Общеизвестна такая схема: киммерийцы-скифы-сарматы-аланы-осетины (прямые наследники). Все эти «народы» объявлены ираноязычными. Не буду возвращаться к вопросу о том, что скифы и сарматы это военно-политические союзы, аланы это некий аналог московского «дворовые дети боярские» — то есть дворяне. Осетины достойны уважения просто потому, что они сами себя уважают и много хорошего, умного, интересного написали о скифах. К которым имеют весьма далекое отношение.

Обер офицер Ахтырского гусарского полка

Обер офицер Ахтырского гусарского полка

Тут тема другая, хотя и продолжающая историю кавалерии, сословия всадников, клановой организации, где нет места панам и холопам. А есть братья по родству или побратимству.

Гусары наиболее яркий тип кавалерии, изначально — тяжелой, берущей начало от катафрактариев античного времени. Мой легендарный предок князь Плакса (Палак-сай, повелитель огня, начальник береговой стражи) на своем гербе имел два скрещенных тяжелых рыцарских копья. И руку с занесенным мечом. По теме участия всадников Северного Кавказа и юга Русской равнины в крестовых походах, я сделал уже отдельные обзоры.

Само слово гусар — венгерское, оно означает «один от двадцати«. Двадцать свободных поселян обязаны были за свой счет экипировать одного рыцаря в тяжелом вооружении с оруженосцами, пажами и сержантами. Фактически это был аналог танка, поскольку гусар, как и катафрактарий, как и рыцарь Тевтонского ордена, наступая в строгом боевом порядке с правильной скоростью, только по инерции давил не менее десяти пехотинцев. И потом еще не менее десяти мог уничтожить оружием.

Сержанты, которые сопровождали витязя тяжелой кавалерии, были из младших сыновей купцов и ремесленников, таким образом было в свое время образовано юнкерство Пруссии. За службу сержанты получали земли. Пажи и оруженосцы набирались из младших родственников и, по существу, проходили долгое и тяжелое обучение.

Напомню, в очередной раз: славяне не были всадниками, славяне не могли прикасаться к сабле или мечу, славяне не могли сесть на лошадь верхом. Славяне быстро и просто обучались навыкам пехоты, и были наилучшей пехотой многих государств, в том числе тюркских.

А вот кавалерийское искусство, стрельба из лука, владение саблей требует очень долгого обучения с детства. Наследники аристократических династий проходили обучение в особых семьях и особых местах (главным было наличие родников чистой воды, сочетание леса и равнины). До 8 лет мальчик рос на женской половины, потом его воспитанием занимался аталык, ата- отец, аталык — заменяющий отца. В 14 лет юноша из аристократического рода уже не имел права есть не свою добычу. Такое правило существовало в древней Спарте, обнаруживается и в документах о Крымском ханстве, правда, только в отношении султан-казаков (сыновей от украинских рабынь). Аталык завершал обучение тем, что юноша получал полное вооружение и двух боевых коней.

Чтобы больше не возвращаться к вопросу, почему в командовании гусарских, уланских и прочих кавалерийских полков (даже крымтатарских) множество остзейских и немецких баронов и графов, напомню, что кавалерия германских государств, как ясно указывает известный историк 19 века Оскар Егер, складывалась главным образом из перехода на службу в Западную Европу выходцев из Евразийский степей, а также Северного Кавказа. Очень характерно, например, что на гербе рода фон Крузенштерн скифский составной лук со стрелой. А сама фамилия Крузенштерн означает равносторонний крест, крестовая звезда, символ Тэнгри, единого бога тюрков.

Села, которые обеспечивали своему сюзерену-землевладельцу кавалеристов никогда не были подневольными и крепостными. Организация кавалерии не терпит разделения на господ и быдло, помещиков и крепостных, это клан, бейлик, род. Князь это только старший родственник, который обязан заботиться обо всех. Значительная часть кавалерийского рода не является воинами. Это кузнецы, шорники, травники-коновалы, фуражиры, обозники и прочая человеческая  инфраструктура. Поэтому во все времена существовало кастовое разграничение всадников и ремесленников от крестьян-хлебопашцев. Земледельцам запрещалось ездить верхом на коне, прикасаться к сабле или мечу. Всадникам запрещалось прикасаться к плугу, пахать землю, сеять зерно. Некоторым послаблением было втаптывание семян проса в весеннюю грязь копытами лошадей. Сохранилась детская обрядовая игра. А мы просо сеяли. А мы просо вытопчем.

Но даже при этом на сбор урожая, на толоку выходили крестьяне. Считалось, что это их плата за защиту от набегов чужих, враждебных кочевников.

Далее я скопирую некоторые материалы об Ахтырском гусарском полке.

Общая схема такова:

В Северской земле (Чернигов-Смоленск) еще во времена Хазарского каганата и Киевской Руси сохранялось полукочевое ирано-язычное население. Основной тип хозяйства это отгонное сезонное животноводство и промысловая присваивающая экономика (говоря попросту — заготовки: бить зверя, ловить рыбу, коптить, солить, продавать). Вблизи Харькова есть археологический заповедник Верхний Салтов, который представляет Салтово-Маяцкую культуру. Тема не особо пропагандируется, поскольку Северская земля очень долго воевала с Киевской Русью. В конечном итоге модель Северского равенства и родовой организации проиграла абсолютистским устремлениям Рюриковичей.

Как очень занятный для туризма архаизм, диалекты Северской земли сохранили тональный язык. Коренные жители Луганска, Полтавы, Сум, Курска, Воронежа, Смоленска поют слова. Это не просто гэканье и не просто открытый грудной голос, но еще особая интонация, которой нет в славянских языках.

Северяне, севрюки (жители Северской земли, сувар) в конечном итоге частью ушли в Донское казачье войско, частью были сосланы аж в Забайкалье. Христианство салтово-маякцы приняли задолго до Киевской Руси, это были монофизитские ереси, вера в единого бога, неприятие Троицы (триединства Бога отца, сына и святого духа), неприятие культа Богородицы, неприятие церковной иерархии. Очень характерная ересь для севрюков — «семейские«, они и сейчас живут в Забайкалье. Это домашнее, семейное изучение Святого Писания, Библии. Такое же, как у караимов и купцов-поморов.

Речь Посполитая (Польско-Литовское государство), а затем Московское царство очень долго пыталось сломать клановую организацию севрюков и остальных земель Дикого поля (в том числе и на территории нынешней Николаевской области). Вольные кочевники и полукочевники прошли эволюцию от козаков к уланам и гусарам.

К 19 веку в Российской империи сложилась очень сложная, но весьма эффективная по экономике и лояльности, управляемости система сословия однодворцы. В общей сложности однодворцы включали 18 категорий: пушкари, уланы, гусары, драгуны, ямщики и прочие. Каждая из этих категорий поселялась на Слободской Украине отдельными селами с внутренним самоуправлением. Село составляло общину с круговой порукой и обязанностью перед государством выплачивать определенные налоги и исполнять определенные служебные повинности от числа населения.

Таким образом, например, и паланки или станицы Черноморского и Бугского казачьего войска на Николаевщине в 19 веке, уже когда они состояли из «арнаутов»: сербов, болгар и греков, были преобразованы в военные поселения и обязаны были формировать полки уланов, гусаров и прочей кавалерии или артиллерии.

Ахтырка — Ак-яр (Белый обрыв)

Одно из распространенных тюркских названий в классе «приметные» это Белый обрыв. По татарски Ак-яр, но русские не могут ни произнести, ни услышать так. Во всяком случае русские с большой примесью финоугорской крови. У них (у нас, у меня) полногласие. Ак-яр произносится как Ахтияр. Ахтиярская бухта это в Севастополе. На Украине множество населенных пунктов и речек носят название Ахтырка. Возможно, от слитного произнесения Ак-яр-кой (село у белого обрыва), или от простой привычки ко всему добавлять -ка. Есть еще крымское словечко тырке — низкий столик. Но Ак-тырке — белый низкий столик… как-то не убедительно.

Собственно, важно лишь то, что из казачьего поселения с тюркским названием возникло военное поселение, которое сформировало один из самых славных гусарских полков Российской империи — Ахтырский.

Что вещает нам об Ахтырке знающая обо всем, но не очень достоверно и непонятно от каких авторов, Википедия? »

В средине XVII века, на границе Московского царства — Слобожанщине, было образовано четыре слободских казачьих полка. Сформированы они были из переселенцев из Правобережной Украины. В обязанности переселенцев (называемых в документах черкасами и/или русинами), вменялась охрана рубежей Московского государства. Ахтырка стала одним из полковых городов (Ахтырский слободской казачий полк), наряду с Харьковом, Сумами, Острогожском. Территория, подчинённая Ахтырскому полку, включала в себя части современных Харьковской, Сумской, Полтавской и Белгородской областей.

Как полковой город, она пробыла в этом статусе до 1765 года, когда как Ахтырская провинция, стала частью вновь образованной Слободско-Украинской губернии. На то время Ахтырка была самым большим и населённым городом Слобожанщины.

Страницы: 1 2