Период развития еврейских и караимских общин, а также русских субботников (жидовствующих), староверов-монофизитов среди купцов Русского Севера и казаков с 18-19  веков  относительно на виду исторической науки. Можно найти множество книг, в том числе в электронном виде, публикаций блогеров. Развивается экскурсионное дело и туристические программы в опоре на синагоги, рестораны-музеи, региональные культурные центры.

Синагога. Херсонес Таврический. Севастополь.  Здесь найдена менора, ритуальный семисвечник иудеев.

Синагога. Херсонес Таврический. Севастополь. Здесь найдена менора, ритуальный семисвечник иудеев.


Для нашего проекта важен общий вектор культурного и экономического развития Европы, который четко и мощно берет начало в многонациональном греко-варварском Боспорском царстве уже во 2 веке до новой эры. С берегов Керченского пролива международная торговля, вместе с удивительной и неизученной культурой решать межнациональные проблемы, распространилась по лучу с юго-востока на северо-запад. Вплоть до Белого, Балтийского и Баренцева моря. Культура русских  поморов удивительным образом сохранило "староверие", в котором явно читается античная купеческая этика и культурное влияние иудеев.

Памятники ранней и средневековой истории крымчаков, евреев, караимов, ранних христиан сохранились на Керченском полуострове и в Юго-западном Крыму. Это склепы, пещерные храмы, ритуальные катакомбы, кладбища, жертвенники, отдельные каменные плиты с надписями, древние рукописи и артефакты. Особый интерес для туризма представляют собой живые народные традиции: национальный костюм, песни, танцы, орнаменты, кухня, пословицы и поговорки.

Значительная часть информации является неизученной (например, средневековые тексты караимов на их тюркском языке, но выполненные буквами иврита), еще больше массив информации, намеренно искаженной, конспирологической. Впрочем, для мемориального, фамильного и поискового туризма легендарный характер объектов и артефактов является скорее не препятствием, а увлекательным поводом к путешествию.

В этом обзоре:

  1. Крымчаки, караимы и евреи в Крымском ханстве. Видео-рассказ Евгения Бахревского
  2. Великий шелковый путь и странствующие купцы радханиты
  3. Евреи в Киевской Руси и Московском царстве

1.Крымчаки, караимы и евреи в Крымском ханстве

История тюркоязчных крымских евреев, которые известны как крымчаки, завершилась трагически в годы Великой отечественной войны. Сейчас их осталось около 200 человек по всему миру «Ров» Андрея Вознесенского. 10-й км шоссе Симферополь — Феодосия. Научная, культурная и этнографическая активность крымчаков, тем не менее, дает для туризма множество интересной информации. Опубликовано и достаточно много первоисточников античного и средневекового времени. Самое любопытное это документы становления еврейской общины в Боспорском царстве. Во втором-первом веках до новой эры еврейские купцы выкупали для своих дочерей военнопленных. Сохранились письменные обязательства сторон: еврейская община выделяла для молодой семьи денежные средства для ведения международной торговли или ремесла. А молодой человек обязан был перейти в иудейскую веру и подписывал обязательства, что он возвращает имущество и деньги общине, если вдруг вздумает бросить жену и религию.

Первый век до новой эры, Пантикапей (Керчь), столица Боспорского царства, становится узлом еврейской международной торговли от Европы до Индии и Китая

Первый век до новой эры, Пантикапей (Керчь), столица Боспорского царства, становится узлом еврейской международной торговли от Европы до Индии и Китая

Боспорское царство относительно хорошо изучено, однако слабо представлено в туризме (это при большом количестве артефактов и объектов показа). Многие сотни склепов просто не изучены, нет средств на их раскопки. И вряд ли будут. Как для истории России, так и для истории Украины реальность Боспорского царства вступает в серьезное противоречие. Даже общепринятая периодизация европейской истории, разорванной Эпохой великого переселения народов на загнивающую позднюю античность и мрачное варварское раннее средневековье, на берегах Керченского пролива не работает. Здесь античные традиции, благодаря многим векам интеграции с культурой десятков местных племен, не были прерваны вторжениями древнегерманских  племен готов и древнетюркских гуннов. Готы пришли с берегов Днепра уже христианами, причем со Священным писанием на своем языке. Затем и многие гунны перешли в монофизитское восточное христианство (культ единого бога Тенгри вполне подготовил тюрков). Но главным, конечно была важнейшая роль Пантикапея-Керчи в международной торговле, а также высокое ремесло здешних ювелиров, кузнецов, врачей, гончаров и кожевенников. Греко-варварская культура и традиции родовой военной аристократии не были здесь разрушены христианством.

Сохранились документы о необычном культе Бога высочайшего неназываемого: отпрыски  многонациональной аристократии под руководством особых гимнасиархов постигали таинства мистерий, которые создавали из них братство.

Великий шелковый путь в 1 веке новой эры. Керченский пролив и Боспорское царство становятся частью торговых путей от одной еврейской общины к другой

Великий шелковый путь в 1 веке новой эры. Керченский пролив и Боспорское царство становятся частью торговых путей от одной еврейской общины к другой

Видео-рассказ Евгения Бахревского

Евгений Бахревский крупнейший специалист по Османской империи, автор наиболее точных комментариев к Эвлия Челеби. Сын известного автора исторических романов Владислава Бахревского (кстати, рекомендую роман СВАДЬБЫ)

Евгений Вячеславович: «Иудеи в Крымском ханстве»">БАХРЕВСКИЙ Евгений Вячеславович: «Иудеи в Крымском ханстве»

Опубликовано: 18 мая 2016 г.

Выступление БАХРЕВСКИЙ Евгений Вячеславович, тюрколог, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева на круглом столе «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие» 22.12.2015 в Москве, «Президент-отель».

================

Хозей Кокос, о котором упоминает Бахревский. Русское искажение титула Хаджи-бей (как в Хаджибее, предшественнике Одессы, так и в Чуфут-кале) это титул купеческого старосты, причем наследственный. Известно, что Хаджи-бей Кыркора (княжество 40 земель со столицей в Чуфут-кале) был породнен с ханом Золотой орды Тохтамышем.

Есть некоторая тайна происхождения династии Гирей. Скорее всего Хаджи Гирей был внуком Тохтамыша и сыном его дочери Ненкеджан-ханум от дочери Хаджи-бея. То есть на четверть или наполовину первый крымский хан был караим. Его личная гвардия состояла из караимов, в малой дворцовой мечети и сейчас первое, что видишь это Звезда Давида.

Караимы вели и денежные дела Крымского ханства, чеканили мелкую монету от имени хана, под их ведением находилась казна и сокровищница.

Основной монетный двор находился в Кафе (Феодосия). Там чеканили дорогую монету для международной торговли. С одной стороны с символами христианства, а с другой с Тарак тамга династии Гирей и арабскими буквами.

Кок-коз - синеглазый. Итак мы имеем титул (выборную должность - городской купеческий староста огромного по тем временам центра работорговли Кафа) и прозвище Синеглазый. У евреев в те времена не было фамилий. Однако известны "приметные" родовые наследственные имена. Например, караимский род Узун (длинные, долговязые). И Коккоз, и Узун могли иметь в своих корнях браки с древнегерманской военной аристократией - приднепровскими готами, которые появились в Крыму в 3-4 веках.

2.Великий шелковый путь и странствующие купцы радханиты

Радхониты или раданиты (ивр. ‏רדהנים radhanim‏‎, араб. الرذنية ар-разанийа‎) — странствующие еврейскиекупцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламскимВостоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.

Карта Евразии с указанием торговых маршрутов раданитов (отмечены синим цветом). Другие торговые маршруты того периода выделены фиолетовым. I, Briangotts (Map of Eurasia and North Africa, c. 870 CE. Trade routes of the Radhanite Jewish merchants are shown in blue. Other major trade routes shown in purple. Cities with sizable Jewish communities are shown in brown. Some routes are conjectural.)

Карта Евразии с указанием торговых маршрутов раданитов (отмечены синим цветом). Другие торговые маршруты того периода выделены фиолетовым. I, Briangotts (Map of Eurasia and North Africa, c. 870 CE. Trade routes of the Radhanite Jewish merchants are shown in blue. Other major trade routes shown in purple. Cities with sizable Jewish communities are shown in brown. Some routes are conjectural.)

 Долгое время историки начинали отсчёт торговых связей между Европой и Азией с крестовых походов либо путешествия Марко Поло. Между тем арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате «Книга путей и стран» ещё в IX веке описал маршруты еврейских купцов, которых он называл раданитами. Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, — определённую купеческую гильдию, клан либо торговцев в целом.

Из описания ибн Хордадбеха следует, что раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах. Очевидно, благодаря их усилиям продолжали действовать торговые пути, проложенные ещё во времена Римской империи. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.

Было четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае:

  1. Морем из Франции до Порт-Саида, оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря, затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь;
  2. Морем из Франции в Ливан, через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай;
  3. Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Ливан и Ирак в Персию и Индию;
  4. Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Балх (в пригороде Балха существовала еврейская колония Яхуданак), затем в Мавераннахр (Среднюю Азию) и Китай.

Раданиты вели торговлю прежде всего товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме, такими, как специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.

Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая. Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на заход купеческих судов в порты враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись.

Деятельность раданитов пошла на спад в конце X века в связи с распадом Хазарии и подъёмом «национальных» торговцев, шедших по проложенным ими путям (например, итальянских торговых республик в Европе). В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими изобретениями, как арабские цифры и китайская бумага. После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности. На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда более не объединялась в одних руках.

  • На нашем проекте очень много материалов по возрождению Шелкового пути. Прежде всего, Керченский мост это центральный элемент Нового шелкового пути. Но постоянно публикуются и другие варианты его восстановления. В любом случае, современный Китай добьется широких возможностей наводнять своими товарами Европу. 

3.Евреи в Киевской Руси и Московском царстве

По данным написанного на изысканном литературном иврите так называемого Киевского письма из генизы Каира, в начале 10 в. в Киеве существовала еврейская община. Помимо письменных сообщений, сведения о ранних контактах восточных славян и евреев отражены в былинах, записанных в 19 в. в северных губерниях России и отражающих (с неизбежными искажениями) реалии Киевской Руси 10–13 вв. По некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском «госте» (купце) Садко имеет еврейское происхождение. Былины «киевского цикла» повествуют о сражениях русских богатырей с «жидовинами» (вероятно, хазарами), см. Жидовин.

Летописи упоминают Жидовские ворота, Жидовский и Хазарский кварталы в Киеве. В 986 г., отмечает летописное предание, некие хазарские евреи безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в иудаизм; Владимир предпочел византийское христианство (988). Из православной литературы (житийной и полемической) видно, что религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского клира вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги Даниэль и Эсфирь, отрывки из книг Иосифа Флавия, популярное историческое сочинение Иосиппон, а также апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля».

Славяне временно были данниками хазар, однако Святослав разгромил Хазарский каганат.

В 1113 г. киевские евреи, которым покровительствовал князь Святополк II, после его смерти подверглись разгрому со стороны восставших против княжеской администрации горожан; в 1124 г. в городе был большой пожар, от которого пострадал и Жидовский квартал.

Евреи жили не только в столице, но и в других княжествах Руси. На территории Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) они принимали активное участие в политических распрях. В 1079 г. восставшие жители (летопись именует их хазарами) захватили в плен князя Олега Святославича и отправили его в Византию (в 1094 г. Олег вернулся в Тмутаракань и сурово расправился с повстанцами).

Во Владимире-на-Клязьме во второй половине 12 в. при дворе Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич; по другим сообщениям, иудаизм исповедовал и княжеский ключник Анбал Ясин («ясин» — «осетин», может быть, просто «кавказец»); оба приняли участие в боярском антикняжеском заговоре 1174 г. Во Владимире-Волынском, согласно летописи, евреи, любимцы князя Владимира Васильковича, горько оплакивали его смерть (1288). Один из документов князя Федора Смоленского (1284) заверен печатью, изготовленной гравером Моисеем — по мнению историков, евреем.

Один не названный по имени «жидовин» был откупщиком налогов после захвата города Кашина (Ростовского княжества) татарами и, по словам летописца, «ввёл в тягость» горожан.

В конце 1470 г. новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева (княжил до марта 1471 г.). В его свите был ученый еврей Схарья. С князем приехали для ведения торговых дел другие «литовские» евреи; летопись называет имена двух из них: Иосиф Шмойло Скаравей и Моисей Хануш.

Под воздействием евреев стала распространятся ересь жидовствующих.

  • Жидовствующие — изначальное название этнически русских, принявших в той или иной степени иудаизм. Позднее, этим словом некоторые русские публицисты стали называть юдофилов или иных сторонников установления «еврейской власти» (революционеров в начале 20 в., демократов в конце 20 в.-начале 21 в.), а также масонов.
  • В России среди русских распространилось такое название для некоторых протестантских сект — молокане, субботники. Секта или так называемая «ересь жидовствующих» зародилась сначала в Новгороде в 15 в. Предпосылкой к её возникновению, помимо влияния польских евреев и остатков хазарского влияния, были сношения Русских земель с Крымом, где проживала влиятельная община как евреев-раввинистов, так и караимов.
  • Жидовствующие были очень близки в своих взглядах на единого Бога не только с иудеями, караимами и мусульманами, но и с древними христианскими восточными учениями (арианство, манихейство). В свою очередь, первые христиане-монофизиты из потомственной воинской аристократии юга Восточной Европы, Крыма, Северного Кавказа исповедывали веру в единого бога, не знающего национальных различий. Это бог Митра, бог порядка и справедливости. Его символом был "фракийский всадник", несложно увидеть совпадение графических образов современного герба города Москвы (святой Егорий, поражающий копьем Змия) и герба Литвы (Погонь). Столь же естественным было для кочевников Великой степи Евразии понимание, что бог един. Символ божества древних тюрков Тенгри это парящий орел, равносторонний крест. Очень показательно, что среди всех тюркоязычных народов более всего древних представлений о Тенгри сохранили караимы и крымские евреи крымчаки.
  • Украинские козаки-характерники, по моей версии, были носителями арианской ереси и древнего культа Митры. Эта вера в польско-литовских летописях, именуется "греческой" в отличии от веры ромеев (византийского православия). В данном случае речь идет о греках Боспорского царства и не признании догмата Троицы, а также церковной иерархии. Греческая вера была верой купцов и военных наемников, для которых никакого значения не имели культурные барьеры, церковная  и светская иерархия. Некоторая часть польско-литовской шляхты и высших магнатов (герба Абданк) замечена в широких контактах с протестантами из богатых бюргерских городов и еврейскими купцами. Сам по себе герб Абданк не ясен по происхождению: такого слова нет ни в одном языке, графика очень простая растянутая по горизонтали W, по моей версии означает ступени посвящения в тайные знания. И берет свое начало от тайного международного культа Бога единого неназываемого в Боспорском царстве.
  • Средневековая Кафа (Феодосия), очень далеко отстоящая от природных источников золота, крупнейший центр работорговли и выкупа богатых пленников, известна в раннесредневековых источниках как Ардабда. Это переводят как город Семи богов, но я думаю, что речь идет о семи ступенях и все том же древнем мистическом культе Великой матери Луны, с которым связывают богатство и золото.  Фракийский всадник это Солнце, Великая мать - Луна. Две стороны единого бога.

Царь Иван III вёл дела с зарубежными евреями, руководствуясь прагматическими соображениями. Еще в 1472 г. посредником в переговорах между Москвой и крымским ханом Менгли-Гиреем был купец из города Кафа, еврей Хозя Кокос (его письма на иврите доставлял ко двору Ивана III шурин Кокоса Исуп, приезжавший по торговым делам в Москву). Длительную переписку Иван III вел в 1484–1500 гг. и с Захарией де Гвизольфи, князем Таманским, которого царь и его приближенные считали евреем.

Иван IV Васильевич (Грозный) запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 г. были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 г. напомнил русскому царю, что предшественники Ивана свободно впускали всех купцов его страны, христиан и евреев, Грозный ответил резко, намекая на ересь жидовствующих и историю с лекарем Леоном: «жиды... людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили... И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!»

Евреи польских городов и крепостей, завоеванных русскими в ходе Ливонской войны, сполна испытали на себе ужасы садистского неистовства Ивана Грозного. Стрельцы сжигали евреев живьем, вешали или топили отказавшихся креститься вместе с детьми (см. Киддуш ха-Шем). Так, в 1563 г. после занятия Полоцка по приказу Ивана были утоплены около 300 человек. «Согласившихся» принять крещение уводили в плен, превращая в крепостных.

Сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 г. запрет на въезд евреев стал соблюдаться менее строго. В том же году появляется сообщение о двух евреях — Свиборе и Кадыше, которые посетили Москву в составе литовского посольства. Значительные масштабы принял въезд евреев в Московскую Русь в Смутное время, особенно в правление Лжедмитрия I (1605–1606), пришедшего к власти с помощью польского войска. Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям, претендовавший на московский престол Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I, а раньше жил в Шклове под именем Богданко и работал учителем.

ИЗВЕСТНЫЕ ЕВРЕИ ДАННОГО ПЕРИОДА
  • Анбал Ясин — ключник князя Андрея Боголюбского.
  • Стефан фон Гаден (Данило Жидовинов) — врач, польский еврей. Боярин Василий Васильевич Бутурлин отправил его в 1657 из Киева в Москву, где он начал врачебную деятельность в качестве цирюльника; Гаден впоследствии приобрел популярность и был назначен "поддоктором" (1667), а затем доктором (1672) царя Алексия Михайловича. Согласно Рихтеру, Гаден не обладал университетским образованием, диплом же свой получил от царя ввиду заслуг (в делах Аптекарского приказа он назван "бакалавром медицины"). Однако если верить Кильбургеру, Гаден, принявший поочередно лютеранство, католичество и православие, считался наиболее популярным врачом при Московском дворе. Царь одарял Гадена всякими милостями и, между прочим, позволил ему съездить в Смоленск (тогда принадлежавший Польше) к матери, что редко разрешалось иностранцам. В 70-х гг. 17 в. к Гадену переселились его родные и, по словам современного ему путешественника по России, благодаря Гадену "значительно увеличилось число евреев в Москве". Гаден находился в близких сношениях с единственным образованным боярином того времени, Артамоном Матвеевым. Гаден погиб во время восстания стрельцов (1682), обвинённый в отравлении царя Федора Алексеевича; вместе с другим немецким врачом они варварским образом были казнены на Красной площади: чернь, разыскивая неугодных бояр, потребовала и выдачи врача, которого обвинили в отравлении царя. Стефан и его сын Михаил (Цви-Хирш) были растерзаны бунтовщиками; заступничество царицы Марфы спасло жизнь только жене Стефана.
  • Ефрем Моизич — придворный Андрея Боголюбского, и его убийца.
  • Захария ди Гвизольфи — князь Таманского полуострова, основатель секты жидовствующих, потомок Симеона ди Гвизольфи, генуэзского еврея, который женился на княгине Вихаханим и под покровительством Генуэзской республики стал в 1419 владетелем Тамани.
  • Ицхак из Чернигова (Ицхе [Исаак] из Чернигова) — русский раввин 12 в. В словаре Моисея бен-Исаак из Лондона "Sefer ha-Schoham" приводятся объяснение Ицхака одного слова ";;;" с указанием на сходные русские выражения, что дало повод Цунцу, а затем А. Гаркави, утверждать, что евреи, жившие в России в эпоху Ицхака, уже говорили по-русски. Ицхак — один из первых русских евреев, упоминаемых в еврейской литературе. В английских памятниках (Pipe-Rolls, 1180—82) упоминается Исаак из России, и Джэкобс правильно отождествляет его с Ицхак из Чернигова. Джэкобс полагает, что Исаак из России, ученик Иуды Хасида, также идентичен с Ицхаком. В таком случае Ицхак покинул Англию и переселился в Германию или Богемию, где, по Цунцу, жил тот анонимный автор, с которым Ицхак вступил в близкие сношения.
  • Казарин Иван Захарович — воевода Владимира Мономаха, был в 1107 (1113) предводителем русско-хазарского войска, воюющего с половцами у устьев Днепра.
  • Хоза Кокос — влиятельный еврей из Кафы, купец, при посредстве которого великий князь московский Иван III Васильевич (1462—1505) заключил и поддерживал союз с крымским ханом Менгли-Гиреем (см. "Инструкция великого князя боярину Никите Васильевичу Беклемишеву от 1474 г."; его же "Инструкцию боярину Семену Борисовичу от 1486 ", "Регесты и Надписи", I, 193, 197; ср. ib., 194—195). Его письма на иврите доставлял ко двору Ивана III шурин Кокоса Исуп, приезжавший по торговым делам в Москву. Так, отправившемуся в Крым в марте 1474 послу Никите Васильевичу Беклемишеву было приказано передать Кокосу поклон от вел. князя и просить его выхлопотать у хана "ярлык докончательный", за что обещано Кокосу "своё жалованье"; посол должен также просить Кокоса: "коли будет ему к великому князю грамота послана о каких делах, и он бы жидовским письмом грамот бы не писал, а писал бы грамоты русским письмом или бесерменским". Кокос должен употребить свое влияние, "чтобы грабежа над великого князя гостьми не было в Кафе". В 1486 мы находим в инструкции великого князя боярину Семену Борисовичу, отправленному с посольством к царю Менгли-Гирею: "Да молвит Кокосю жидовину от великого князя... как еси наперед того нам служил и добра нашего смотрел, и ты бы и ныне нам служил; a мы аж даст Бог хотим тебя жаловати". Послу Семену Борисовичу было предписано обратиться к Кокосу с просьбой сохранить верность великому князю и расположить хана к последнему.
  • Леон (Мистро Леон Жидовин) — еврей-врач из Венеции, прибывший в Москву в 1490 среди других мастеров и художников. Леон состоял лейб-медиком великого князя Иоанна III Васильевича. Он — первый медик, приехавший в Россию из Западной Европы. Когда заболел сын великого князя, Иоанн, Леон вызвался его лечить, ручаясь жизнью за успех. Но молодой великий князь умер 7 марта 1490, и тогда Леон был казнён "на Балвановке апреля 22", "так как тогда верили в непогрешимость медицины, и в плохих результатах лечения видели только вину доктора".
  • Лжедмитрий II («Тушинский Вор») — самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606 Лжедмитрия I. По некоторым сведениям, еврей.
  • Моше бен Яаков из Киева (Моше Киевский II, Моше ха-Голе; 1449, Шедува, Литва, – 1520?, Кафа, ныне Феодосия) — учёный-талмудист, комментатор Библии, автор пиютов и каббалист. После путешествия в Стамбул, где он сблизился как с евреями-раббанитами, так и с караимами, Моше бен Я‘аков поселился в Киеве, где написал антикараимский полемический трактат. Во время нападения крымских татар на Киев (1482) дети Моше бен Я‘акова были угнаны в плен, и он выкупил их на деньги, собранные в еврейских общинах. Между 1482 и 1495. Моше бен Я‘аков составил грамматику иврита «Сефер ха-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года»). В 1495 литовские и украинские евреи подверглись изгнанию. В годы скитаний Моше бен Я‘аков написал посвященный каббале трактат «Шушан содот» («Лилия тайн») и каббалистические сочинения «Оцар ха-Шем» («Сокровищница Господня») и «Ша‘арей цедек» («Врата справедливости»). В 1506, во время пребывания в Лиде, Моше бен Я‘аков был захвачен в плен напавшими на город татарами и угнан в Крым. Был выкуплен местной еврейской общиной Солхата, поселился в Кафе, где, получив пост раввина, стал во главе общины. Моше бен Я‘аков сыграл важную культурно-религиозную роль в жизни крымского еврейства. Составленный им молитвенник, известный под названием «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), был принят всеми еврейскими общинами Крыма. Очень возможно, что Моше бен Я‘аков был учеником р. Якова бен-Меира Тама, так как некоторые данные говорят за то, что он его знал лично (см. Sefer ha-Jaschar р. Тама, № 522, p. 93a). Моше бен Я‘аков находился в переписке с Самуилом бен-Али, главой академии в Вавилонии. Респонс р. Самуила, посланный им Моше бен Я‘аковым, сохранился в рукописи "Jichuse Tannaim we-Amoraim", автором которого, по-видимому, является Иуда бен-Калонимос из Шпейера. Вероятно он идентичен ли он с Моисеем Русским, о котором говорится в "Sefer ha-Schoham".
  • Симеон — основатель запорожского казачества: «войско их начало своё возымело от 948 г. чрез вышедшего тогда из Польши некого человека, именем Симеон, роду хазарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог (Южный Буг)— реки, в её лимане, место избрал, и куда, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва через то шайку человек из ста или более 13».
  • Я‘аков бар Ханукка — купец; его письмо – первый письменный источник из Киева. Из этого, так называемого Киевского письма из генизы Каира, известно, что в начале 10 в. в Киеве существовала еврейская община (под письмом — подписи 12 человек); в городе находился и хазарский наместник, контролировавший переписку. Под покровительством хазарских правителей расцвела торговля между Востоком и Западом. Её осуществляли, в частности, и еврейские купцы — раданиты, владевшие, как сообщает географ 9 в. Ибн-Хурдадбих, несколькими языками, в том числе славянским. Раданиты вели торговлю рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями. Возможно, подписавшие Киевское письмо были потомками раданитов. «Герой» письма Я‘аков бар Ханукка и его не названный по имени брат, убитый разбойниками в торговом путешествии, были богатыми купцами. Некоторые киевские евреи по письму носили хазарские (например, Манар, Манас) и славянские (например, Гостята) имена. Письмо Я‘акова бар Ханукки является ценным источником по истории евреев, Руси, Хазарии; а также проливает свет на древнерусское право.
  • Опальный патриарх Никон жаловался в письме к царю Алексею Михайловичу (1671) на двух таких послушников Воскресенского монастыря, Демьяна и Мишку, которые вернулись в «жидовство» и «совратили» молодых монахов. Некоторые из монахов еврейского происхождения добились признания как мастера живописи: Иван Башмаков, отобранный в детстве у родителей, расписывал Грановитую палату Кремля в последней трети 17 в. и пользовался милостью царя; иконы Василия Познанского (около 1655 г. – после 1710 г.) не только вызывали восхищение современников, но и высоко ценились впоследствии. Среди ближайших сподвижников самого Никона находился монах еврейского происхождения Арсений Грек, основавший в 1653 г. школу в Москве, в которой было введено обучение греческому языку и латыни.

Источники - Википедия и неработающий в настоящее время сайт kehilot-kuzari.ru/istoricheskaya-literatura/2013-07-18/evrei-v-kievskoy-rusi-i-moskovskom-tcarstve