Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика
После успеха первой моей книги «Симферополь. Пешком и на велосипеде» 1989, издательство «Таврия» заказало мне путеводитель по Крыму. Моя идея была сделать семейный путеводитель, причем с большим разделом подвижных и развивающих игр. В те времена при издательстве некоторое время активно работал клуб краеведов, было много интересных проектов, которые и сейчас бы пригодились, например «Крым круглый год» — сборник маршрутов по временам года, праздникам, памятным датам.
Вообще, сам по себе принцип, делать быстро и хорошо коллективные работы специалистов разного профиля и теперь необходим. Особенно, когда на крымский туристический рынок полезли молодые борзые издательство Российской федерации. Знаний ноль, культур-мультур, амбиций через край.
Ну ладно. Сейчас не об этом, а о расцвете интернет-публикаций о Крыме на рубеже тысячелетий. Люди, которые лепили тогда сайты и форумы как пирожки, считали, что самое главное не знания и не дипломы (ну, это уж считалось совсем неприличным), а «любовь к Крыму». Признаком нелюбви к Крыму считалась реклама туристических и курортных путевок. Ну, то есть, если человек пишет о Крымском полуострове грамотно, но при этом ставит рекламные блоки, значит негодяй и крохобор. А вот если любитель Крыма выставляет огромные куски отсканированных чужих книжек, без указания авторства, но чтобы народ пользовался бесплатно … ну, значит молодец, практически робин гуд.
Один из таких робингудов это квн. Спокойно воровал мои тексты, но при этом яндекс и прочие поисковые системы именно его сайт показывали на первых позициях. И даже теперь, спустя 15-20 лет после этого воровства, я временами вижу свои тексты со ссылками на сайт квн.
Поэтому публикую этот текст у себя, он очень старый, написан около 1995 года, издан в сборнике «Крым: Что, Где, Когда.» 1997, что действительно радует, прошло 20 лет и НИКТО не написал на эту тему НИЧЕГО, заслуживающего внимания и воровства, неавторизованного копирования. Думаю, что адвокат, который займется защитой моих авторских прав, будет богат, и дом его будет выделяться огнями и благополучием. ))
Население. Этническая история Крыма
Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 — 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии — свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.
Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма — караимы и крымчаки.
Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.
Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.
Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них — село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).
Живут в Крыму караимы — небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в «пещерном городе» Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм — одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.
Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.
Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.
Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. — после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.
В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).
После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество — Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной — Россией, в т.ч. и через созданный Фонд «Москва — Крым». Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат — далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда — Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму «блинная неделя» — масленица. Поистине праздник славянской кухни — здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци — со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.
Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 — 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное — все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).
Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.
Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.
Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII — XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.
Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 — 20,6 тыс.
Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества — монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.
Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров — крымские армяне.
Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья — общины крымских «женовезцев» (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное — подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.
Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.
Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.
Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.
Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.
К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…
Крымские цыгане, называвшие себя «урмачель», многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган — аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века «произошла» современная крымско-татарская музыка.
В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания «будет ли землетрясение?» и «кого полюбишь на курорте?», мелкой торговли с «наваром» и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.
школьные и семейные маршруты, научные исследования, аналитические обзоры, рефераты, переводы
Приглашаем всех любителей своего края, ближних походов с познавательными целями поделиться своим опытом и информацией.
Комментировать