Сегодня Всемирный день демократии. Вообще демос это вовсе не народ, это сообщество рабовладельцев, свободных граждан, причем несложно было вылететь из этого сообщества. Гражданин обязан был обрабатывать участок земли (в Крыму это обычно 14-18 гектаров), обеспечить работой, жильем, питанием и вином около 50 рабов. Сразу напишу, что как профессиональный воспитатель со многими «корочками» я категорически против участия в выборах учителей и силовиков. Дети вне политики. Офицеры и солдаты служат государству и не обсуждают приказы. Пенсионеры? Зачем их голоса в выборе будущего государства? Заключенные — да, голосуют дружно, однако не нужно. Я за власть богатых, открытую власть богатых. Которых знают их соседи.

В этом обзоре сравним:

  1. Херсонес Таврический. Полис и Хора.
  2. Боспорское греко-варварское царство.
  3. Города и ополья готов, гуннов, русов.
  4. Кырк-Эль страна сорока земель и княжество Феодоро.
  5. Крымское ханство монархия по Ясе Чингизхана.

1. Херсонес Таврический. Полис и Хора.

Херсонес таврический (на месте Севастополя) был обычным эллинским полисом, городом-государством. Его экономика была основана на труде рабов. Кстати, сохранились записи и о нормах вина для рабов, правда вино делали не первого отжима, а уже путем затирания в тарапанах мезги винограда (гребни, косточки и кожура), добавляли воду, потом брожение. Но все-таки воду рабам не давали из соображений не допускать кишечных болезней.

В археологическом заповеднике Херсонес Таврический очень многое можно узнать от грамотных экскурсоводов. Поэтому я не буду писать много букв в этом разделе. У кого нет возможности побывать на экскурсии, просто найдите книги из Питера, серия Античная библиотека.

Превосходная книжка «Полис и хора» издана в Симферополе. Найдите сами. Хора это земледельческая округа, владения граждан (тех самых рабовладельцев) для выращивания зерна. Пересказывать не буду. Только скажу, что неудачный рабовладелец влезал в долги и сам становился рабом. В лучшем случае адвокатом, поэтом, педагогом (детоводитель) или просто собутыльником своего богатого родственника.

2. Боспорское греко-варварское царство

Тема государства по обоим берегам Керченского пролива все еще не особо процветает в науке. Противоречит теории европейских ученых что цивилизация у нас вся с запада, и конечно противоречит всяким там старым ладогам, что нихрена Русь это не Киев, а только немытые вонючие варяги. Ну. Опять коротко.

  1. Троянских войн было много.
  2. Ахиллес это жрец зерна и ветра, его бессмертие в том, что он обязан был подготовить себе смену из способного мальчика.
  3. Эллины смогли закрепиться на берегах Керченского пролива за деньги, потому что там уже была развитая цивилизация.
  4. Не факт, что в Боспорском царстве использовали рабский труд.
  5. Киммерийцы, скифы, сарматы и следующие волны кочевников жили рядом с эллинскими колониями. Было много смешанных браков. Еще до христианства появилась очень интересная международная религия. Бог Всемогущий Неназываемый. Мальчиков разных крымских и кавказских национальностей обучали гимнасиархи так чтобы они знали, что бог един. Основной язык греческий, на котором написано Евангелие. Язык иудейских купцов на Великом Шелковом пути.
  6. Иудейская община Пантикапея выкупала военно-пленных аристократов как мужей для своих дочерей. Об этом сохранились документы. Условия были очень простые — даем денег, делаем обрезание, ходишь в синагогу, остаешься верен общине.
  7. Самое древнее изображение рыцаря найдено в древнем городе Боспорского царства Танаис (рядом с нынешним Ростов Дон). Трифон. Рыцари (витязи) из Приазовья и Северного Причерноморья принимали участие в Крестовых походах, а вообще до этого еще с 4 века составили основу аристократии и рыцарства Европы.

3. Города и ополья готов, гуннов, русов.

Наши готы это не совсем древние германские племена. От балтийского моря готы шли очень долго. И это были только мужчины. То есть вначале они завели детей в Литве от местных женщин, потом смешались с аланскими, славянскими, угрофинскими племенами в Приднепровье. Однако стиль сохранялся. В Крыму достаточно много древнегерманских названий, очень много стильных артефактов (орлиноголовые пряжки, бронзовые бубенчики). В течение нескольких сотен лет приднепровские готы перешли на славянский язык, но крымские готы говорили на греческом. Их потомки это крымские татары и приазовские греки, а также евреи ашкинази — я все-таки думаю, что язык идиш возник еще во времена Великого переселения народов и не в Германии, а в Северном Причерноморье, в Хазарском каганате (но у меня нет доказательств).

Гунны, по Гумилеву, которому я доверяю, это потомки всадников кочевников из земель вблизи Китая, и женщин Южного Урала. Их обозначают как тюрки, но в энциклопедии языков мира венгры это и тюрки, и угро-фины. По музыке потомки гуннов все-таки угрофины, сложные ритмы 5 на 8, 7 на 8, удары на слабую долю такта. Кухня своеобразная и точно не азиатская. Устройство жизни клановое, родовое. Нет рабов и панов.

На Керченском полуострове можно понять, где жили готы (Узунлар — высокие) и гунны (Каралар — черноголовые). Самый знаменитый род готского происхождения это караимы Узун, из этого рода вышел Петр Великий (по матери Нарышкин) и самый успешный градоначальник Евпатории Семен Дуван. Ему установлен памятник, легко понять особенности строения тела.

С гуннами совсем просто и много материалов. Род Кият, хан Котлуз взял при штурме Пантикапея себе в жены трех принцесс, из него эмир Мамай, князья Глинские, Елена Глинская родила нам Ивана Грозного, который свободно читал на 6 языках, прирастил Московское царство в огромные территории, считал себя императором по крови от древних родов эллинов и кочевников.

Русы. Ну тут простое слово юг, свет (иранский арийский). Южные готы. Артания (бывший Танаис в устье Дона), Куявия (Киев), Руссия (где-то в дельте Кубани, но сложно сказать, там очень высока природная динамика), Плесков (уже явно славянское слово от плёс), родина книгини Киевской Ольги, тоже на Кубани. Славия — скорее всего город, который во времена Хазарского каганата известен как Белая Вежа (башня).

Общая формула государственности еще со времен Малой Скифии (поздние скифы=ранние евреи) это мощная международная торговля, причем, в обход торговых союзов, контрабанда. Евреи+речные и морские нации, всадники тюрки и скифы. Двойное правление: торговый староста (например Дир имя скифское) и Аскольд (имя германское). Древний вариант двойного правления с фотокарточками это правители Неаполя скифского Скилур (купеческий староста) и Палак (молодой воевода), лица совершенно разных антропологических типов.

Город и ополье. Гардарика. Еще Геродот в 5 веке до новой эры описал (сам не был, по рассказам купцов) город двух наций — гелонов и будинов. Микс-эллины, потомки древних греков и местной аристократии продвигались вглубь Русской равнины. Создавали города на пересечении торговых путей, развивали международную торговлю. Стратегическими товарами были меха, мёд, воск, веревки, кожа, ценные виды рыбы — для этого бояре (от слова бой, ещё с древнегреческих времён каждый землевладелец обязан был сам идти в оборону и своих людей ставить в полном вооружении).

Ополье это окрестности города, где производили товары. Интересно, что у Энгельса есть работа про окрестности Москвы и экономику угрофинских племен — только один урожай в год, а 9 месяцев ремесло. То есть невозможно называть это крестьянами. Ополье от слова поле (пустой). На Русской равнине для посевов зерна выжигали лес.

Не следует думать, что военные командовали городскими общинами. Купеческий староста, у кого деньги, тот и прав. Городская стража со своим командиром — чуть что не так, нафиг. Так поступали с Александром Невским в Новгороде. Греческие полисы чеканили особую монету Эминек — это молодой сын скифского вождя, который обязан был защищать полис и хору (по русски — город и ополье). Однако двойное правление для такого молодого человека не давало гарантии безопасности. Чуть что не так, могло местное ополчение прибить или выгнать.

Гардарика это на древнегарманском (готы). Страна городов. Готы и скандинавы нанимались в городскую стражу и сопровождение речных и морских грузов в города древней Руси. Гард (отсюда и гвардия) это стража, охрана. Рик (рейх, рей) государство. На самом деле, часть Хазарского каганата, который был конфедерацией свободных городов, основная задача была обеспечить безопасность торговли. Как только малопонятный персонаж Вещий Олег убил в Киеве обманом Дира и Аскольда и придумал установить хунту династии Рюриковичей, начинается развитие абсолютизма, после принятия византийской модели христианства вероломные убийства, пытки, предательства, интриги.

4. Кырк-Эль страна сорока земель и княжество Феодоро.

Священное число скифов это 40 (Кырк, цирк, чёрчь, церковь, срок). Связано и с рождением, и со смертью. Ну и с бытовухой, из одного котла барана могут покушать сорок всадников. Средневековый Горный Крым состоял из 40 замков, в каждой стране свой язык. Это совсем небольшие местечки, например, Малореченское, Изобильное, Поляна, Чайковское — все очень интересные для путешествий на джипах или горных велосипедах. Подробнее напишу, если будет интерес.

Государственное устройство конфедерация. В каждом торговом местечке главой был торговый староста, должность (и капитал) наследственные. Хаджи-бей (по татарски) или дерби-берды (на персидском). Человек, который собирал налоги и платил их кочевникам. Также содержал городскую стражу, обычно из наемников с Северного Кавказа. Черк-ас сорок воинов. В Крыму начальник городской стражи именовался черкез-бей (бек).

В 1380 году уже очень старый эмир Мамай решил пойти на Москву. В Золотой орде была Великая Замятня. Очень много наплодили Чингизиды малопонятных и не особо выдающихся принцев. Мамай считал свое происхождение более высоким, чем от Чингизхана. Он создал самое богатое государство Европы, причем богатство его держалось на добыче соли с ароматом малины. Мамай правил около 30 лет. Одна из его жен была дочерью хана Золотой орды. Под рукой у него был племянник, которого он хотел поставить над Москвой и всей Золотой ордой.

Однако Тохтамыш договорился с генуэзцами, что отдаст им в Крыму берег от Судака до Балаклавы. После возвращения с неудачного сражения у Москвы на Куликовом поле в 1380, Мамая убивают генуэзцы. Начинается серия войн против греческих (и готских) православных общин Горного Крыма. Городская стража со своими князьями уходит во владения сыновей и внуков эмира Мамая — князей Глинских. Город Полтава, Путивль, Глинск. Князья Глинские принимают православие (однако не факт, скорее всего монофизиткого арианского толка, как у готов Приднепровья).

В 1360-х годах три крымских вьюноши 14-15 годочков попадают в плен при битве у Синих вод к великому князю Литвы, Руси и Жемойтии Ольгерду. Так возникли династии: Корибут-Вишневецкие, Кочубей… дальше не понятно. Но факт по теме, что подростков, обученных верховой езде и командирству — не убивали. Кастовые принципы. У Ольгерда были еще приемные Кориатовичи. Скорее всего убил их отца и взял себе в банду, наделил землями. Хотя не про Крым, но посмотрите фильм «Огнем и мечом». Княжна Курцевич невероятно красиво сыграла ее полька, а род православный с Северской земли (Донбасс).

Если вернемся к теме. В Крыму и на юго-востоке Русской равнины не было холопов и панов. Организация общества была клановая. Экономика высоко-товарная с международной торговлей. Поэтому власть богатых семейств. Военная сила наемная. Бедных не было.

Православные князья Феодоро (наиболее вероятно, что из византийской династии армянского происхождения Гаврас) подчиняют себе многие прежде независимые греческие и готские местечки и ведут войны с католиками с 1381 по 1475 год. Причем с помощью мусульманина Менгли Гирея. Это можно объяснить тем, что принц Феодоро по прозвищу Улу-бей (высокий князь) воспитывался при дворе крымского хана как аманат (благородный заложник) и с детских лет дружил с Менгли Гиреем. Сложно понять логику средневековья. Разве что через язык. В Крыму 12-18 века православные говорили на тюркских языках. А вот с религиозным фанатизмом было очень спокойно.

5. Крымское ханство монархия по Ясе Чингизхана

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Форму правления Крымского ханства можно определить как сословно-представительную, ограниченную монархию, хотя в период средневековья большая часть государств, особенно мусульманских, были абсолютными монархиями. В этом отношении Крымское ханство больше напоминало европейскую монархию английского образца. Крымский хан сосредоточил в своих руках большую власть, но она ограничивалась таким коллегиальным органом, как Диван (государственный совет), имеющим контрольно-наблюдательные функции, а также знатными и могучими беями. Хан не мог изменить привилегии знати. Представители разных сословий обладали определенной независимостью перед ханом и беями.

С целью укрепления вновь созданного ханства Хаджи Герай четко обозначает место, значение и права каждой группы его населения. Так, ярлыком (указом) 1447 г. он определяет 2 категории «управителей» — военную и гражданскую. К первой относились (по старшинству) беи и огланы (царевичи), темники, тысячники и сотники; ко второй — судебные чины: кади и кадиаскеры. Все остальные, кроме духовенства, относились к податному сословию. Они платили ясак (натуральную подать), а также подати за пастбища, за торговое место, с городского ремесла, купцы платили за ввоз и вывоз товаров пошлину как хану, так и беям. Подданные ханства были свободными людьми. В Крыму никогда не было крепостной зависимости.

Уже при Хаджи Герае закладываются основы государственного устройства Крымского ханства, имеющего черты децентрализованного государства. Его территория делилась на административно-территориальные округа — бейлики, охватывавшие значительную часть территории бывшего улуса и являвшиеся феодальными княжествами. Во главе бейлика стоял старший представитель бейского рода. Бейлик был устроен по образцу ханского владения: имелись Диван, калга, нуреддин, муфтий, осуществлялось правосудие. Беи имели свое знамя, герб (тамгу), печать, командовали воинскими формированиями, которые подчинялись хану как верховному главнокомандующему. Некоторые влиятельные беи могли от своего имени вступать в отношения с соседними государствами, но прерогативу представлять интересы государства имели послы хана. Иногда иностранные представительства не признавали заявления хана, если оно не было подкреплено точно такими же заявлениями беев — причем от имени самих беев.

Наиболее известными семействами, представлявшими родовую аристократию, были Ширин, Барын, Яшлав, Аргын, Кыпчак, Мансур, Мангыт, Сиджеут. Крымские беи имели большое влияние на избрание ханов из правящей династии. Бывали случаи, когда хана избирали, не дожидаясь султанского утверждения кандидата, а поднимая его по ордынскому обычаю на войлочной кошме. Затем турецкий султан своим решением утверждал выбор крымской аристократии.

Кроме родовой аристократии — беев — при Сахибе Герае (1532—1551 гг.) появляется служилое дворянство — капы-кулу, получившее наследственные привилегии за усердие и личную преданность хану. Капы-кулу входили в собственную гвардию хана, созданную им по образцу турецких янычар.

Иерархия власти в Крымском ханстве

Хан. Гераи вели свою родословную от Чингисхана, и чингисидский принцип преемственности власти сохранялся во всей истории Крымского ханства. Хан определял первого (калгу) и второго (нуреддина) наследников. Хан пользовался правом верховного владения землей. Но у хана был и собственный домен, расположенный в долинах Альмы, Качи и Салгира. Хану также принадлежали все соляные озера и необработанные земли — меват. Часть из этих владений он мог только раздавать своим вассалам. Крымский хан имел личную охрану и конных телохранителей, множество слуг, содержал пышный двор, являлся главнокомандующим всеми войсками ханства, имел исключительное право чеканить монету. Доходы хана складывались из налогов: ханская подымная подать, десятина с урожая хлеба и приплода скота, подать с оседлого населения, взимавшаяся за возделанные земли. Христиане сверх того платили особый налог «харадж».

Полномочия хана были достаточно широкими. Он составлял международные договоры, объявлял состояние войны или мира, вынося свои решения на рассмотрение Дивана, предоставлял военную помощь соседним государствам. Хан издавал ярлыки, которыми регулировал хождение национальной валюты и налогообложение, жаловал своим подданным земли. Хан назначал судей—кадиев, имел право помилования, но мог приговорить к казни только согласно решению Дивана. Хан имел право назначения и снятия с постов высших должностных лиц: калги, нуреддина, op-бея, сераскеров, визиря, муфтия и др.

Хан подписывал документы как «Великий хан Великой Орды и Престола Крыма и Степей Кыпчака«. Некоторые ханы проводили независимую политику, не считаясь с волей султана. Так, Ислам III Герай, когда его избрали ханом, заявил визирю султана: «Не осаждайте меня предупредительными письмами, что с таким-то гяуром не хмуриться, такому-то показывать вид расположения, с таким-то не ладить, такого-то не огорчать, с таким-то так поступать, заглазно давая отсюда распоряжения по тамошним делам; не путайте меня, чтобы я знал, как мне надо действовать«. Крымские ханы пользовались огромным уважением в Стамбуле. Особенно возрастало их влияние при дворе султана во время войн Османской империи, в которых участвовал крымский хан со своим войском.

Со второй половины XV в. на порядок наследования ханского престола стал влиять турецкий султан, имевший для этого политические (по договору 1454 г.) и религиозные (как халиф — глава мусульман мира) основания.

Процедура утверждения ханов была следующей: султан через своего придворного посылал будущему хану почетную шубу, саблю и украшенную драгоценными камнями соболью шапку, а также собственноручно подписанный приказ (хаттишериф), который зачитывался собранным в Диване крымским беям. Вступившему на престол хану вручались особый стяг и ханский бунчук.

Калга. Калга-султан — официально объявленный ханом наследник из рода Гераев. Этот сан был впервые введен Менгли I Гераем. Турецкий султан обычно с уважением относился к воле хана и почти всегда назначал того, на кого указывал крымский правитель.

Калга — первый после хана сановник. Калга проходил своеобразную практику управления государством при правящем хане. Если хан не мог или не хотел принять участие в военном походе, командование войсками брал на себя калга, а в случае его отсутствия — нуреддин. Его постоянная резиденция и администрация находились в Акмесджите (современный Симферополь). Калга имел своего визиря, казначея—дефтердара, судью — кади. Калга вел заседания своего Дивана, в котором рассматривались различные судебные дела. Протоколы судебных процессов отправлялись в ханский Диван, где выносили окончательный приговор. Приказания калги о привлечении кого-либо к суду, его военные приказы, пропуска и все повеления имели силу ханских.

Калга не имел права чеканить монету. Он получал во владения значительный удел (калгалык), который включал в себя земли в верховьях Альмы вплоть до Чатырдага, а также северный склон горы и долину Салгира. Калгалык являлся государственной собственностью и не мог передаваться по наследству. Калга мог пожаловать своему приближенному землю только во временное пользование. Часть своего дохода калга получал в виде жалованья от турецкого султана.

Нуреддин. За калгой в крымской иерархии следовал нуреддин-султан, обычно это был брат хана. Он также считался наследником престола после калги. В отсутствие хана и калги он брал на себя командование армией. Его официальная резиденция находилась во дворце Качи-Сарай в долине Качи. Он, как и калга, имел своего визиря, казначея — дефтердара, судью — кади и не мог чеканить монету. Нуреддин получал также жалованье от султана.

Великий бей — представитель одного из известных и влиятельных бейских родов, наделенный ими статусом наиболее авторитетного бея. После определения статуса великий бей назначался ханом на высокую государственную должность. В задачи великого бея входило быть «оком и ухом хана», то есть исполнять обязанности его деятельного визиря, выполняя функции первого министра государства. Он — высший хранитель ханского имущества, все государственные дела находились в его руках. Бей получал треть годовых поминков (дани) — это была его старинная привилегия, как и обязанность командовать личной гвардией хана. Бей следил за общественным порядком в столице и ее округе. Иногда власть великого бея превышала на практике компетенцию нуреддина.

Муфтий — высшее духовное лицо, верховный толкователь шариата. Судьи в своих решениях исходили от объяснения муфтием тех или иных положений мусульманского права. Муфтий толковал законы и принимал фетвы (решения, заключения), являясь своеобразным надзорным органом. При несоответствии принятых ханом решений нормам Корана муфтий выносил постановление об их недействительности и объявлял незаконными, ограничивая таким образом власть крымского хана.

Если в Крым приходили подарки от зарубежных правителей, то муфтий получал их наравне с ханом. Он вел самостоятельную переписку. Ему и его ближайшим помощникам и другим значительным духовным лицам принадлежали владения в различных частях Крыма, входившие в их духовный домен (ходжалык). Число деревень ходжалыка достигало двадцати. Другой формой духовного недвижимого имущества являлись вакуфные земли, то есть земли, переданные мусульманской общине правоверным мусульманином. Доходы с вакуфных земель шли на содержание какой-то определенной мечети, медресе, мектебе, приюта для одиноких стариков, иногда даже светского сооружения — дороги, моста, фонтана-чешме. Муфтий осуществлял верховный надзор за использованием строго по назначению вакуфных земель, размер которых достигал 90000 десятин.

Op-бей. В обязанности op-бея входило поддержание внешней безопасности государства, контроль за сохранностью его границ. Он также осуществлял надзор за всеми ордами ханства, обитавшими вне Крымского полуострова. Его резиденция находилась в крепости Op-Капы (Перекоп), расположенной на перешейке, соединявшем полуостров с материком. Op-Капы защищала Крым от вторжения вражеских войск, поэтому на должность op-бея назначались обычно беи Ширинские за близость к династии Гераев. Французский дипломат XVIII в. Пейсонель пишет о том, что по значению эта должность считалась одной из самых главных в ханстве. Op-бей имел доходы от соляных промыслов.

Сераскеры. Сераскерами назывались князья ногайских орд — Едисан, Буджак, Едичкул (или Едишкул), Джамбойлук и Кубанской — кочевавших вне полуострова. Они являлись одновременно правителями этих территорий и командующими войсками под управлением главнокомандующего — хана. Подчиняясь хану, они нередко выходили из-под его контроля, отправляясь в самочинные походы, входя в сепаративные сношения с соседями, особенно с северокавказскими властителями. Нередко дело доходило до прямой вооруженной борьбы с ханами. Несмотря на подчас непредсказуемую политику сераскеров, ханы слишком ценили воинскую доблесть и силу причерноморских орд. Поэтому они, заботясь об экономическом состоянии орд и развитии в них религиозных и общественных учреждений, защищая орды от нападений соседних народов и применяя широкий спектр дипломатии, держали сераскеров в русле общегосударственной политики. Ведь сераскеры могли вывести в поле едва ли не большее количество всадников, чем сам хан.

Ширины и другие знаменитые бейские роды. Главы четырех бейских родов: Ширин, Яшлав, Барын, Аргын — составляли совет карачи (караджи). По сути, именно они избирали хана. Как правило, ни один важный государственный вопрос не мог быть решен ханом без их согласия. Ширин-бей не всегда защищал интересы этой высшей аристократии, а нередко придерживался родовой политики. Ширин-бей вел личную переписку с зарубежными государственными правителями, имел свой административный аппарат, а также собственного калгу и нуреддина.

Бейлики - удельные владений беев главных крымских родов

Бейлики — удельные владений беев главных крымских родов

Яшлав курировал дипломатические отношения с Москвой. Любой мурза или ага был готов поддерживать своего бея, рассчитывая на земельные и иные пожалования.

  • Род Яшлав в Москве назывался князья Сулешовы. Это православная ветвь, которая имела огромное влиение в Российской империи. Яшлав пришли в Крым из Поволжья и захватили земли у Бахчисарая с большим числом православных греков, караимов, армян и другого оседлого населения, которые платили за защиту от кочевников большие налоги. Когда непонятно откуда в Крым привело польско-литовское войско первого хана Гирея, то род Яшлав предоставил хану часть своих земель у Бахчисарая. Другие богатые земли, а также соляные озера род Гирей получил от ушедшего из Крыма богатейшего рода Кият (после убийства эмира Мамая генуэзцами в сговоре с ханом Тохтамыш).

Аристократия, опираясь на своих мурз, иногда выступала и против хана, если он нарушал их права и интересы. Стамбул старался поддерживать оппозицию ханам и защищал старинное равноправие карачи и хана — ведь беи сдерживали устремления хана к укреплению центральной власти и к самостоятельности от империи. Владения карачи назывались бейликами, беи осуществляли здесь правосудие. Бейлик Ширин включал земли от г. Карасубазара (Къарасубазара) до г. Эски-Крыма (Эски-Къырыма) и от Сиваша до северных склонов Средней гряды. К западу от владений Ширин находились бейлики его союзников Барын и Аргын. В бейлик Яшлав входили земли между реками Альма и Бельбек. Каждый из беев имел свое войско.

Чтобы усилить свою независимость от аристократии, Сахиб I Герай (1532— 1551 гг.) решил опорой для себя сделать недавно пришедший на полуостров мангытский бейский род Мансур, имевший за собой десятки тысяч кочевников. С того времени и до сих пор крымские татары территорию между Джанкоем и Тарханкутом, где расположились кочевники, называют Мангыт ери. Между родами Мансур и четырех карачи началась ожесточенная борьба за первенство в ханстве. В результате этой борьбы сила и влияние рода Мансур фактически сравнялись с могущественным родом Ширин. Но даже в периоды ослабления рода Ширин его официальный статус оставался более высоким, чем статус рода Мансур.

Ана-бейим, улу-хани. Должность ана-бейим (валиде) занимала мать либо сестра правящего Герая. Должность улу-хани обычно хан давал одной из старших своих сестер или своих дочерей. Эти две сановные особы были достаточно влиятельны при ханском дворе, имели узкий круг придворных, доходы от подвластных деревень, а также отчислений из ханской казны.

Кадиаскер — верховный судья, он передавал все судебные приговоры в Диван для вынесения окончательного решения и ведал всеми тяжбами, возникающими среди мурз. Казнадар-башы — великий казначей — вел учет всех доходов хана. Дефтердар-башы — главный контролер — вел учет всех расходов государства. Диван-эфенди — секретарь Дивана, хранитель всех списков и писем. Во время заседания Дивана он зачитывал письма и документы, назначенные ханом для оглашения.

Диван
Диван — государственный совет, высший орган власти, исполнявший объединенные функции исполнительной, законодательной и судебной власти. В него входили: хан, муфтий, калга, нуреддин, беи (сераскеры трех орд, ор-бей, карачи), визирь, кадиаскер, казнадар-башы, дефтердар-башы и другие высшие должностные лица.

Именно в Диване принимались окончательные ответственные решения по таким вопросам, как объявление войны и мира, предоставление военной помощи иностранным государствам. В Диване представлялись иноземные послы, зачитывались грамоты зарубежных государств.

Диван был также судом высшей инстанции, рассматривал окончательно гражданские и уголовные дела, а также дела о спорах между мурзами. Только Диван мог вынести приговор о смертной казни. В Диване чаще всего происходила процедура вступления в должность или снятия с должности крымского хана. Кадиаскер произносил приговор по решению муфтия, а хан в заключение издавал приказ.

Диван определял размер содержания, выделяемого на ханский двор и дворец. Диван в более узком составе (кучюк Диван): хан, калга, нуреддин, ор-бей, сераскеры, визирь, кадиаскер, пять беев — решал вопрос о судьбе очередного военного похода и количестве необходимого войска. Решения Дивана были обязательны для всех крымских татар независимо от того, в каком составе он собирался. Но бывали случаи, когда хан не мог собрать Диван: его члены не являлись, чтобы парализовать проведение в жизнь той или иной инициативы Герая.

Эльведин ЧУБАРОВ