Мы общались только по телефону. Однако Валерий Павлович подарил мне свою удивительную книгу через главного редактора в Симферополе. Потом еще звонили друг другу. Последние темы были как он строит дачу по своему собственному проекту — необычной формы. Не знаю, успел ли достроить, и кому теперь эта дача принадлежит. В массиве у села Мраморное.

А повод для знакомства в том, что в моих книгах были фотографии Георгия Зеленина (которого лично я не видел), однако на моем проекте Аллея крымских краеведов были и материале о Зеленине, а это друг Павлотоса. Так что сам Валерий Павлович на меня и вышел.

обложка книги. В Павлотос. Рождены чтоб сказку сделать. Полвека в кино

обложка книги. В Павлотос. Рождены чтоб сказку сделать. Полвека в кино. На обложке: съемки невесомости космонавтов; поворотная избушка на курьих ножках с бабой Ягой; подводные съемки

Зеленин и Павлотос подготовили предложения по созданию Музея в Балаклаве, который и сейчас очень нужен.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МУЗЕЮ ПОДВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В БАЛАКЛАВЕ

I. «Подводный кинематограф»
История мирового и отечественного подводного кино.
Фильмы Жак Ива Кусто.
Художественные фильмы (“Челюсти”, “Бездна” США и пр.).

Возможно изготовление механической бутафорской акулы и установка под водой с подсветкой и видеоизображением на большом экране.
Отечественные фильмы (“Человек-амфибия”, “Акванавты”, “Через тернии — к звёздам”, “Над нами Арктика” и пр.).

Возможно изготовление механической бутафорской манты (к/к “Акванавты”) и установка её под водой с подсветкой и видеоизображением на большом экране, погружающегося обитаемого отсека для съёмок комбинированных кадров на морском дне и затапливаемой декорации “Звездолёт” (к/к “Через тернии — к звёздам”) для имитации космической невесомости в условиях гидроневесомости и пр. Подробнее. На странице о Зеленине.

Самый известный «реквизит» для кино, который создал Валерий Павлотос, это бывший арбузовоз из Херсона, затем реальный парусный корабль Испаньола в нескольких фильмах, теперь ресторан дорогой и престижный. Первый раз я там был по приглашению мэра Ялты, потом несколько раз с детьми (им особенно нравилось фото за штурвалом) и буржуйскими туристами.

Ресторан ИСПАНЬОЛА на набережной Ялты

Ресторан ИСПАНЬОЛА на набережной Ялты

Самые известные фильмы, в которых работал Валерий Павлотос:

как инженер-конструктор
  • 1971 — Остров сокровищ
  • 1972 — Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
  • 1973 — Москва — Кассиопея
  • 1974 — Отроки во Вселенной
  • 1976 — Русалочка
  • 1978 — Ветер странствий
  • 1979 — Акванавты
  • 1981 — В небе «ночные ведьмы»
  • 1984 — Инопланетянка
  • 2008 — Пассажирка

как постановщик трюков
  • 1973 — Москва — Кассиопея
  • 1974 — Отроки во Вселенной
  • 1975 — Шторм на суше
  • 1977 — Ветер «Надежды»
  • 1978 — Поговорим, брат…
  • 1979 — Пираты XX века
  • 1982 — Спортлото-82
  • 1985 — И ещё одна ночь Шахерезады
  • 1986 — Красные башмачки
  • 1986 — Путь к себе
  • 1987 — После дождичка в четверг
  • 1987 — Лиловый шар
  • 1987 — Мио, мой Мио

как художник-декоратор
  • 1972 — Это сладкое слово — свобода!
  • 1977 — Кольца Альманзора
  • 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля
  • 1986—1996 — Ермак
  • 1986 — Пётр Великий
  • 1987 — Десять негритят
  • 1987 — Странник
  • 1989 — Узник Европы
  • 1990 — Одиссея капитана Блада
  • 1990 — Царская охота
  • 1991 — Летучий голландец
  • 1992 — Господа артисты
  • 1993 — На муромской дорожке
  • 1992 — Сердца трёх
  • 1992 — Сны о России
  • 1994 — Империя пиратов
  • 1994 — Простодушный
  • 1995 — Гелли и Нок
  • 1996 — В империи орлов
  • 1997 — Роксолана
  • 1998—2003 — Хорнблоуэр
  • 2014 — Солнечный удар

— На мой вопрос, когда Павлотос был последние дни в сознании, как ему удавалось прожить столько жизней за одну (горноспасатель, мастер спорта по скалолазанию, постановщик трюков и подводных съемок, инженер конструктор, отец, дед, корабле и градо- строитель и т.д.) папа ответил, что главным для него всегда был конечный результат, — написала на своей странице в Facebook Дарья Павлотос, дочь Валерия Павловича.

Знаменитый ялтинец окончил Московский автомеханический техникум и Севастопольский приборостроительный институт. В 60-е годы начал работать в кино, к пятидесятилетнему юбилею в 2011 году Валерий Павлотос выпустил книгу «Рождены, чтоб сказку сделать…» Полвека в кино». Мастер принимал участие в перестройке рыболовецкого парусно-дизельного судна «Клим Ворошилов» в бригантину «Испаньола» для фильма «Остров сокровищ» (1971 г.). Судно затем сыграл в картинах «Русалочьи отмели» и «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Станислава Говорухина. После этого корабль подняли набережную Ялты, сейчас это один из символов курорта.

шхуна HISPANIOLA на съемках фильма ОСТРОВ СОКРОВИЩ

шхуна HISPANIOLA на съемках фильма ОСТРОВ СОКРОВИЩ

Фото: Дарья Павлотос/Facebook

Руками Павлотоса созданы множество знаменитых кораблей волшебного мира кино. Это шхуна из ленты «Новые приключения капитана Врунгеля», пиратский галеон «Арабелла» и галеон «Ля фудр» из ленты «Одиссеи капитана Блада». Его 3-хмачтовый шлюп «Восток» снимался в фильмах «Пленник Европы», «Господа артисты», «Царская охота», «Простодушный», «На муромской дорожке», «Гелли и Нок», а также «Роксолана».

Поставил рекорд Советского Союза в горах

В 1966 году, 50 лет назад Валерий Павлотос совершил рекордное восхождение на скалу Шаан-кая возле Симеиза. Это гора с отрицательным уклоном, ее высота 871 метр, маршрут считался самым сложным в СССР. Вместе с Валерием Павловичем в восхождении принимал участие известный советский звукорежиссер Михаил Резниченко.

— Все мы получили золотые медали чемпионата СССР по альпинизму за установление нового мирового рекорда, — рассказал «Комсомольской правде Крым» друг Павлотоса Михаил Резниченко. — Восхождение длилось семь дней. Наш рекорд смогли повторить только спустя 38 лет российские альпинисты, которые воспользовались именно нашим маршрутом.

Валерий Павлотос на скальном восхождении

Валерий Павлотос на скальном восхождении

Фото: Федерация альпинизма России

Сделал настоящий Кремль

Для американского фильма «Петр Великий» Валерий Павлотос построил настоящий кремль. На съемках ленты было задействовано много советских специалистов.

— Копия в натуральную величину Успенского собора, которую создал Павлотос, является самой большой декорацией созданной в СССР, — вспоминает о работе друга в том проекте Михаил Резниченко. — Когда иностранная группа увидела собор, они подумали, что он настоящий. Вообще, для этого фильма Валера построил целый город вокруг Москвы-реки. Все, кто его видел, приходили в восторг от того, насколько реалистичными были декорации.

Именно Павлотос сумел разработать для советского кино уникальную методику съемки невесомости. Такие эпизоды для фильма «Москва — Кассиопея» снимались под водой, вспоминает Михаил Резниченко. Для фильма «Через тернии к звездам» он создал инопланетный корабль.

Возрождал киностудию

Имя Валерия Павлотоса неразрывно связано с Ялтинской киностудией. Многие павильоны там созданы его руками. После распада СССР Павлотос тяжело переживал события на ялтинской киностудии, не мог спокойно наблюдать, как она приходит в упадок. До последнего дня он боролся за возрождение Ялты как кинематографической мекки. Друзья говорят, что его здоровье ухудшилось в том числе из-за того, что возрождение ялтинской киностудии шло очень медленно и с трудом, несмотря на колоссальные усилия, которые прилагал Валерий Павлотос.

Читайте на WWW.CRIMEA.KP.RU: https://www.crimea.kp.ru/daily/26542/3562004/

Из википедии (кстати, есть и ссылка на мой обзор ))):

Родился 12 августа 1940 года в Севастополе в семье служащего. Летом 1942 года был эвакуирован, вернулся через два года, когда город был освобождён, а в 1945 году семья уехала в Ялту. Окончил Московский автомеханический техникум, затем Севастопольский приборостроительный институт. Недолгое время работал наладчиком на рыбокомбинате, увлёкся скалолазанием, — впервые попал тогда на тренировку в Никитской расщелине, оказался в команде Крыма для участия во Всесоюзном первенстве альпинистов. В поисках работы в сентябре 1960 года оказался на Ялтинской киностудии, куда и был зачислен конструктором. Затем — инженер-конструктор, начальник конструкторского бюро, начальник цеха декоративно-технических сооружений, начальник цеха обеспечения сложных постановочных съёмок. Принимал участие в создании парусных судов как разработчик конструкций по эскизам художников-постановщиков, а также как художник-декоратор.

C 1961 года состоял, а в 1964—1969 годах возглавлял Ялтинский спасотряд Контрольно-спасательной службы Крыма, действовавший на общественных началах.

Все страны мира на съемках кино в Крыму. Места, где снимали фильмы

КРЫМ – ВЕСЬ МИР НА ЭКРАНЕ
(автор списка — Валерий Павлотос, Ялта)