Правильное название Византии — Восточно-Римская империя. Только в 19 веке русские историки стали отдельно писать о Византии, поскольку основной язык в ней был греческий, а не латынь. И церковь все-таки не римско-католическая, а ортодоксальная (православная). Однако надо помнить, что в первые века Киевской Руси западно-христианская церковь была едина по всей Римской империи.

Отдельно развивались восточные церкви — армянская, несторианская и другие в Азии. Очень важно помнить, что первый период развития русов связан с арианской церковью, то есть монофизитской, фактически протестантской. Уже в первой четверти 4 века, причем до официального принятия христианства в Армении и Римской империи, в Приднепровской Готии (страна Ойум, Великий Луг), епископ Вульфила перевел на язык готов самые важные книги Святого Писания. Специально для этого он создал на основе греческого алфавита (византийского, то есть не древнегреческого, алфавита греков на рубеже старой и новой эры) «готский» алфавит. Его не следует путать с готическим шрифтом. Не следует путать язык приднепровских готов с древнегерманским. Черняховская археологическая культура это «плавильный котел» из германцев, балтов, славян, угрофинов и сармато-аланских племен. Очень вероятно, что некоторая часть готов дошла даже до Северного Кавказа. Во всяком случае, среди тейпов Чечни и Ингушетии (вайнах) есть очень высокие люди, что не характерно для Кавказа. Книги Вульфилы (Серебряный кодекс) были уничтожены как в регионе действия римско-католической, так и среди ортодоксального православия, поскольку учение Ария уже со времени принятия догмата Троицы было объявлено ересью и жестоко преследовалось.

Собственно готы из военной аристократии многие века не смешивались со славянами. Явно можно проследить, что каста воинов «плавилась в отдельном котле» только с морской аристократией микс-эллинов Северного Причерноморья, от которой приднепровские готы переняли морское дело и международную торговлю и аланской аристократией, от которой готы усвоили навыки кавалерии — тяжелой (рыцарство, катафрактарии), средней (сбор налогов, пограничная и таможенная служба) и легкой (уланы, райдеры по тылам, налетчики, разведка, тактика выжженной земли).
В 4-6 веках росы дромиты (бегуны, так их прозвали за быстрые налеты на византийские порты и стремительное исчезновение в дельте реки Кубань, в плавнях, где их невозможно было обнаружить) не создавали собственную государственность. Они были профессиональными охранниками городов, портов, торговых караванов на Великом шелковом пути, важнейшей кастой в первых государствах тюрков. В составе очень аморфного, однако процветающего Хазарского каганата, развивалась конфедеративная сеть Гардарика — страна городов.
Южные готы переняли религию своих матерей. Археологи находят у дружинников древней Руси молоточки Тора, как оберег. Однако нет никаких свидетельств того, что среди варягов-наемников Руси был культ Одина. Ядро приднепровских готов составило несколько сот мужчин, которые по легенде высадились на южный берег Балтийского моря во 2 веке. Их движение в страну Старый (Великий) Свитьоф продолжалось несколько поколений. Это означает, что матерями и воспитателями второго поколения готов были балтские женщины, которые привили им почитание Перкуна. Главный бог, которым клялись русы до принятия христианства был Перун, бог грозы и молнии. Следующие поколения были уже от славянских и финоугорских женщин, в культе появился бог Велес, воплощение пещерного медведя, скотий бог.
У сарматов родство велось по женской линии, традиция амазонок, матриархат. Поэтому в родословиях и геральдике готских аристократических родов все очень запутано. Несколько веков южные потомки приднепровских готов русы (росы, россы) сохраняли готские имена. Эти имена мы видим в первых договорах Руси с Византией.

  • Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.

Затем появилась двойная система славянская и готская (Святослав это ХЛГ, Хольгерд, Хайльгерд, Олег — хранитель священного огня; Владимир — Германарих — владеющий миром, император). Некоторые имена просто подверглись славянизации, например ИнгВар, защитник земли, стал Игорь. Затем, с принятием христианства появилась тройная система имен просто по созвучию. Например, Ингигерда (хранительница земель) превратилась в Ирину. Искандер, Скидер (аланские имена) стал Александр. При крещении даже и сейчас у крымских татар, например, подбор имен происходит по созвучию: Делявер становится Дмитрий, Сервер — Сергей, Эльдар — Эдуард…
Далее мы приводим цитаты из учебного пособия РУДН (Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы). Мои комментарии и уточнения, а также мои «домыслы» будут выделены цветом, как я обычно делаю. )))
«Из летописей и других исторических источников известно о семи походах Руси на Византию или как написано в летописях — «на греков». В 860 году первый такой поход предпринял правитель Руси Аскольд.
=========== Князь Аскольд не был правителем Руси. Он был одним из князей в Киеве. Причем, только начальником городской стражи, то есть наемником. Старостой купеческой общины и главой киевского самоуправления был князь Дир. Имя Дир явно сарматское (северо-иранское, арийское). Аскольд явно готское. Перевести можно как «холодный как лёд), то есть прозвище типично в стиле скандинавских саг. Система двойного правления была во всей конфедерации Гардарики. Очень долго, до 1381 года такая система сохранялась в Горном Крыму: купеческий староста это хаджи-бей, или берди-бек, или дерби-берди; начальник городской стражи черкез-бей. Сложилась такая система в Малой Скифии примерно в 3 веке до новой эры, когда скифы решили перейти к оседлому образу жизни, взяли международную торговлю (а точнее контрабандные поставки зерна в Средиземное море, в обход Афинского торгового союза) в собственные руки. Самые древние изображения двух царей Малой Скифии — Скилур и Палак показывают нам людей разного возраста и разного антропологического типа. Скилур это пожилой ариец с вислыми мочками ушей, миндалевидными глазами, волнистые волосы, овальное лицо. Палак — молодой, круглое лицо, небольшие уши, нос среднеевропейского типа. ============
Причем, следует особо отметить, что это была военная экспедиция, носившая карательный характер. Русь хотела отомстить грекам за убийство русских купцов в Византии. Олег не раз осаждал Царьград, его щит, по преданию, был прибит над воротами столицы, и здесь же был подписан мирный договор. Дважды ходил на Царьград князь Игорь. Князь Святослав воевал в Болгарии и против императора Византии и как его союзник. Летопись свидетельствует также, что князь Владимир Красное Солнышко перед крещением Руси по греческому обряду захватил и разграбил византийский город Херсонес. Последний поход Руси на Византию в 1043 году организовал сын Владимира Ярослав.
Примечания: Аскольд был правителем Киева уже в конце 50-х годов IX века, то есть по крайней мере за несколько лет до появления на Руси легендарного Рюрика. 18 июня 860 года Аскольд привел свое русское войско («россов», как писали византийские летописцы) к Царьграду. Из устья Днепра к Босфору приплыли около 200 судов. Князь Олег Вещий — был не только первым подлинным строителем Русской Державы. Именно во время его правления Русь обрела свое священное сокровище — славянскую письменность и русскую азбуку. Его заслуги в становлении Русской государственности неоспоримы. Хорошо об этом написал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные, но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной Новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравнятьСя с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».
============ Почему Олег — Вещий? ХЛГ — ХайльГерд это общее родовое жреческое имя для потомков священной сарматской династии. Рюрик очень непонятная фигура. О нем ничего не известно, только что некий Вадим убил его в Новгороде. В каком из? Первый новгород известен уже с 3 века до новой эры в Крыму. Это новый город (Неаполь) скифов. Причем, даже в Крыму таких неаполей, вероятно, было несколько. Столицы переносили из-за проблем с водой. Из-за нехватки. На Руси Новгороды переносили по причине речных разливов, избытка воды. Известно, что относительно недавно атаман войска Донского основал Новочеркасск именно по причине наводнений в первоначальной столице донских казаков. Но вернемся к первой киевской хунте. Вещий Олег прибыл в Киев, убил двух тамошних князей, причем подло, обманом — Дир и Аскольд поверили ему, что он прибыл с добрыми намерениями. Чтобы получить прибежище. С малолетним сыном некоего рюрика. Я пишу с маленькой буквы — рюрик, вероятно, это просто капитан корабля или начальник стражи на купеческом корабле. Где-то в некотором новгороде (думаю, что в дельте Дона или Кубани, но точно что не на северо-западе нынешней России, там до 11 века не было никаких новгородов, а потом уже сразу 4) рюрик женился на дочери купеческого старосты. Но Вадим (из местных) поднял бунт и убил его. Через некоторое время, откуда не возмись, Вещий Олег привозит подросшему Игорю княжичу невесту. Зовут ее Ольга. Известно, что она родственница Олега, то есть княжеского рода. Ольга из города Плесков. Иван Грозный, который канонизировал святую Ольгу, выдумал что она из города Псков. Потому что захватил этот город с огромной кровью. Псков был выдран из торгового союза Ганза, лишен Магдебургского права. В общем, все просходило очень некрасиво, однако полезно для развития Московского государства. Плесков, скорее всего находился на юго-востоке Русской равнины. Скорее всего дельта Кубани. Само по себе слово Плес это слово речное. Есть утверждения, что Ольга болгарыня. Похоже на правду. Скорее всего она из династии Дуло, которая происходит от Атиллы. Но по женской линии из священной сарматской династии, которая восходит еще к амазонкам. ============
Ключевский В.О. точно подметил, что походы Руси на Царьград всегда были связаны с торговыми конфликтами, приводившими к войне, а заключавшиеся после её окончания мирные договоры, были по сути «торговыми трактатами», закреплявшие её итоги. «Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X веке. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один короткий договор или только начало договора Святослава. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X веке Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права» Ключевский В.О. Сочинения. T.l. М.: Мысль, 1987. С. 168. 36 Покровский М. Русская история с древнейших времен. T.l. М.: Мир, б. г С.109.
Примечания: М. Покровский также отмечал, что «сочетание войны, торговли и разбоя» было типичным для Руси IX — X веков. Первый поход Руси был неожиданным для Византии. Появление русского войска под Константинополем 18 июня 860 года византийский автор описывает следующим образом: «Было нашествие варваров, россов — народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный и на деле, и по имени народ, …посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу, убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять…»
Осада Константинополя длилась несколько дней, и 25 июня, разграбив окрестности византийской столицы и Принцевы острова в Мраморном море, россы ушли на Русь. Византийские источники и русские летописи приводят несколько разных причин снятия осады: 1) византийцы и россы заключили мир на выгодных для Руси условиях, 2] на выручку Константинополю подошли войска с императором Михаилом, 3) на море разразилась страшная буря и сильно потрепала суда россов. Версия с подписанием мирного договора выглядит довольно достоверно, так как в те времена и гораздо позднее уплата откупных и принесение даров часто гарантировало прекращение набега и окончание войны. Именно договоренность о заключении мирного договора 25 июня 860 года впервые связала великую империю Византию и доселе малоизвестное новое мощное государство Русь межгосударственным соглашением, что дало начало череде других мирных договоров уже в X — IX веках. Таким образом, Русь была вписана в систему тогдашних международных отношений. Об этом походе руссов на Константинополь было известно давно.
Примечание: Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. С. 90-91. Некоторые исследователи считают, что это описание относится к более раннему и неизвестному современным историка походу россов на Царьград.
Писали о нем (походе руссов на Константинополь), ссылаясь на данные русских летописей, дореволюционные историки В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, советские ученые М.Н. Тихомиров, Б.А.Рыбаков. В 1894 году бельгийский ученый Франц Кюмон обнаружил в Париже византийский манускрипт, который включал в себя Хронику Манасии, описывающей историю нашествия Руси на Константинополь. В Хронике четко указана дата этого нападения и осады столицы Византии — 18 июня 860 года и дата снятия осады — 25 июня, когда противники пришли к мирному соглашению. Проф. А.Н. Сахаров подчеркивает, что события 860 года буквально потрясли тогдашний мир и воображение современников. В течение нескольких десятилетий о нем сообщали византийские и европейские хронисты, о нем возвещали знаменитые проповеди константинопольского патриарха Фотия («Окружное послание» и два других сочинения), посвященные факту нападения и осады византийской столицы русскими войсками. Римский папа Николай 1 в своем письме в Константинополь возмущался тем, что Византия допустила такой беспрецедентный факт, как осаду столицы малоизвестным доселе народом. Легендарный летописец Нестор в Повести временных лет проводит мысль о том, что именно с этого события и начинается реальная, в том числе хронологическая, история Руси («… наченшю Михаилу царствовать, началася прозывати Руска земля. О семь уведахомъ. Яко при семь цари приходиша Русь на Царьгородъ… Тем же отселе почнемъ и числа положимъ…».
А.Н. Сахаров определяет заключенный между Русью и Византией в 860 году договор «мира и любви» как полномасштабное соглашение, ведущее к мирному устроению и установлению между двумя государствами равноправных политических и экономических и военно-союзных отношений. Это было дипломатическое признание Византией древнерусского государства (Русской земли). Договор прекращал состояние войны и устанавливал между государствами мирные и добрососедские отношения.
Византия уплачивала Руси дань и обязывалась впредь выплачивать определенную ежегодную сумму за соблюдение мира со стороны Руси. Русским купцам открывался доступ на греческие рынки. Этот договор во многом являлся стереотипным для того времени. В разные периоды своей истории Византия заключала подобные договоры с Арабским халифатом, Франкской империей, Хазарским каганатом, Болгарским царством и другими сопредельными государствами. Как правило, подобные договоры заключались на 30 или 50 лет и назывались «глубокими». На практике действительно следующее военное противостояние Руси и Византии произошло через 47 лет, в 907 году, когда Византия стала нарушать условия «ветхого мира» 860 года, как его называет Повесть временных лет.
Примечение: Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 12. 24
================ Город Визант (Константинополь) столицу Восточно-Римской империи невозможно было оборонять. Поэтому небольшой военный шантаж всегда имел итогом «договор о вечном мире», который Византийские деловые круги стремились очень быстро нарушить с помощью других договоров о «вечном мире» с другими варварскими племенами.=============
И еще одно важное условие устанавливал договор 860 года. Русь согласилась принять крещение. Теперь в составе византийских христианских епархий под номером 61 появилась и русская. В совокупности с другими условиями мирного договора Русь представала в истории как признанное империей, полноправное, получившее европейскую известность государство. Это было действительное международное государственное рождение, начало международной жизни Руси, приобщение её к тогдашнему цивилизованному христианскому миру. Это действительно было достоверно засвидетельствованное источниками полнокровное начало русского государства, в котором присутствовали такие важные исторические составляющие, как, во-первых, наличие достаточно сильной и хорошо организованной государственной власти, способной провести тщательно подготовленный, масштабный по своим целям военный поход большой рати, а также вполне компетентного в части заключения стереотипного для того времени дипломатического соглашения, которое повело итог военной кампании. Во-вторых, события 860 года показали, что новое государство имеет определенную территориальную пространственность, а также хронологическую протяженность. Русь заключила с империей мирный договор, условия которого должны были действовать на годы вперед. В-третьих, налицо оказался достаточный для того времени цивилизационный уровень Руси, согласившейся, как и другие известные страны, такие как Сербия, Болгария, Алания, принять крещение по византийскому образцу с образованием самостоятельной епархии. В-четвертых, 860 год продемонстрировал наличие на Руси определенного уровня развития хозяйственно-экономических отношений, что выразилось и в способности государства экономически обеспечить грандиозный поход, и в стремлении русских вождей добиться от Византии выгодных условий в торговой сфере.
Примечание: Сахаров А.Н. Поход на Константинополь в 860 г. и «дипломатическое признание» древней Руси /7 Дипломатия древней Руси. IX — первая половина X в. М: 1980. С. 47-82.
И все эти черты жизни и деятельности молодого государства, подчеркивает А.Н. Сахаров, аккумулируются в событиях 860 года и в первую очередь в договоре, говорящем о государственном признании Византии древней Руси39. «Исходя из вышеизложенного, вторит ему СВ. Цветков, мы можем считать дату 18 июня 860 года началом Русского мира».
Договором о мире закончился и поход Олега в 907 году, когда он по легенде «прибил щит к вратам Царьграда». Договоры 911 и 944 годов также были итогом военного противостояния Руси и Византии. Эти исторические договоры дошли до наших дней. «Все три текстуально известных договора дошли до нас в древнерусской версии, отмеченной некоторыми русизмами, однако все они имеют византийские дипломатические прототипы. Сохранившиеся тексты являются переводами, сделанными с аутентичных (т.е. обладавших силой оригинала) копий актов из специальных копийных книг. Договоры с Византией следует считать древнейшими письменными источниками русской государственности».
Особенностью договоров Руси с греками было то, что заключались они от имени не только «великого князя Рускаго» (ст. 1 Договора 911 года), но и «всех светлых и великих князей», которые находились «под рукой его», то есть вассалов великого князя, правивших в различных городах и землях Руси. Что особенно интересно, в договоре 944 года (ст. 1) рядом с послами великого князя Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, от сына Святослава и «ото всего княжья», в общей сложности от 20 подручных князей (в том числе двух женщин, наряду с Ольгой указана Сфандра, жена Улеба), что говорит о немаловажной роли женщин на Руси в то время.
============ Сфандра, жена Улеба (есть варианты перевода что Глеб). Это очень интересно. Скорее всего речь идет о женщине из северо-кавказского сарматского рода, которая была замужем за аристократом из тюркского рода. ===========
Целью договоров было прекращение военных действий, восстановление старого мирного договора и подтверждение и укрепление дружбы, существовавшей между греками и русскими, т. е. установление союзных отношений между Русью и Византией, «пока сияет солнце и весь мир стоит» (ст. 1 Договора 944 г.).
Примечание: Цветков СВ. Поход руссов на Константинополь в 860 году и начало Руси. СПб.: Из-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2010. С. 215.
Цветков СВ. подчеркивает, что поход руссов в 860 г. произошел за два года до пресловутого призвания варягов, с которым традиционно связывается начало русской государственности. Поэтому событие 860 г. заслуживает того, чтобы стать общенациональным праздником начала Русского мира, общим не только для народов России, но и Украины и Беларуси.
Примечание: Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 112.
После подписания мирного договора, стороны оговаривали важные моменты взаимоотношений в военной области. Так, по договору 911 года Византия получила право принимать на службу русских воинов, когда «потребуется идти на войну, а эти (русские) захотят почтить Вашего царя) (ст.10). Еще более подробно взаимные военные обязательства сторон определялись Договором 944 г. «Русский князь не имеет права воевать в тех странах (крымские владения Византии — М.Ф.), ни в каких-либо городах той земли, а та страна не будет вам подвластна; когда же попросит у нас воинов русский князь, чтобы воевать, дадим ему, сколько ему ни потребуется» (ст. 8 Договора 944 г. Подобное обязательство для великого князя русского содержала статья 2 Договора 971 г.). «Если же пожелает наше царское величество от Вас воинов для борьбы с нашими противниками, и если напишут к Вашему великому князю, то пусть пошлет к нам, сколько пожелаем; и пусть из этого узнают иные страны, какая дружба связывает греков с русскими» (ст. 15). Византия была крайне заинтересована в привлечении к себе на службу русских дружин, известных своей воинской выучкой и отвагой.
=========== По этому поводу существует весьма серьезный источник «Записки готского топарха». Это результат судебного разбирательства в Константинополе. Суть проблемы в том, что микс-эллины (потомки древнегреческих колонистов) в Крыму пытались найти покровительство у великого князя Киевской Руси Святослава Игоревича. Однако византийский император смог обычными своими подлыми дипломатическими методами «разделяй и властвуй», натравливанием кочевников, решить эту проблему. Князь Святослав, а потом великий князь Владимир Красно Солнышко подписали договоры об отказе от Херсонеса Таврического. Правда, в том что первая победа русской дипломатии была в том, что Владимир ничего не обещал в отношении Тмутаракани — наследия Боспорского царства по обоим берегам Керченского пролива. И успешно овладел этими стратегическими землями. На несколько веков. Занятно, что управителем туда он отправил своего малолетнего сына (6 лет или около того) с одной из своих жен, чехиней. Князь Тмутаракани Мстислав получил прозвище Удалой (Храбрый). У него был в молодости поединок по борьбе с горским (адыгским) князем по имени Редедя. Мстислав поборол его. Как полагается по законам готов, Мстислав заколол его кинжалом (ножом, который у него был в сапоге). После этого все племя касогов стало служить Мстиславу. Князь Мстислав Удалой взял на себя заботу о вдове и детях Редеди. Он, как христианин не женился. Своих детей у него не было. От его приемного сына пошел род адмирала Ушакова (ушак это просто мальчик, сын на языке адыгов). Касоги, которых князь Мстислав Удалой привел с собой в Северскую землю (Чернигов, Новгород-Северский) стали ядром черкасов (городской стражи) и украинского козачества — пограничной охраны. ==========================
Летописи и другие источники свидетельствуют об участии отдельных русских дружин в военных предприятиях Византии первой половины X века. Так, в Критском походе 902 г. участвовала русская эскадра с 700 человек экипажа; в походе 936 года против лангобардов принимали участие 7 русских кораблей с 415 воинами; в походе на Крит 949 года участвовало 9 русских судов с 629 воинами.
Византийские писатели знают о русских дружинах-наемниках в 902, 935, 949, 962, 963 годах. В 988 году на службе у греческого императора состояло 6 тысяч русских воинов. Поэтому в договорах Олега и Игоря упоминается о «работающих въ Грецехъ руси у христьяньского царя». Греки пытались статьей 10 Договора 911 года добиться закрепления условий беспрепятственного поступления русских воинов на византийскую военную службу.
Примечание: Памятники русского права. Выпуск первый. Под ред. Проф. СВ. Юшкова. Издво юридической литературы. М.: 1952. С. 21. 27