Татьяна Конькова Вечера на Мюльгаузенской… Когда рассказываю знакомым об этой страничке, почти всегда читаю недоумение на лицах: «Вечера — где?». Сегодня далеко не все симферопольцы знают, что это за улица. Ведь корни ее названия уходят в такой далекий сегодня 19 век. Думаю, что и всем посетителям этих вечеров будет небезынтересно узнать, где именно проводят они свои встречи. Попытаюсь провести небольшой экскурс в историю «дома Мюльгаузена», и мне в этом помогут:
В Симферополе, на улице Киевской, 24 (первоначальное название, с 1904 года — Мюльгаузенская или Мильгаузенская; с 30 мая 1924 года— Битакская; с 19 апреля 1946 года — Мичурина; и с 17 мая 1961 года — Киевская), сохранился дом, ровесник города. Вот так он выглядел в начале 20 века:
Симферополь. Дом. Ф. К. Мильгаузена. Кон. XVIII–XIX в.
Фото 1925 г. из собр. Л. Юрчишко
Этот дом с мезонином, как утверждают знатоки, был построен в 1785 году для поручика русской армии. В. А. Шепинга. Дом был главным строением обширной загородной усадьбы, расположенной на правом берегу реки Салгир. Усадьба включала хозяйственный двор со службами и мельницей, и фруктовый сад площадью около 60 га. Одноэтажный барский дом, с мезонином и двумя симметрично расположенными флигелями, построен в стиле «усадебного классицизма»: в обращенный в сторону р. Салгир парк, на главную аллею, выходил стройный четырехколонный портик главного фасада, в тени которого расположены прямоугольные окна и парадная дверь.
Вторым владельцем усадьбы стал член Таврического областного правления Г. И. Беляев, у наследников которого и купил ее в 1820 году известный врач Федор Карлович Мюльгаузен. Тогда дом и стал называться «домом Мюльгаузена». Выйдя в отставку по состоянию здоровья, Ф. К. Мюлгаузен приехал в Крым чиновником для особых поручений по врачебной части при Таврическом губернаторе и поселился в Симферополе. В 1822 году, когда в городе вспыхивает эпидемия чумы и холеры, и Ф. К. Мюльгаузен принимает активное участие в ликвидации эпидемии и ее последствий.
Очень скоро известный врач стал пользоваться огромной популярностью среди жителей Симферополя. Лечение Мюльгаузена всегда было безвозмездным, а бедняков врач сам обеспечивал нужными лекарствами. Федор Карлович Мюльгаузен был не только прекрасным врачом, но и метеорологом, и ботаником. Именно он выстроил первую метеостанцию в Симферополе, лютеранскую церковь и традиционную школу при ней. На своих землях Мюльгаузен разбил три огромных прекрасных сада (современная территория садов тянется от завода «Фиолент» до автовокзала).
Ф. К. Мюльгаузен был одним из прогрессивных и образованных людей своего времени. Поэтому в его дом в Симферополе, во время своих поездок по Крыму, заглядывали многие известные люди, такие как Х. Стевен, И. Айвазовский, В. Белинский, А. Серов, В. Жуковский, К. Батюшков, П. Кеппен и другие. Бытует мнение, что в сентябре 1820 года доктор Мюльгаузен приютил в своем доме и лечил тяжело больного Александра Пушкина, приехавшего из Бахчисарая в Симферополь. Но документальных подтверждений этого факта найдено не было. Есть лишь устные рассказы патриархов краеведения, что почти 100 лет в одной из комнат дома в рамке висело, написанное рукой поэта, стихотворение в память об этих днях.
Федор Карлович Мюльгаузен скончался в марте 1853 года. Хоронил его весь Симферополь. После кончины доктора Мюльгаузена благодарными жителями было подано прошение о названии улицы, на которой располагался его дом, именем хорошего врача и прекрасного человека. Ходатайство было удовлетворено. Городская дума приняла решение назвать именем ученого и общественного деятеля уже обозначившуюся улицу, на которой стоял и стоит доныне его дом, и до 1924 года улица называлась Мюльгаузенской.
История по-своему распоряжается имуществом выдающихся людей… Когда в Крым пришла Советская власть, то процесс национализации имущества затронул и дом Мюльгаузена. Особняк был поделен на квартиры, сад вырублен, а из конюшен сделали сараи.
Но доктор Мюльгаузен оставил после себя еще кое-что, что вряд ли кем-то будет присвоено — очень любопытный памятник — мемориальное дерево семьи Мюльгаузенов. Дело в том, что в 1829 году перед входом в дом им, женой и тремя детьми были высажены саженцы каштанов по количеству членов семьи. Со временем деревца сплелись и получилось одно большое дерево. Сейчас к нему можно подойти через двор на ул. Фрунзе, 30. Каждый год цветет и плодоносит двухсотлетний каштан с пятью стволами.
И родилась легенда о том, что это дерево исполняет желания. Те, кто слышал об этой истории, обязательно приезжают к дому Мюльгаузена и возле дерева загадывают самые сокровенные желания в надежде на их непременное исполнение…
Сегодня это дерево признано памятником природы и взято под охрану государством, о чем свидетельствует закрепленная рядом с деревом табличка.
Шло время, и каждый житель привносил в конструкцию дома что-то свое – достраивал или перестраивал. Сейчас в доме находится 6 квартир, и мало кто из жителей этих квартир знает о том, что дом представляет историческую ценность.
Во времена моего детства (а я жила, да и теперь живу по соседству) уже мало что напоминало первоначальный вид дома. Вот таким он был в середине 1960-х:
Дом Мюльгаузена, дворовый фасад (со стороны ул. Киевской)
Фото Л. Юрчишко, 1965 г.
А так выглядит этот дворовый фасад сегодня, 50 лет спустя.
Будучи детьми, мы частенько, играя в «казаки-разбойники», забирались во двор этого одного из самых старых симферопольских домов. И, прячась в густом разросшемся кустарнике от «казаков», даже не представляли себе, что соприкасаемся с живой историей.
С тех пор прошло почти полвека. Менялись времена, менялись мы, менялся дом. В 1970–1990-е был он и таким,
и таким:
А так выглядит это место сегодня, в декабре 2013 года, 200 лет спустя.
Киевская, 24. Декабрь 2013 г.
Фото Т. Коньковой
И если знаменитый каштан является памятником природы, то дом Федора Мюльгаузена в Симферополе ни историческим, ни архетиктурным памятником официально не признан. На здании нет даже мемориальной таблички, говорящей о его исторической ценности.
Источник: Очень сильный проект Вечера на Мюльгаузеновской |
Комментировать