСКИН (фр.) — в 16 в во Франции — жесткий лиф, стягивающий тело до талии, чтобы создать пирамидальную форму одежды.
БАСКИНЬЯ (исп.) — в испанской моде 16 в -нижняя юбка, покрывающая каркас женского платья, или само платье на каркасе.
БАСКИНЫ (англ., стар.-фр.) -в истории Англии высокие (могли быть до колена) кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве, формой напоминающие эндромиды.
БАТИК — нанесение рисунка на ткань с помощью узлов — одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов, вид многоцветной ткани каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, — производство батика особенно развито у народов Индонезии.
БАТИСТ (фр.) — тонкая, легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Имеет шелковистый блеск, гладкую поверхность, мягкая на ощупь Родина батиста — Индия. Ткань используется при шитье женского белья, блузок, рубашек и т.п.
БАХИЛЫ — название употреблялось на Руси для разного вида обуви, например» обувь рыбаков — сапоги с голенищами на помочах, по бедра, в Сибири — яловой кожи чулки или голенища, надеваемые на онучи, под лапти и т.п.; женская обувь, похожая на полусапожки или коты, но без красной оторочки, с подбоем гвоздей.
БАХРОМА -гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями, служит украшением к занавесям, одежде, мебели и пр.
БАХТАРМА (тюрк ) — нижняя поверхность выдубленной кожи.
БАШЛЫК (тюрк } -традиционный мужской головной убор (главным образом, у народов Кавказа): шерстяной капюшон с длинными концами -лопастями.
БЕГУИН (фр.) — мужской чепец, сшитый из белой ткани, надевался под верхние головные уборы; появился в 13 в.
БЕКЕША (венгр.) — верхняя мужская одежда, в талию, со сборами и разрезом сзади, спереди отделывалась шнурами. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Названа по имени венгерского полководца 16 в, Каспара Бекеша, предводителя венгерской пехоты. Вошла в моду в 50-х годах 19 в.
БЕЛДЕМЧИ — деталь национального женского киргизского костюма: распашная юбка на широком поясе, надеваемая поверх платья или халата. Подобные юбки издавна носили во многих азиатских странах, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике, в Киргизии женщина надевала ее после рождения первого ребенка. Шилась из бархата или ярких полушелковых тканей, украшалась вышивкой, Полы либо сходились спереди, либо расходились на 15 см. Края зачастую обшивали полосками меха. Были также юбки, целиком сделанные из овчины.
БЕЛЧЕР — синий шейный или носовой платок в белый горошек. Назван по имени известного боксера Джима Белчера (1781-1811).
БЕРЕТ (лат.) — мягкий плоский головной убор различной величины, круглый или квадратный. Получил распространение в мужской и женской моде 15-16 вв. Часто делался из бархата и богато украшался (перьями, вышивкой и т п.). В эпоху романтизма пользовался огромной популярностью среди представителей искусства. В настоящее время распространен среди женщин различного возраста. Является традиционной деталью костюма жителей Беарна, альпийских стрелков и др.
БЕШМЕТ (тюрк.) — традиционная верхняя мужская распашная одежда типа архалука у ряда народов Сев, Кавказа, Сибири, Средней Азии и др. В талии собирается в складки и подпоясывается.
БИЖУТЕРИЯ СТЕКЛЯННАЯ — достоверно неизвестно, где и когда изобрели стекло, но в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте уже была известна стеклянная глазурь. С началом производства стекла началось и изготовление стеклянных бус. Во времена владычества Римской империи Александрия была главным производителем бус, бусы делали в Византии, в римских колониях бусины имели разную окраску, отделывались вплавленными в них нитями. Постепенно производство стеклянных украшений достигло Центральной и Северной Европы. В 14 в.в. Богемии появляются стеклянные имитации драгоценных камней, в 16 в бусы и ожерелья стали делать в Германии, в конце 17 в. — во Франции. В 18 в Венеция прославилась изготовлением украшений из стекла, и основной свой доход получала именно за счет экспорта изделий из стекла. Бусы в то время делали полые, сплошные, позже появились рубленые (стеклярус).
БИСЕР — мелкие разноцветные стеклянные или металлические зерна различной формы со сквозными отверстиями, используется для вышивания украшения женских нарядов и т. п. Стеклянный бисер изготавливался уже в 10 в в Венеции На Руси так назывались мелкие стеклянные бусы или мелкие пронизи для уборов (кокошник, сорока), украшений (поднизи, рясна, ожерелья}, для различных женских работ.
БИСЕРНИК — русская девичья головная повязка, поднизь, любая вещь, снизанная из бисера.
БИССУС — вуаль, тонкая прозрачная ткань, в которую египтяне укутывали мумии в эпоху фараонов Ее носили и египетские женщины, поверх нижней одежды.
БЛЕСОВКА — на Руси нитка жемчуга, иногда других бус, кораллов, стекляруса Использовалась для украшения.
БЛЕСОТЬ — в 15 в. на Руси жемчуг россыпью, ненанизанный, использовался для украшения.
БЛЕСТКА — разноцветная блестящая, обычно круглой формы, сплющенная пронизь, которая используется для украшения при золотошвейных работах.
БЛИО (фр.) — женская одежда с боковыми шнуровками, узкими рукавами, которые заканчивались длинными свисающими манжетами (11-12 вв ), верхняя мужская одежда типа кольчуги, обычно подпоясанная (10-11 в.в. ), верхняя женская одежда, сходная по покрою с далматикой, все края отделывались каймой с вышивкой (10-11 вв.).
БЛОХОЛОВКА — в 16 в, во Франции изящная драгоценная коробочка с небольшим отверстием, в которую капали мед, рассчитывая, что блохи, привлеченные его запахом, заберутся туда.
БЛОШИНАЯ ШКУРКА — аксессуар, который женщины носили в руке в соответствии с модой 76 в.: хвост или целая шкурка маленького зверька, часто c головой. Предполагалось, что она притянет к себе всех блох, а потом их можно из нее вытряхнуть.
БЛУЗА, БЛУЗКА, БЛУЗОН (фр.) — современная блузка своими корнями уходит в средневековую одежду блио; женская одежда разделилась на две части -лиф и юбку, лиф постепенно превратился в блузку. В период бидер-мейера женщины носили сильно приталенные, богато украшенные рюшечками, оборками и т.п. блузки с очень широкими рукавами. В эпоху модерна появляются блузки с высокими воротниками-стойками, перед которых отделывался кружевом. воланами и т.п. В 20-е годы 20 в. модной считалась женщина с детской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современные блузоны. В 30-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки. В 50-е годы Коко Шанель разрабатывает очень простую модель блузки, которая завоевывает мир: белая шелковая блузка с воротником-бантом. В последующие годы меняются фасоны, ткани, отделки, но блузка из моды не выходит.
БЛУМЕРЫ, БЛУМЕРСЫ (англ.) — гимнастические штаны типа шаровар до колен (главным образом, для девочек); женское трико с резинкой; женские брюки с резинкой у щиколотки Названы по имени американки А. Блумер, разработавшей в середине 19 в. модель женского брючного костюма.
БЛЮХЕРЫ, или БЛЮХЕРОВСКИЕ САПОГИ — короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке. Обувь 19 в. Названа по имени прусского фельдмаршала Г. Л Блюхера (1742-1819).
БОА (фр.< лат.) — женский шарф из меха или перьев, например, страусовых. Был в моде в период романтизма, название получил от королевских удавов.
БОБРИК — тяжелая шерстяная ткань толщиной больше 4 мм, с начесанным стоячим ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья верхней одежды.
БОЛВАНКА — модель головы в натуральную величину для изготовления париков и головных уборов. Болванки вырезали из мягкого дерева (ясеня, липы) или набивали опилками оболочку из плотной ткани.
БОЛЕРО (исп.} — первоначально короткий открытый жилет испанских тореадоров, деталь народного испанского костюма. Вошел в дамскую моду вместе со шляпкой того же названия.
БОЛИВАР — мужская шляпа с сильно расширенной вверху тульей и довольно широкими полями, модная в 1815-1830 гг Названа в честь освободителя Колумбии С Боливара(1783-1830).
БОМБА — на Руси старинная шерстяная ткань, род камлота.
БОМБИЛАТКА — в старину украшение на чепцах из различных материалов- стекла, стеклянных шариков, цепочек, олова и т п.
БОНБОНЬЕРКА (фр.) — в старину изящная небольшая коробка для конфет, которую можно было носить с собой.
БОННЭ (фр.) — в конце 15 в высокий мужской головной убор без полей или женский головной убор в виде чепчика.
БОРДЮР (фр.) — цветная полоса по краю ткани.
БОРОДА и УСЫ — элементы мужской прически. Мы часто сталкиваемся с некоторой снисходительностью в отношении к женским прическам разных эпох, но мы представить себе не можем, что творили мужчины тех же времен с растительностью на своем лице. В эпоху Нового царства, например, фараоны гладко брили лицо для того, чтобы надеть накладную бороду, заплетенную в косичку; ее соединяли с париком две подвязки. Иногда, правда, фараон оставлял себе короткую квадратную бородку. Мода на бороду и усы как и все остальное, обычно «спускалась сверху», всем хотелось походить на первое лицо, поэтому и появлялись моды на усы, названные именами королей, — например, а-ля Генрих IV или а-ля Руа (т е в стиле короля). Согласно изменчивой моде, щеки то брили, то отращивали бакенбарды разных размеров и видов, усы то лихо закручивали вверх, то завивали, то сбривали вовсе. Существовали даже так называемые «наусники», которые надевали на ночь, чтобы во сне не испортить «прическу усов». В России же до начала 18 в. вообще не брили бороду и усы. Мода на усы и бороды уходит и возвращается вновь. В Европе в 70-е годы 20 в после полувекового перерыва появились специализированные товары для усачей’ гребешки, щеточки, ножнички, пинцетики, бигуди с электроподогревом и даже кофейные чашки с предохранительной планкой, чтобы не намочить и не обесформить лелеемую красу. Для тех же, у кого усы растут плохо или вообще не растут, были предложены искусственные усы всех видов и расцветок. А в болгарской деревне Говеджа был даже организован «Союз усатых» носители усов самой разной длины, формы и окраски устраивали праздники усачей и гордо проходили парадом по деревенской улице. Борода с усами — свободно растущие волосы на лице носили еще в глубокой древности, в России борода и усы «от виска до виска» считались обязательными, их не брили до указа Петра I, изданного в начале 18 в. Однако, даже после указа многие откупались от бритья бороды, — за это приходилось платить налог в царскую казну.Бородка а-ля Генрих IV — маленькая острая, так называемая «козлиная» бородка и обязательные, закрученные вверх над верхней губой усы. Бородка названа по имени французского короля Генриха IV (1553-1610), Бородка и усы а-ля Руа — узенькая полоска бороды под нижней губой и две полоски усов по краям губ. Названа в честь Людовика XIV (1638-1715). Бородка и усы а-ля Руаяль — бородка, представляющая собой маленький кустик волос (эспаньолка), при этом усы завиты кверху Мода была введена французским королем Людовиком XIII (1601-1643), который собственноручно обрил офицеров своего полка.
БОРУК — традиционный женский головной убор, до сих пор сохранившийся в некоторых районах Туркмении высокий, цилиндрической формы, украшается серебряными подвесками, прикрывается платком.
БОТИН (фр.) — в 18 в. охотничьи мягкие сапоги до середины икры.
БОТТ (фр.) — в 12 веке обувь горожан — сапожки с короткими голенищами, позднее они стали закрывать ногу до колен. Видоизменяясь, сохранились до 19 в.
БОТФОРТЫ (фр.) — сапоги с отворотами; высокие сапоги для верховой езды В старину — нарядные сапоги со стоячими голенищами выше колен, с раструбами и подколенными вырезками, употреблялись в тяжелой коннице.
БОТЫ — на Руси широкие сапоги, чеботы, ботинки, сибирская обувь — упаки и бахилы, т.е. сапоги чулком. В настоящее время так, в основном, называют калоши.
БОЭМИО (исп.) — то же, что мантпик.
БРАГЕТТ (фр.) — в 14-15 вв. откидной клапан в виде мешочка, пришитый к шоссам.
БРАКА — короткие штаны у древних галлов и др.
БРАНДЕБУР (фр < нем ) — мужской плащ с короткими рукавами, застегивающийся на пуговицы Появился в моде во второй половине 17 в.
БРАНДЕНБУРЫ (фр.<нем.),или БРАНДЕНБУРГИ, БРАНДЕН — БУРГЕРЫ (нем ) — двойные петли (и, соответственно, двойные пуговицы}, заимствованные из венгерской одежды, их делали из шнура или позумента. Вошли в моду в 17 в. и названы по имени герцога Бранденбургского, носившего одежду с такой застежкой. Со временем стали украшением как мужского, так и женского костюма.
БРАСЛЕТ (фр ) — украшение, обычно носимое на запястье, либо в вид^-цельного большого кольца из металла, кости и т п , либо в виде отдельных, соединенных между собой частей. Был известен уже в глубокой древности, изготавливался из самых разных материалов, имел самые разнообразные формы Был популярен во времена античности, в эпоху же средневековья, когда руки перестали оголять исчез из моды, сохранившись разве что в Италии, следовавшей античным образцам. Мода на браслеты вернулась в эпоху Возрождения в Северной Европе золотые ободки стали носить поверх рукава, на юге золотые и жемчужные браслеты украшают оголенную руку. В середине 16 в. браслеты становятся особенно популярными, их усыпают драгоценными камнями и жемчужинами, украшают эмалью. В 17 в., когда были модны рукава рюшем и узкие манжеты, о браслете забывают, изредка появляются скромные браслеты из жемчуга, или золотые украшенные изнутри эмалью. Не вспоминали о нем особо и в эпоху рококо тогда было модно носить на руке жемчужную нить в несколько рядов, или черную ленту с портретным медальоном. В конце 18 в. появились золотые ободки, на руке носили от одного до трех таких украшений. В эпоху классицизма популярными становятся браслеты с камеями, во времена романтизма — отделанные филигранью или сплетенные из волос. В 30-40-х гг 19 в появилась мода на парные браслеты с драгоценными камнями в оправе, отделанной филигранью. Исключительно элегантные образцы этого вида украшений создаются в эпоху модерна, когда оригинальность формы соперничала с изяществом дорогой отделки. Браслеты из кожи дерева, кости, пластмассы и многого другого в сочетании с разнообразными брелоками стали непременной составной частью и нашей сегодняшней жизни.
БРАСЬЕР (фр ) — в 17 в. во Франции мужская свободная курточка с маленькой баской Рукава были короткие ~ либо цельные либо составленные из отдельных, скрепленных выше локтя лент. Из-под рукавов брасьера выступали рукава рубашки, перехваченные в нескольких местах лентами В полочки брасьера вшивали картон, для того чтобы они держали форму. Носили с ним воротник раба Брасьер пришел на смену пурпуэну. Существовал брасьер и в женской моде, особенно в курортных местах, это был небольшой корсаж с баской и рукавами. Его шили из муара или специальной шелковой ткани с маленькими разрезами правильной формы.
БРЕГЕТ (фр.) — карманные часы, изготавливавшиеся во Франции в мастерской Бреге (1747-1823) Отличались высокой точностью, отбивали часы, доли часов, показывали числа месяца.
БРЕЗЕНТ (голл.) — грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорными и противогнилостными составами. Применяется для шитья спецодежды, чехлов и т. п.
БРЕЛОК (фр.) — небольшое украшение подвеска на часовой цепочке, браслете и т п. Были в моде в 18 в и во второй половине 19 в. Брелоки делали из драгоценного металла, слоновой кости, украшали эмалью, каменьями, им придавали самые разнообразные формы. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с брелоками кавалер должен был уметь изящно позвякивать ими что считалось признаком элегантности.
БРЕТЕЛЬ (фр.) — украшение из лент или тесьмы, которое было модно в мужской одежде 18 в , когда к брюкам носили короткие жилеты, лямки на сорочках, сарафанах и пр.
БРИДЖИ (англ.) — брюки, плотно охватывающие икры ног до колен, их носят обычно с высокими сапогами (например при верховой езде).
БРИЛИАНТИН -в старину шерстяная ткань с атласным лоском.
БРИЛЛИАНТ (фр.) — искусственно ограненный алмаз.
БРИФЫ (англ.) — во второй половине 20 в. мужские или женские короткие нижние трусики обычно трикотажные.
БРИЧЕС, БРИЧЗЫ (англ.)- в середине 16 в. в Англии, Испании короткие, до середины бедра, штанишки в виде двух шаров, набитых паклей, с нашитыми на них выстроченными полосками ткани.
БРОКАТЕЛЬ (фр.) — легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами оттененными иногда цветными нитками. Была модна в конце 17 в., из нее шили летние платья.
БРОУГИ (англ.) — в Англии мужские или женские уличные ботинки, часто украшенные накладками из кожи с декоративными дырочками и насечками; грубые рабочие башмаки из недубленой кожи.
БРОШЬ (фр. < кельт.) — украшение, прикалываемое к одежде Брошь, в современном понимании слова появилась в 17 в. Введение брошей приписывают мадам де Севинье (1626-1696). Эта застежка отличается от своих предшественниц — фибул и аграфов — как богатством оформления, так и местом прикрепления. С помощью броши можно было не только скрепить ворот или прикрыть вырез, но и подчеркнуть декольте обнаженную шею. В 18 в были модны броши, усыпанные бриллиантами, в виде букетов, лент, сплетенных ветвей, к концу века появляются круглые или овальные броши портреты в золотой оправе с жемчужной каймой 18-19 вв. -это миниатюры, геммы, мозаика, веджвудские пластинки (бело-голубые рельефы) в скромной оправе. В эпоху ампир особенно модны были броши с камеями. Своего расцвета броши достигли в эпоху бидермейер, ими скрепляли столь любимые тогда воротнички и шейные платки. В эпоху романтизма появились броши, в которых можно было хранить что-либо на память. В первую половину 19 в броши украшаются филигранью и зернью с драгоценными камнями. Во времена второго рококо броши стали делать из прессованного золотого листа с цветной перегородчатой эмалью или с камнями. В 60-х гг начали применять платину, и появились бриллиантовые броши в платиновой ажурной оправе. То появляясь, то исчезая из моды, броши дожили до наших дней. К числу материалов для их изготовления добавились дерево, кожа, пластмассы и многое другое.
БРЫЖЖИ, или БРЫЖИ, БРЫЗЖИ — на Руси оборка в складках, присобранная, манжеты, воротник или жабо такого вида.
БРЫЛЬ — соломенная широкополая шляпа у белорусов и украинцев.
БРЮКИ — в России это слово появилось в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны. Брюки, как таковые, вошли в мужскую моду около середины 19 в. Это та самая деталь мужской одежды, за возможность носить которую женщины боролись долгие годы 20 в. Брюки-гольф — короткие, чуть ниже колен брюки, чаще всего клетчатые, с притачными манжетами, застегнутыми на пуговицы. В 20 — 30-х годах 20 в. были распространены как одежда для игр и туризма. Брюки-клеш — первоначально матросские брюки с раструбом, стали элементом мужской и женской моды во второй половине 20 в. Брюки (или штаны) оксфордские — очень широкие брюки, обычно из серой шерстяной фланели. Пользовались популярностью в 20-е годы в Англии. Названы по г. Оксфорду, известному своим университетом. Брюки тренировочные — появились в 30-е гг. 20 в. — сначала в виде широких брюк, потом, с появлением эластичных материалов, они приобрели «стройную форму».
БРЭ (фр.) — то же, что брака; в 12 в. во Франции нижняя одежда, штаны, поверх которых надевали шоссы.
БУБИКОПФ (нем.) — короткая дамская стрижка «под мальчика», появилась около 1920 г. Стиль послевоенной моды.
БУБУ — традиционная мужская длинная широкая рубаха типа туники у народов Западной Африки (главным образом, в Судане), современная пляжная одежда: прямоугольное полотнище махровой ткани, сложенное пополам, с отверстием для головы, с кулиской для шнурка по талии.
БУГАЙ — на Руси в 15-17 вв. то же, что шузай, но без рукавов.
БУКЛЕ (фр.) — ткань из фасонной пряжи, внешний вид которой характеризуется наличием утолщений и узелков, в результате чего образуется волнистая шишковатая поверхность. Тонкое букле идет на изготовление платьев, толстое — на пальто, кепи.
БУЛЕВАР (фр.) — в 16 в. узкий валик, в который превратились трусы. Характерен для одежды, созданной французским королем Генрихом III (1551-1589), имевшим пристрастие к женской одежде.
БУЛЛА (лат ) — амулет в виде шарика или кружка (часто золотого), который носили на шее до совершеннолетия дети полноправных граждан Др. Рима.
БУЛЬОНЕ (фр.) — в 20-е годы 19 в. отделка дамского платья; полоса буфов из легкой ткани типа газа.
БУЛЬСА — традиционная деталь мужского костюма — сумочка — у апайо на Филлипинах.
БУМАЗЕЯ (ит.) — хлопчатобумажная (первоначально называлась бумажная) тяжелая ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке Ткань обладает рыхлостью, пушистостью и мягкостью. Из нее шьют нательное белье, детские вещи.
БУНАД — традиционные комплекты мужской и женской одежды у норвежцев (в старину — у зажиточного крестьянства), из лучшей ткани, с вышивками серебром, с украшениями из серебра — пуговицами, брошами и т.д.
БУРГУНДЕР — традиционный мужской наряд у швейцарцев — синяя полотняная блуза с круглым воротом и застежкой на одном плече.
БУРКА -традиционный войлочный безрукавный плащ, распространенный на Кавказе; бывает двух видов бурка всадника-длинная ворсистая, со швами, образующими плечевые выступы, бурка пешего- короткая, гладкая, без швов. Кроме того, так называется традиционная одежда в виде балахона, закрывающего тело с головой, с сеткой для глаз, у женщин-мусульманок в Кашмире.
БУРКУА — в Египте — сетка, прикрывающая лицо женщины наподобие чачвана. Длинный узкий кусок черной материи, сотканной из конского волоса, в котором сделана прорезь для глаз; полоска на лбу соединена с нижней частью маски с помощью нанизанных одно на другое блестящих колечек.
БУРМЕТ (перс.) — в старину грубая хлопчатобумажная ткань, бязь.
БУРНУС (ар.) — тоадиционная верхняя мужская одежда у арабов Ближнего Востока и Северной Африки плащ из плотной шерстяной материи, обычно белого цвета, с капюшоном, в старину просторное женское платье с широкими рукавами, в начале 19 в мужское пальто со шнурами и узкими рукавами.
БУРС (гр.) — в старину во Франции кошелек для денег или сумочка для туалетных принадлежностей, около 1730 г -сетка на волосы в виде кошелька.
БУРСА — на Руси шелковый персидский наволок.
БУТОНЬЕРКА (фр.) -букетик цветов, вдеваемый в петлицу или прикалываемый к одежде; сосуд в виде пробирки для цветка или букетика, прикалываемый к платью.
БУТСЫ (англ.) -ботинки, первоначально футбольные: без каблуков, с твердыми носками и задниками, на шипах или с поперечными планками на подошве.
БУТ-ХОУЗ (англ.) — в 16 в. в Англии короткие (доколен) шелковые чулки, украшенные вышивкой.
БУТЧ (англ.) -современная мужская или женская короткая стрижка.
БУФЫ (фр.) — пышные складки, сборки на рукавах, юбках.
БХОТО — традиционная мужская рубаха у народов Непала: приталенная, с глубоко запахивающимися полами, с особой системой завязок.
БЭРН (фр.) — верхняя женская одежда, подобная марлоту.
БЮСК (фр.) — деталь дамской одежды, появившаяся в 70-х годах 17 в.: две металлические пластины, вставленные в корсет спереди и сзади. Благодаря этому грудь перестала быть сплющенной, и приняла красивую округлую форму.
БЯЗЬ — прочная, плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Широкая бязь называется полотно. Идет, в основном, на изготовление постельного белья. В старину на Руси — азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Была двух сортов: шиля — простая, и ханагаи — качеством выше.